Ирина МАЛИНОВСКАЯ
Консультация для воспитателей «Мирилки» и считалки как форма игровых способов решения детских конфликтов»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании ребенка. Это возраст первоначального становления его личности. Большое значение и актуальность приобретают взаимоотношения со сверстниками в группе детского сада, которые существенным образом влияют на развитие личности детей. Каждый ребенок уникален и неповторим. Развитие ребенка помогает ему стать более активным и творческим.
Публикация «Консультация для воспитателей „Мирилки“ и считалки как форма игровых способов решения детских конфликтов“» размещена в разделах
- Дружба. Учимся дружить
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Конфликт. Предупреждение и разрешение конфликтов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мирилки. Научим детей мириться
- Считалки, считалочки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Важную роль в развитии детей играет игра. А в игре между детьми случаются конфликты. У младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игрушек, у детей среднего возраста – из-за ролей, а в более старшем возрасте – из-за правил игры. Детские конфликты могут возникать по поводу ресурсов, дисциплины, трудностей в общении, ценностей и потребностей. Большинство детских ссор обычно разрешаются сами собой. Задача взрослых состоит в том, чтобы научить детей взаимодействию с другими людьми, умению выражать свои желания, выслушивать желания другого, договариваться. При этом ребенок должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто слепо подчиняться требованиям взрослого или более сильного партнера (находить выход из сложившейся ситуации, варианты решения конфликта).
Учебная программа дошкольного образования Республики Беларусь ставит перед воспитателем следующие задачи :
• При взаимодействии со сверстниками развивать умения планировать совместную деятельность, учитывая интересы и мнение сверстников, уважительно относиться с ним;
• Развивать представления о статусно-ролевой модели поведения, ее гибкости (подчиняться правилам, соответствовать ожиданиям, быть ситуативно адекватным, утверждать себя, не принижая других).
Полностью предотвратить конфликты между детьми в детском саду нельзя, да и не нужно. Эти ситуации и выход из них – основа социализации ребенка в будущем. Лучше улаживание конфликта оформить в виде игры. Для примирения детей в группе используем «мирилки» вместе с ритуальными действиями: пожать руки, сцепиться мизицами, прыжки на месте, улыбки друг другу, взаимные объятия, поглаживание по голове друг друга и другие.
Вспомнила свое детство. Тогда «мирилки» и считалки были очень популярны среди ребят. Часто «мирилки» и ритуалы мы придумывали сами. Как здорово было помириться!
«Мирилки» – это короткие стихотворные строчки (стихи-приговорки, которые приговаривают дети после ссоры. Слова произносятся вместе, ритмично, при этом дети сцепляют пальцы (могут обняться, трясут руками, прощая друг друга. Свое название «мирилки» получили от слова «мир» - мириться, дружба. «Мирилка» произносится подряд несколько раз и действительно примиряет. Это ведь очень весело вместе произносить текст, в ритме, делая движения сцепленными мизинчиками. Обиды быстро проходят, а на смену им появляется улыбка. Дети легко прощают и легко мирятся, и это очень важное умение в жизни умение прощать, восстанавливать лад и мир. И от этого выигрывают все. Традиционные «мирилки», которые очень любят дети, универсальны отсутствием возрастных ограничений: от малышей до школьников. Меняется только примирительно - ритуальная часть.
Как работать с «мирилками»?
1. Можно выбрать несколько «мирилок», которые больше всего понравятся вам и вашим детям.
2. Выучить эти «мирилки» вместе.
3. Сами используйте «мирилки», если вдруг кого-то обидели.
4. Бережно относиться ко всем текстам «мирилок».
5. Лучше не использовать мирилки, в которых детям надо мириться под угрозой наказания взрослого.
Вот несколько «мирилок», которые нравятся нашим ребятам:
- Петушки распетушились,
Но подраться не решились.
Если очень петушиться,
Можно пёрышек лишиться.
Если пёрышек лишиться,
Нечем будет петушиться.
- Жили – были три чертенка,
И два маленьких котенка.
Им велели дружно жить,
И обиды позабыть.
- Дружат солнце и весна,
Дружат звёзды и луна,
Дружат в море корабли,
Дружат дети всей земли.
- Мирись, мирись, мирись
И больше не дерись.
А если будешь драться,
То я буду кусаться.
- Мир, мир – навсегда
Злость и драка – никогда.
- Мир, мир – навсегда
Больше ссориться нельзя.
- Не дерись, не дерись,
Ну-ка быстро помирись!
- На крапиву не садись
Если сядешь – не сердись!
- Я мирюсь, мирюсь, мирюсь.
И я больше не дерусь
Ну, а если подеруся,
В грязной луже окажуся.
- Ссориться не будем.
Будем мы дружить
Клятву не забудем,
Сколько будем жить.
- Чем ругаться и дразниться,
Лучше нам с тобой мириться!
- Очень скучно в ссоре жить,
Потому давай дружить!
- Хватит нам уже сердиться,
Поскорей давай мириться.
Мы обиды все забудем
И дружить как прежде будем!
- Я с тобою не дерусь,
Я не ссорюсь, а мирюсь.
Между нами мир и дружба,
Помогать друг другу нужно.
- Подбегает малышок,
Говорит: “Мирись, дружок!
Драчуны не в моде,
Как жабы в огороде.
Лучше помириться.
Весело кружиться.
Ты — мой друг,
и я — твой друг.
Становись скорее в круг.
Здесь мы все твои друзья,
Ссориться друзьям нельзя!
Для урегулирования отношений в детских игровых коллективах, выбора ведущего в игре широко используем считалки. Они очень нравятся детям, быстро запоминаются.
- Суп из шишек – для мальчишек.
Из гребёнок – для девчёнок.
Из репейника – бульон.
Кто не хочет –
Выйди вон.
- Сидел петух на лавочке,
Считал свои булавочки :
«Раз, два, три,
В этот счёт
Выходишь ты!
- На золотом крыльце сидели
Царь, царевич,
Король, королевич
Сапожник, портной.
Кто ты такой?
Говори поскорей.
Не задерживай
Добрых и честных людей!
- Дора, Дора, помидора,
Мы в саду поймали вора.
Стали думать и гадать,
Как же вора наказать.
Мы связали руки, ноги
И пустили по дороге.
Вор шел, шел, шел
И корзиночку нашел.
В этой маленькой корзинке
Есть рисунки и картинки.
Раз, два, три!
Кому хочешь — дари!
- Ехала телега
Тёмным лесом.
За каким-то
Интересом.
Стук, звон,
Выйди вон!
- Аты-баты, шли солдаты.
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, он какой?
Ата-баты, золотой.
- Раз, два, три, четыре, пять,
Будем в прятки мы играть.
Небо, звёзды, луг, цветы –
Ты поди-ка, поводи!
- Раз, два, три, четыре,
Жили мышки на квартире,
Чай пили, чашки мыли,
По три денежки платили,
Кто не хочет платить –
Тому и водить!
- Ехал поезд по грибы,
Стук-стук-перестук.
Пересчитывал столбы,
Стук-стук-перестук.
У последнего столба
Стук-стук-перестук.
Он увидел два гриба:
Боровик и шампиньон,
Кто не верит – выйди вон!
- Плыл по морю чемодан.
В чемодане был диван.
А в диване спрятан слон.
Кто не верит –
Выйди вон!
- Шла коза по мостику
И виляла хвостиком,
Зацепилась за перила,
Прямо в речку угодила –
Бух!
- Черепаха хвост поджала
И за зайцем побежала,
Оказалась впереди,
Кто не верит – выходи!
- Шел крокодил.
Трубку курил.
Трубка упала
И написала:
"Шишел, мышел, вышел!"
- Пчелы в поле полетели,
Зажужжали, загудели,
Сели пчелы на цветы,
Мы играем – водишь ты.
- Шла кукушка мимо леса
За каким-то интересом.
Инте, инте, интерес,
Выходи на букву С.
- Как у нас на сеновале
Две лягушки ночевали.
Утром встали, щей поели
И тебе водить велели.