Татьяна Гетманская
Консультация для родителей «Завязать и застегнуть». Способы развития мелкой моторики детей
▼ Скачать + Заказать документы
"Завязать и застегнуть"
Дорогие родители!
Завязывание и развязывание шнурков, застегивание и расстегивание пуговиц и молний, все это прекрасные способы развивать мелкую моторику наших деток. Вот Вам в копилочку несколько советов, как все это проделывать своевременно и с пользой.
Публикация «Консультация для родителей „Завязать и застегнуть“, Способы развития мелкой моторики детей» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2018
Завязать и застегнуть
Почти любой ребенок, достигший трехлетнего возраста, может застегнуть кофточку на пуговицах, молнию на куртке, обувь. Главное - помочь ему научиться. Как, это правильно делать, и в каком возрасте можно начинать развивать эти навыки?
Когда и с чего начинать?
Научить застегивать и расстегивать липучки можно уже в возрасте полутора лет, когда ребенок начинает проявлять интерес к обуви и одежде. Его пальчики уже окрепли для того, чтобы справиться с липучкой. В этот же период можно научить развязывать завязочки на шапке. Одной рукой беремся за завязочку, тянем вниз-и шапку можно снять. Следите, чтобы малыш дергал за кончик, а не за бантик, иначе затянется узел, и малыш не сможет сам снять шапку.
Ближе к двум годам можно переходить к кнопкам на куртке, рубашке, кофточке. Раньше полутора лет учить кроху расстегивать и застегивать кнопки нежелательно, так как лучезапястный сустав (сустав между костями запястья и предплечья) и координация движений рук недостаточно развиты для такого рода манипуляций. К тому же застегивание кнопок годовалому малышу может быть не под силу.
После двух лет уже можно знакомить с молнией. Двигать вверх-вниз бегунок может ребенок, которому двух лет еще не исполнилось. Труднее научить малыша самостоятельно вставлять замок в проем. Эта работа более тонкая и требует достаточной координации движений пальцев и понимания конечного результата.
В возрасте 2-2,5 лет можно учить кроху застегивать пуговицы. Развитый большой палец, уверенный захват в этом возрасте будут способствовать закреплению навыка. Для малыша важно не простое копирование: просунул пуговицу в петельку - она застегнулась, вытащил- расстегнулась, - необходимо осознание своих действий.
В этом же возрасте ребенок проявляет интерес к расшнуровыванию обуви: начинает вытаскивать шнурки из каждого ботинка, который попадается у него на пути. Надо поймать этот момент и показать малышу, что шнурки можно не только вытаскивать, но и вдевать обратно. Для поддержания интереса используйте яркие не скользкие шнурки, покажите, как по-разному можно шнуровать ботинок. Шнуровка в виде лесенки, стежка или полосочки обязательно привлечет кроху и подтолкнет его повторить ваши действия: кроха начнет увлеченно вставлять шнурки в отверстия.
Завязывать шнурки и вязать бантик -задачи довольно сложные для малыша, поэтому обучение стоит начинать ближе к трем годам, а то и после, когда пальцы уже достаточно ловки, а движения обеих рук более скоординированы.
Сначала нужно научить ребенка вязать узелки. Бантиком займемся только тогда, когда малыш освоит предыдущее действие.
Как правило, завязывать узелок с бантиком может ребенок, достигший четырехлетнего, а то и пятилетнего возраста. Если ребенок делает это в три года- хорошо, но если отказывается - не заставляйте его. Со временем научится.
Следующим шагом будет завязывание шапки. Но надо помнить, что делать это самому малышу не удобно, поэтому даже дети 5-6 лет обращаются за помощью к взрослым. Формируя навыки самообслуживания, старайтесь, чтобы ребенок с самого начала относился к своей одежде и обуви с аккуратностью.
Липучки и завязки
Для начала обучения как нельзя лучше подойдет обувь на липучках. Дайте малышу в руки обувь, покажите, как она застегивается и расстегивается; звук липучки ему понравится. Пусть он повторит ваши действия: это даже под силу 1,5 крохе. Хвалите ребенка, если у него получилось застегнуть обувь, радуйтесь его достижениям. Следите, чтобы он теперь обувался (застегивал липучки) самостоятельно, без посторонней помощи. Если есть липучки на одежде малыша, он сам может догадаться, для чего они нужны.
Кнопки
Медленно покажите, как вы застегиваете на куртке кнопки. Пусть малыш пальчиками одной руки придерживает основание кнопки, а другой рукой накладывает сверху вторую полу куртки. Защелкнулась! Держа обеими руками основания кнопки и потянув полы в разные стороны, можно расстегнуть одежду. Такое открытие порадует и заинтересует ребенка. Объясняйте ребенку, что если он будет с силой дергать полы куртки, кнопки оторвутся, и одежда будет испорчена.
Молния
Молния на карманах застегивается и расстегивается, если потянуть замок вверх или вниз, вправо или влево. Без длительных объяснений (в 1,5 года достаточно нескольких ясных, коротких фраз) покажите ребенку, как обращаться с застежкой на молнии. Собираясь на прогулку, позвольте малышу сделать это самому. Для начала обучения используйте молнии с крупной застежкой и замком. Пусть ребенок сам заметит, что на замке есть отверстие. Сначала мы опускаем бегунок вниз, затем вставляем в отверстие основание второй стороны молнии и только после этого тянем замок вверх. Поначалу вставляйте бегунок сами, предлагая ребенку застегнуть-расстегнуть молнию.
Шнурки
Для начала потренируйтесь вязать простые узелки: пусть кроха возьмет в руки оба конца шнурка, положит их друг на друга крест-накрест и один конец проденет под другой("в дырочку", затем потянет концы шнурка в разные стороны. Узелок получился!
Чтобы освоить бантик, в начале обучения сами складываем концы шнурков пополам (в бантик, отдавая их ребенку в руки. Ему остается только завязать еще один узелок. Ближе к 4,5 годам уже можно попросить ребенка своими руками складывать концы шнурка в бантик и самостоятельно завязывать шнурки.
Используйте заинтересованность ребенка в новых предметах, в играх и игрушках:завязывайте бантики куклам, играйте в пиратов, вяжите "морские узлы", используйте различные игры-шнуровки.
И помните: умения и навыки самообслуживания формируются постепенно. Не пытайтесь опередить природу, не ориентируйтесь на других детей. Помните, что ваш малыш развивается индивидуально!