Галина Петрова
Консультация для родителей «Использование оборудования логопедического кабинета в работе с детьми с нарушениями речи»
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование оборудования логопедического кабинета в работе с детьми с нарушениями речи»
Цель: Знакомство родителей (законных представителей) с коррекционно-развивающей средой логопедического кабинета способствующая, преодолению речевых дефектов и развитию речевых возможностей дошкольников.
Публикация «Консультация для родителей „Использование оборудования логопедического кабинета в работе с детьми с нарушениями речи“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Логопедические игры
- Логопедические кабинеты. Образовательная среда
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Оформление кабинетов в ДОУ
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
На развитие ребёнка влияет окружающая его обстановка, особенно, если малыш ещё только начинает познавать мир. А детям с речевыми нарушениями окружающая их среда особенно важна. Развивающая среда должна создавать условия для общения,
коррекции и стимуляции речевой деятельности. Поэтому важно правильно организовать предметно - развивающую среду в кабинете учителя - логопеда, чтобы каждый ребёнок имел возможность наблюдать, запоминать, развиваться под наблюдением взрослого.
Основное назначение моего логопедического кабинета - создание рациональных условий, которые соответствуют ФГОС: развивающая предметно пространственная среда должна быть содержательно - насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
В соответствии с направлениями работы логопедической службы ДОУ помещение логопедического кабинета условно разделено на блоки:
-блок диагностики,
- блок профилактики и консультирования;
- блок научно-методический
- блок организации и планирования;
-блок коррекции и развития
Блок диагностики содержит:
- материалы по диагностике развития речи детей 3-7 лет;
-речевые карты детей, обучающихся в логопункте.
Блок профилактики и консультирования содержит :
- консультации для педагогов
- консультации для родителей
- материалы для инфостенда
Блок науно-методический представлен библиотекой кабинета.
Блок организации и планирования представлен:
- рабочей зоной учителя-логопеда
- документацией учителя-логопеда
Блок коррекции и развития:
Коррекционно - развивающий блок условно разделён на центры, в каждом из которых подобран иллюстративный материал, игры и пособия, стимулирующие речевое развитие.
Центр развития артикуляционной моторики представлен:
- дидактическими пособиями
- картотекой артикуляционных упражнений;
- картинками выполнения артикуляционных упражнений.
Центр дыхания представлен
-дидактическими пособиями по развитию дыхания;
- картотекой игр по развитию голоса.
Центр развития фонематического слуха включает
- пособия для различения неречевых звуков;
- музыкальные и звучащие игрушки.
Центр развития мелкой моторики представлен
- дидактическими пособиями, конструкорами и т. д.
- картотекой пальчиковых гимнастик;
- игровым набором «Дары Фребеля»;
-кинетическим песком.
Центр развития психологической базы речи включает в себя
игры и пособия для развития высших психических функций:
памяти, внимания, мышления, интеллектуальных способностей.
Центр коррекции нарушений звукопроизношения представлен
-зеркалом;
- речевым материалом по автоматизации звуков;
- дидактическими пособиями по автоматизации и дифференциации звуков.
Центр формирования лексической и грамматической стороны речи
В центре формирования лексической стороны речи подобраны предметные картинки на разные лексические темы;
картинки для формирования и расширения определений, предметного и глагольного словаря, а так же пособия и игры на словоизменение и словообразование, на предложные конструкции.
Центр развития связной речи представлен
играми и пособиями, формирующими у детей умение строить собственное высказывание,
наборы предметных и сюжетных картинок для составления разных видов рассказов, наборы текстов для пересказов.
Центр обучения грамоте представлен дидактическими играми.
Здоровьесберегающие технологии представлены:
- су-джок терапией
- кинезиологической гимнастикой
- биоэнергопластикой
- пескотерапией
Более подробно хочу познакомить Вас с кинетическим песком.
Удивительные тактильные ощущения и возможности для формирования мотивации к созидательной продуктивной деятельности предоставляет необычный сыпучий материал, по структуре подобный влажному и пластичному пляжному песку. Отличает его мягкость, текучесть, а во время работы руки малышей остаются чистыми, поэтому игры с кинетическим песком в детском саду набирают популярность. Основная цель работы с песком - снятие психоэмоционального напряжения, развитие тактильной чувствительности, создание положительного эмоционального настроя. Ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает и снова строит. Но именно это простое действие уникально - на смену старому, разрушенному всегда приходит новое. Малыш достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх. Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка - возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений.
Игры с песком разнообразны и на занятиях учителя-логопеда позволяют :
• развивать тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
• снимать мышечную напряжённость;
• совершенствовать зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;
• расширять словарный запас;
• освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
• развивать фонематический слух и восприятие;
• развивать связную речь, лексико-грамматические представления;
• изучать буквы, осваивать навыки чтения и письма
Оборудование для игр с песком может быть самое разнообразное: это палочки, разнообразные формочки, камешки, мелкие игрушки, шарики и т. д.
Игра "Горки" (на дифференциацию). Ребенок строит две горки, далее логопед дает задание расставить фигурки, в названии которых есть звук [с] на одну горку, а в которых есть звук [ш] на другую. Можно в каждую горку вставить флажок с буквой, чтобы ребенок не путался и составить устный рассказ о получившемся городе и его жителях.
Упражнение "Необыкновенные следы". "Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок. "Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. "Ползут змейки" - ребенок расслабленными либо напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях). "Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых.
Можно сделать отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней, создавая узоры (солнышко, цветок, и т. д.); «пройтись» по песку каждым пальчиком поочередно. Эти незатейливые упражнения стабилизируют эмоциональное состояние малыша, учат его прислушиваться к себе, проговаривать свои ощущения, развивают речь, произвольное внимание и память, что очень важно для детей с нарушениями речи.
Список использованной и рекомендуемой литературы
1. Виноградова Н. А., Микляева Н. В. Интерактивная предметно-развивающая и игровая среда детского сада. Учебное пособие.
2. Гордеева С. Е. Обучаем дошкольников грамоте при помощи звука, цвета и движения. Т. Ц. Сфера. М. 2011.
3. Денисова, А. В. Игровые методы работы в логопедической практике / А. В. Денисова // Практический журнал психолога и логопеда. – 2002. - № 1-2. – С. 14-25.
4. Жамойда Л. Н. Многофункциональное пособие «Звукобуквенный город» с 64. Научно- методический журнал «Логопед»№3/2011.
5. Козырева, О. А. Использование речевых игр на логопедических занятиях / О. А. Козырева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2002. - № 6. – С. 38-42.
6. Мецлер Т. В. Многофункциональные пособия-тренажеры // Логопед. 2008. №4
7. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсомоторной сферы детей. М. Просвещение. 2009.
8. Новые информационные технологии в логопедической работе/ Гаркуша Ю. Ф., Манина Е. В., Черлина Н. А. // Логопед – 2004, №2.
9. Пожиленко, Е. А. Использование наглядных пособий и игровых приемов коррекции речи / Е. А. Пожиленко // Дефектология. – 1995. - № 3.
10. Цквитария Т. А. В помощь старшему во спитателю. Книга 2: Диагностика, предметно-пространственная среда. - М: ТЦ Сфера, 2014.