Ольга Илюшкина
Консультация «Школьные трудности при обучении чтению: причины и коррекция»
▼ Скачать + Заказать документы
Человеку в течение его жизни приходится овладевать целым рядом навыков. Некоторые из них характеризуются большой сложностью, в связи с этим требуют и весьма длительного времени для своего формирования. Такой навык, как чтение, требует нескольких лет для того, чтобы достигнуть определённой степени совершенства. А уже сформировавшийся навык чтения является фундаментом всего последующего образования.
Публикация «Консультация „Школьные трудности при обучении чтению: причины и коррекция“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
Практика показывает, что с каждым годом растёт количество детей, испытывающих трудности при обучении чтению. Зачастую связано это с тем, что при формировании навыка чтения не были учтены этапы его становления, в частности, техника чтения не отработана до того уровня, при котором становится возможным усвоение смысла читаемых слов.
Все мы знаем, что чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы.
В целом навык чтения складывается из двух факторов: смыслового (понимание прочитанного и выразительность) и технического, т. е. техники чтения.
Трудности в формировании навыка чтения могут быть вызваны нарушениями различного характера: пространственных представлений, пространственной ориентировки; зрительно-моторной координации; моторики, графомоторных навыков; слухового, зрительного, фонетико — фонематического восприятия; произвольного внимания; памяти, особенно снижением слухоречевой памяти; сукцессивных функций; звукопроизношения грамматического строя речи, бедностью словаря.
Дети, испытывающие трудности в формировании навыка чтения, читают медленнее, чем предусмотрено показателями по темпу чтения школьной программы. Они допускают при чтении такие ошибки : пропуски, замены, перестановки букв, слогов, искажения окончаний, недочитывание слов. Для многих характерно угадывающее чтение, имеются трудности в слогослиянии. Искажения звукового состава слов и трудности слогослияния в большинстве случаев затрудняют детям понимание прочитанного.
Следует отметить, что перечисленные ошибки при чтении у ребёнка могут имеют случайный характер из-за повышенной утомляемости или отвлекаемости ребёнка.
Также многие дети с сохранным интеллектом, слухом и зрением, которые только начинают учиться читать, допускают подобные ошибки, но эти ошибки наблюдаются у них недолго и довольно быстро исчезают. Но если же такие ошибки являются типичными, характерными и повторяющимися для ребёнка, то здесь следует говорить о таком нарушении чтения, как дислексия. Эти ошибки сохраняются продолжительное время, месяцы и даже годы и носят стойкий характер. Дислексия - это частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Упорные многомесячные тренировки в чтении и систематические дополнительные занятия, которые проводят с такими детьми и учителя, и родители, как правило, дают более чем скромный результат. Заметим, что при этом взрослые невольно постоянно фиксируют внимание ребенка на его неудачах, что приводит к росту его тревожности, формированию негативного, эмоционально – отрицательного отношения к процессу чтения и ко всей учебе в целом.
Ребенку срочно требуется психологическая (а не педагогическая) и логопедическая помощь. Эта помощь должна быть направлена как на снятие этих психологических барьеров, вызванных неудачами в чтении, так и непосредственно на формирование навыка чтения, - но только иным путем, тренировок.
Ученику, испытывающему трудности в чтении, предлагается на время отвлечься от этого «нудного» занятия и вместо него заняться забавными упражнениями с картинным и словесным материалом; выполнение этих упражнений приводит к формированию у учащегося целого ряда важных операций, лежащих в основе чтения; овладев ими, ребенок впоследствии читает гораздо лучше и чувствует себя успешным.
Учителя же, в свою очередь, на уроках обучения грамоте могут проводить работу по пропедевтике возникновения данных нарушений чтения. И делать это, конечно, нужно в добукварный и букварный периоды обучения грамоте
Давайте рассмотрим наиболее часто встречающиеся затруднения при чтении, с которыми сталкиваются учащиеся начальных классов, причины их возникновения и пути предупреждения.
I - затруднения при слиянии букв в слоги, слогов в слова (побуквенное или слоговое чтение).
II - прочитывание слов с ошибками: пропуск букв, перестановка слогов, замена предыдущих букв последующими.
III - правильно прочитывается начало слова, а конец читается с искажениями, т. е. угадывающее чтение.
IV - «механическое» чтение ( непонимание читаемого текста: искажения смысла слов, непонимание смысла слов, фразы, текста)
V - смешивание букв по акустическим и артикуляционным признакам, и смешивание букв по оптическим признакам.)
Итак, остановимся более подробно на затруднениях, которые испытывает ученик, при слиянии букв в слоги, слогов в слова, что приводит к побуквенному или слоговому чтению.
Причины возникновения данной проблемы:
1. Низкий уровень синтеза звуковых элементов.
2. Недостатки в развитии звукобуквенных ассоциаций.
3. Недостаточное знание букв алфавита.
С целью профилактики возникновения таких трудностей в чтении, используется ряд интересных упражнений и заданий, которые учителя могут использовать на различных этапах своего урока.
Для решения такой проблемы, как недостаточное знание детьми букв алфавита, на уроках используются разнообразные игры с буквами. Кратко остановимся на некоторых таких упражнениях.
Конечно, полезным для запоминания букв является выкладывание их из палочек, кубиков, мозаики, пуговиц, горошин, камешков, моделирование буквы из пластилина (из колбасок/жгутиков) или проволоки, обводка и раскрашивание объемных букв, их штриховка. При запоминании букв, желательно, опираться на образы, сравнивать буквы с различными небуквенными изображениями.
Оригинальный способ запоминания букв - упражнение "Тело-буква" : дети изображают букву с помощью всего тела. Можно загадывать такие "Тело-загадки" ученикам, или они сами будут придумывать их для учителя. Используя такие загадки, составляются слоги, слова. Можно использовать приём «Дермолексия», когда педагог на ладони ребёнка рисует букву, а ребёнок опознаёт её с закрытыми глазами, причём рисовать нужно на «ведущей» руке, для стимуляции ведущего полушария. Полезны задания, усложняющие узнавания букв, они представлены на слайдах. Это – «Перечёркнутые буквы», «Разный шрифт», «Перевёрнутые буквы», «Сколько одинаковых букв», «Недописанные буквы», «Каких букв больше», «Зеркальные буквы», «Наложенные буквы», «Какие буквы спрятались?».
Игра «Разрезные буквы». Для этой игры необходимо подготовить карточки с буквами, разрезать их на две части (затем можно эти же буквы дополнительно разрезать, так чтобы получалось 3-5 деталей). Предлагайте детям собирать буквы, предъявляя части разными способами: Такая игра очень похожа по своему принципу на разрезные картинки. Она способствует не только запоминанию букв, но и развитию наглядно-действенного мышления, поможет предупредить ошибки в написании букв (зеркальное написание, написание "вверх ногами", ошибочное написание вместо заданной буквы схожей с ней по внешнему виду).
Упражнение, всегда вызывающее интерес у детей «Найди и подчеркни». Для этого упражнения потребуется любой текст с крупным шрифтом (старая детская книжка, возможно букварь или азбука, рекламка из почтового ящика). Предложите учащимся, внимательно просматривая текст, находить и подчеркивать букву, которую с ними заучиваете. Не забывайте называть или спрашивать, какую букву ищут дети. Данное задание выполняется в течение 5 минут. При успешном выполнении подобных заданий можно предложить одновременно искать две - три буквы. Задание полезно на всех этапах обучения чтению (даже для читающих детей, так как еще и тренирует внимательность.
Успешным для запоминания букв является упражнение «Внимание». Ученикам предлагается посмотреть на карточку, прочитать то, что на ней написано, запомнить и записать в тетради. Время экспозиции карточки — не более 2 секунд. Используется 2 набора по 7 карточек – бессмысленное сочетание согласных букв от 3 до 9.
Как было сказано ранее, одной из причин возникновения трудностей в слогослиянии является низкий уровень синтеза звуковых элементов.
И начиная с самых первых уроков обучения чтению, для развития звукового синтеза, хорошо использовать игровое упражнение «Собери рассыпавшиеся звуки». Детям произносят отдельные звуки ([с] [а]) и предлагают сказать, какой слог должен получиться. Используются прямые, обратные, закрытые слоги и слоги со стечением согласных. В более сложном варианте произносятся отдельные звуки: н-р, [с, у, м, к, а] и детям нужно сказать, какое слово получится. Данное упражнение целесообразно использовать на уроке при знакомстве с новой буквой, перед чтением слогов и слов с этой буквой.
Для устранения недостатков в развитии звукобуквенных ассоциаций рекомендуется использовать слоговые таблицы. Слоговые таблицы применяются на любом этапе обучения чтению. Вначале они будут хорошим подспорьем в преодолении трудностей слияния согласного с гласным, помогут детям быстро находить и узнавать буквы.
Данная работа обеспечивает довольно высокий уровень мыслительной активности учащихся в процессе обучения чтению, развивают наблюдательность и зрительный контроль. Таблицы идут по принципу «от простых к сложным», их можно даже назвать «языколомательными», но если ребёнок освоит их, то в дальнейшем сможет читать самые длинные и сложные слова. Не следует переходить к следующей таблице, если не отработано чтение предыдущей. С помощью таблиц (если регулярно по ним заниматься) учитель сможет воспитать у детей устойчивую тенденцию тщательно воспринимать звукобуквенный состав слов, что будет способствовать правильному развитию навыка чтения и письма.
Кратко остановимся на методических приёмах работы со слоговыми таблицами. Учитель в случайном порядке называет слоги таблицы и предлагает детям отыскать соответствующий слог и прочитать его. При выполнении этих заданий учащимся не нужно раскладывать слоги на буквы, так как произнесенные взрослым слоги дети запоминают целиком. Проводя подобную работу, можно использовать игру «Лото».
Сходным со слоговыми таблицами является упражнение «Поиск в тексте заданных слов», т. е. перевод из слуховой формы в зрительную. Задается 1 – 3 слова, которые ученики должны как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, потом – на слух. Отыскав слова, ученики их подчеркивают или обводят в кружок.
Также для развития буквенного синтеза используются упражнения:
1) «Карточки - горки». Ученикам предлагается последовательно читать слова, расположенные в виде горки. Чем ниже они будут спускаться, тем будет труднее читать.
2) «Чтение пунктирно написанных слов».
На любом этапе урока чтения рекомендуется использовать упражнения «Чтение строчек с прикрытой нижней половиной и Чтение строчек с прикрытой верхней половиной». Для этого достаточно взять обыкновенную линейку и читать с детьми слоги, столбики слов и предложения, которые даны в букваре, сначала закрыв нижнюю часть строчки, затем верхнюю. Это упражнение важно использовать для развития процесса синтеза, а как говорилось ранее, именно низкий уровень синтеза звуковых элементов, является одной из причин возникновения трудностей в слогослиянии.
Следующая трудность, с которой сталкиваются дети при чтении : прочитывание слов с ошибками, а именно, пропуск букв, перестановка слогов, замена предыдущих букв последующими.
Причины возникновения таких ошибок при чтении :
1. Несформированность процессов произвольного внимания.
2. Недостаточность процессов зрительного анализа.
Давайте рассмотрим ряд упражнений, включение которых в урок, поможет предотвратить и устранить возникновение выше обозначенных ошибок.
Конечно, это прежде всего упражнения, направленные на развитие пространственных представлений. На примере собственного тела дети учатся различать, что находится вверху, внизу, справа, слева, спереди, сзади. Они отвечают на вопросы учителя (какая рука правая? голова внизу или вверху? спина сзади или спереди) сначала про самого себя, а потом про окружающих. Также детям предлагаются следующие задания:
а) выложить последовательность из мозаики, бусинок, геометрических фигурок сначала по предложенному образцу, а затем по памяти;
б) сложить разрезные картинки и сложить изображения из кубиков.
Следующий вид упражнений - это «Диктант пространственных действий», т. е. хорошо всем известные графические диктанты. Графические диктанты помогают предотвратить такие типичные трудности в обучении, как неразвитость орфографической зоркости, неусидчивость и рассеянность. Выполняя графические диктанты, ребенок расширит кругозор, увеличит словарный запас, научится ориентироваться в тетради, познакомится с разными способами изображения предметов. Эти упражнения обязательно нужно включать в уроки, т. к. они способствуют развитию у учащихся произвольного внимания, пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости. Также на уроках чтения для развития произвольного внимания целесообразно использовать упражнение «Найди пару для слова», цель которого - побуквенный анализ слов. Ученикам даются 18-20 карточек, на каждой из которых написано одно слово. Нужно найти слова, которые при написании отличаются одной или несколькими буквами. Для развития процессов зрительного анализа рекомендуется упражнение «Найди слово», направленное на усвоение зрительных образов букв, выделение их в слове. Детям предлагается выбрать и подчеркнуть те буквосочетания и слова, которые написаны до черты. Еще одно интересное упражнение «Найди эталон». В качестве образца (эталона) предлагается какое-либо длинное слово или псевдослово (т. е. слово, не имеющее смысла). Затем детям дается набор из 10-15 карточек, на которых написаны как это слово-эталон, так и другие слова, отличающиеся от него лишь на одну-две буквы. Например: эталон — слово фломенидия, а на карточках встречаются слова: фломанидия, фломенадия, флонемидия и т. п. Задача учеников — быстро разложить карточки на две группы: со словами, совпадающими с эталоном, и со словами, отличающимися от него. На первых этапах выполнения этого упражнения слово-эталон следую располагать перед детьми на столе так, чтобы они имели возможность подложить под него рассматриваемую карточку и осуществлять сравнение двух слов по буквам, двигая но ним пальцем. На последующих этапах слово-эталон пространственно отделяется от рассматриваемых карточек, например, пишется или вывешивается на доске, так чтобы ученики могли их сравнивать, лишь постоянно переводя взор с одного слова на другое. На заключительных этапах слово-эталон следует лишь показать на 15—20 с, а затем убрать, чтобы дети осуществляли сличение по памяти. Это упражнение развивает способность к быстрому и точному побуквенному анализу каждого слова, а также укрепляет словесно-логическую память. Также для развития процессов зрительного анализа на уроках можно использовать, думаю, хорошо известные вам упражнения, такие как, «зашумлённые слова» и «слова, наложенные друг на друга». Остановимся ещё на одном виде ошибок: правильно прочитывается начало слова, а конец читается с искажениями, т. е. угадывающее чтение. Причина возникновения такого чтения заключается в недостаточности зрительного анализа слова. В данном случае будут эффективны упражнения, направленные на развитие зрительного вербального анализа, н-р, упражнение «Найди слова». В приведённом ряде букв учеников просят найти «спрятавшиеся слова». Упражнение «Чтение наоборот» – каждое слово, начиная с последнего, прочитывается по буквам в обратном порядке. Упражнение «Чтение нормально и наоборот» - первое слово читается как обычно, второе – справа налево, третье – как обычно, четвёртое – справа налево. Это упражнение развивает способность работать при одновременном функционировании двух противоположных установок: на хорошо знакомые, привычные образы и штампы и на новые, неожиданные комплексы — и гибко переходить от одной из них к другой. После столкновения с более трудным обратным чтением у ребенка формируется установка на то, что обычное чтение — это сравнительно несложное, вполне посильное для него дело. Следующее упражнение «Чтение только второй половинки слова». Дети мысленно делят слово пополам и озвучивают только вторую половинку слов. Упражнение «Перевёрнутый текст» (побуквенный анализ). Страница обычного текста поворачивается (на 90’, 180’, 270’). Дети должны, двигая глазами справа налево, прочитать текст.
Нередко мы сталкиваемся с таким чтением, как «Механическое» чтение ( непонимание читаемого текста: искажения смысла слов, непонимание смысла слов, фразы, текста). Причины такого чтения : некритичность мышления и поверхностная смысловая обработка текста. Кратко остановимся на 2-х упражнениях, использование которых поможет предупредить возникновения механического чтения у учащимся.
1. Упражнение «Заполни пропуски» (смысловой анализ текста). Детям даётся текст с пропущенными в них словами. Задача учеников – втавить подходящие по смыслу слова.
2. Упражнение «Поиск смысловых несуразностей» (анализ смыслового содержания текста). Используется текст, в котором на ряду с правильными предложениями встречаются такие, которые содержат смысловые ошибки, делающие описываемую ситуацию нелепой. Задача учеников – найти такие смысловые ошибки. Следует отметить, что для преодоления данного вида чтения нужна консультация психолога и занятия с ним. И последнее, на что хотелось бы обратить ваше внимание – это такие ошибки при чтении, как Смешивание букв по акустическим и артикуляционным признакам, и Смешивание букв по оптическим признакам. Если выше перечисленные ошибки имеют стойкий характер, учителю в рамках урока справиться с этими нарушениями не представляется возможным. Здесь необходима консультация логопеда и логопедические занятия с детьми, у которых отмечаются данные нарушения чтения. И так мы разобрали наиболее часто встречающиеся трудности в обучении чтению, их причины и пути предупреждения. Используя на своих уроках, выше перечисленные упражнения и задания, вы сможете предотвратить возникновение стойких нарушений чтения у учащихся.