Ольга Казакова
Консультация «О воспитании у детей желания и умения преодолевать трудности»
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном учреждении воспитатель осуществляет широкую программу трудового обучения.
С одной стороны,он формирует знания о трудовых процессах (цели, материалах и инструментах, трудовых действиях и результате)и их направленности (получении общественно полезного продукта).С другой стороны, педагог формирует необходимые для участия в труде умения.
Эти знания и умения обеспечивают успешность самостоятельного труда детей. Значит,овладение трудовыми навыками позволяет дошкольнику достичь нужного результата.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Представим себе ситуацию: ребенок хочет сделать в подарок маме
салфетку, но если он не владеет иглой и самым простым швом «вперед иголка», то никогда не достигнет результата.
Если ребенок овладел навыками, процесс труда становится для него доступным, а полученный результат вызывает удовлетворение.
Овладение навыками оказывает непосредственное влияние и на формирование личностных качеств, например самостоятельности. Ребенок
Становится способным не только сам умыться, раздеться, протереть пыль. убрать игрушки на место и другое, но и помочь другим детям. Это
позволяет ему утвердиться в коллективе сверстников в качестве умелого и отзывчивого товарища, приобрести уверенность в себе, в своих возможностях.
Большую роль играют трудовые навыки при формировании у детей правильного отношения к собственному труду : готовности участвовать
в любой работе независимо от ее привлекательности, доводит дело до конца,
прилагать трудовые усилия. Все это создает благоприятную основу для воспитания таких качеств,как ответственность. инициативность,целеустремленность,настойчивость,решительность.
Овладение трудовыми навыками дает возможность участвовать в общем труде. В этих условиях у детей формируется активная позиция в коллективе, умение работать согласованно, общими усилиями доводить дело до конца, помогать товарищам, трудиться с максимальной отдачей сил.
В среднем дошкольном возрасте трудовое обучение направлено, на овладение детьми умением осуществлять целостные трудовые процессы. Во-первых, обучать детей действиям и последовательности их выполнения, что обеспечивает достижение результата. Во-вторых,учить детей ставить цель,
отбирать материалы и оборудование для труда, готовить рабочее место и все за собой убирать. В средней группе воспитатель формирует у детей и трудовые, и организационные навыки, умение осуществлять целостные трудовые процессы (мыть игрушки, стирать кукольное белье, накрывать на стол).
Овладение знаниями и умениями способствует формированию нравственно-волевых качеств: настойчивости, ответственности, сосредоточенности и другое. Чтобы достичь результата, соответствующего требованиям, надо постараться проявить настойчивость при овладении тем или иным навыком, быть сосредоточенным во время разъяснения педагога, сдерживаться при ответе сверстника, подчинять своё поведение установленным правилам.
Ребёнку дошкольного возраста присущ интерес к деятельности, в котором необходимым компонентом является познавательное отношение к окружающему миру.
Познавательный интерес расширяет кругозор. Под его влиянием ребенок не только стремится узнать новое, пополнить и углубить свои знания, но активно применять их в игре, труде.
Перевести интерес в устойчивую познавательную активность, в постоянное качество личность – задача взрослого.
Она осуществляется на протяжении всего дошкольного детства.
Интерес стимулирует действия ребёнка. Наличие интереса позволяет интенсивнее усвоить необходимые знания, практические умения, способствует развитию таких качеств личности, как целенаправленность, настойчивость в достижении поставленной цели, инициативность.
Интерес побуждает ребенка к волевым усилиям, которые направлены на осуществление разных видов деятельности, и в частности трудовой. Чувства удовлетворения и радости в достижении определенной цели вызывает стремление повторить волевые усилия в их процессе труда, совершенствовать их.
Основанием для оценки трудовых навыков детей среднего возраста является овладение им способом выполнения трудового процесса, быстрота действий, самостоятельность при выполнении задания.
Оценке подлежит следующее:
-Выполняет ли ребенок нужные приёмы и действия;
-Соблюдает ли их последовательность;
-Самостоятельно или с помощью взрослого выполняет работу;
-Точность выполнения действий и их темы.
В среднем дошкольном возрасте вместе с навыками формируются такие качества, как старательность, аккуратность, бережливое отношение к материалам и предметам труда, указывающие на положительное отношение к труду.
К концу года в средней группе дети начинают осознавать, что результат, достигнут благодаря имеющимся в них навыкам и тем усилиям, которые они предлагают во время работы.