Получи документы

Консультация «Самостоятельная художественная деятельность детей дошкольного возраста»

анна шухова
Консультация «Самостоятельная художественная деятельность детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для воспитателей

«Самостоятельная художественно – творческая деятельность детей дошкольного возраста»

Подготовила воспитатель МДОУ №110 Ярославля

Шухова Анна Васильевна

Публикация «Консультация „Самостоятельная художественная деятельность детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Проблема изучения самостоятельности как стержневого качества личности, поиск резервов и эффективных путей ее воспитания – одна из центральных в психолого-педагогической науке. В настоящее время ее актуальность обуславливается гуманистическими задачами более полного раскрытия индивидуальности развивающейся личности ребенка.

В педагогике - самостоятельность определяется, как одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели, добиваться их достижения собственными силами. Самостоятельность предусматривает ответственное отношение человека к своему поведению, способность действовать сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, в том числе требующих принятия нестандартных решений.

В своей свободной деятельности ребёнок актуализирует способности и умения, складывающиеся как на занятиях, так и в совместной деятельности с взрослым. Самостоятельная активность ребёнка создаёт необходимый базис для познавательной мотивации и интереса к собственной познавательной деятельности[4].

В теории и практике дошкольного воспитания проблеме самостоятельности в изобразительной деятельности уделено особое место. Совокупный анализ исследований по данной проблеме свидетельствует, что самостоятельность рассматривается в постановке дошкольниками цели деятельности, которая в свою очередь конкретизируется в определении темы изображения, выборе изобразительных средств, способов для создания образа в зависимости от вида изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация).

Изобразительная деятельность, возникающая по инициативе самого ребёнка, выражает его интересы, склонности, а самое главное, способствует проявлению его способностей. Самостоятельная художественно-творческая деятельность способствует самоактуализации детей, развитию у них самостоятельности, инициативы, активности, творческих проявлений, интереса к собственной художественной деятельности. Поэтому имеет значение обеспечение возможности саморазвития, самореализации детей в самостоятельной художественно-творческой деятельности.

Самостоятельная художественная деятельность возникает по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей: сделать подарок маме, смастерить игрушку для игры и др. Задача педагога – не нарушая замысла ребенка, помочь ему, если возникнет такая необходимость. Воспитатель развивает самостоятельность детей, используя подсказку, привлечения внимания к предмету, объекту, вопросы, предложения, оценку результатов и уровня самостоятельности, выдумки, фантазии.

Самостоятельная деятельность может носить индивидуальный характер, а иногда дети объединяются по два, три человека и, обсудив свой

замысел, вместе готовят концерт, рисуют декорации, изготовляют атрибуты для игры, организовывают театрализованную игру.

Признаками самостоятельной деятельности являются внимание ребенка к средствам выразительности в музыке, движениях, рисунке, речи и умение переносить усвоенное в собственную новую деятельность, применять для решения новых задач.

Возможности самостоятельной художественно- творческой деятельности :

развиваются инициатива, самостоятельность, активность;

процесс самостоятельной изобразительной деятельности закрепляет приобретённые на занятиях и в совместной с педагогом деятельности знания, умения, навыки, способы деятельности, стимулирует их перенос в новые жизненные условия;

в самостоятельной изобразительной деятельности находят естественный выход разные яркие впечатления, повлиявшие на воображение и эмоции ребёнка, снимая напряжение, делая его внутренний мир комфортнее;

совершенствуя и закрепляя свои навыки и умения в процессе самостоятельной деятельности, ребёнок всё более чувствует уверенность в себе, в своих возможностях;

в процессе самостоятельной изобразительной деятельности детей проходит саморазвитие, самообучение через подражание другим, умение которых поразило их воображение и вызвало желание действовать подобным образом.

Специфика самостоятельной художественно-творческой деятельности детей.

Г. Г. Григорьева определяет высокий уровень развития самостоятельной изобразительной деятельности детей в следующих проявлениях[1] :

она возникает по инициативе детей;

ребёнок сам определяет цель;

сам находит средства для её воплощения;

планирует деятельность, добиваясь желаемого результата

в процессе этой формы деятельности закрепляются и совершенствуются навыки коллективной деятельности : дети обговаривают друг с другом свои замыслы, делятся советами, оказывают дружескую помощь, оценивают.

Художественная самостоятельная деятельность возникает почти всегда по инициативе детей и проходит, казалось бы, без непосредственного руководства воспитателя. Однако нужно говорить о том что, эффективность воспитания самостоятельности в изобразительной деятельности, в частности, зависит от соблюдения педагогом определенных условий.

4. Условия проявления самостоятельности.

Одним из наиболее важных условий успешного проявления самостоятельности – разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях изобразительной деятельностью (новизна обстановки, организация занятия в игровой форме необычное начало работы, разнообразные изобразительные материалы, интересные, неповторяющиеся задания, возможность самостоятельного выбора изобразительных материалов и т. д.).

Другим важным условием выступает опора изобразительной деятельности на личный опыт ребенка, на впечатления, полученные дошкольниками от реальной действительности. Детям интереснее и доступнее изображать то, что им хорошо знакомо, с чем они встречаются в повседневной жизни, что привлекает их внимание. Это повышает личностно значимую мотивацию занятий, развивает фантазию и творчество, способствует проявлению самостоятельности.

Следующим условием для эффективного проявления детьми самостоятельности выступает индивидуальный подход к ребенку со стороны педагога. Он базируется на знании специфических особенностей каждого малыша, учете уровня развития изобразительных умений и навыков, что, в свою очередь, предусматривает дифференциацию учебных заданий для детей с разными уровнями изобразительных умений, подбор методов и приемов руководства в соответствии с интересами, особенностями, возможностями детей.

Самостоятельная художественно-творческая деятельность детей весьма разнообразна по содержанию, обладает большими возможностями для решения разнообразных воспитательных задач, развития мотивационно-потребностной сферы личности, инициативности, творческой активности детей дошкольного возраста. Следовательно, со стороны педагога требуется чуткое руководство, а также создание необходимых условий для самореализации детей.

Современные требования к организации самостоятельной художественно-творческой деятельности требует от воспитателя следующего: создания благоприятных педагогических условий – чуткого руководства, в случае, если ребёнок отдаёт предпочтение какой-либо деятельности, необходим индивидуальный подход. Внимание взрослого к продуктам детской деятельности, создания благоприятной предметной среды, обеспечивающей ребёнку выбор деятельности, в соответствии с его интересами, а самое главное, имеющей развивающий характер.

Немаловажной выступает и организация личностно - ориентированного взаимодействия педагога с ребенком. Она должна быть направлена на позицию партнерства, сотрудничества с ребенком, на признание взрослым его самостоятельности

как полноправного субъекта, а не объекта процесса воспитания.

Организация игровой формы изобразительной деятельности, также способствует проявлению самостоятельности у дошкольников (процессуальная игра, игровые упражнения, игровые ситуации и т. п.). Игра имеет много общего с изобразительной деятельностью, и на основе этого появляется необходимость установления связи между ними. Оба вида деятельности основываются на впечатлениях, которые получают дети из окружающей жизни. Благодаря связи с игрой изобразительная деятельность становится более интересной, привлекательной для ребенка, вызывает яркий эмоциональный отклик, создает лично значимый мотив деятельности, так как изображать ход игры, создавать игровые образы значительно интереснее, чем просто рисовать, лепить или наклеивать что-либо.

Кроме того, игровая форма организации способствует формированию у дошкольника умения ставить цель, планировать действия, овладевать способами изображения, контролировать ход выполнения, давать оценку, а значит проявлять самостоятельность на всех этапах изобразительной деятельности.

Тесный контакт педагога с семьями детей - является еще одним немаловажным условием для развития художественно - творческого развития детей.

Содержание самостоятельной художественной деятельности детей обогащается не только

впечатлениями, полученными в детском саду. Все, что ребенок наблюдает вне детского сада и получает в процессе общения с родителями, братьями, сестрами, тоже находит своё отображение в рисунке, лепке, в игровом творчестве. Особенно сильные впечатления оказывают на ребенка яркие персонажи из кукольных театров, мультфильмов, детских передач, которые дети смотрят дома с родителями, затем изображают по - своему. Вместе с родителями ребёнок отдыхает на природе, путешествует, посещает выставки, музеи и т. д., а полученные впечатления переносят в собственную художественную деятельность.

Для более тесного контакта с семьёй проводятся Мастер – классы, консультации для родителей, анкетирование. Родителям предоставляется перечень игр, которые можно провести с детьми дома, на природе.

Родители должны учитывать рекомендации воспитателей, делиться с ними своими заботами, рассказывать об интересах своего ребенка, его играх дома. Так устанавливаются связи между различными формами организации детской деятельности.

Создание и обогащение предметно-развивающей среды, в частности обустройство зоны самостоятельной художественной деятельности дошкольников, рассматривается также как условие оптимизации самостоятельности дошкольников. Такая среда предполагает право самостоятельного выбора деятельности, право на проявление своей индивидуальности.

В группе организуется зона самостоятельной художественной деятельности - детская мастерская, где дети могут самостоятельно заниматься декоративно-оформительской деятельностью (игрушки-самоделки, элементы костюмов к праздникам, декорации к детским утренникам, элементы интерьера для украшения группы). Ребенок может рисовать карандашами, фломастерами, красками, мелками, углем, пальчиками, ладошками и т. п. Материалы и оборудование должно периодически меняться и дополняться. Такая среда позволит ребенку свободно реализовывать свои замыслы, будет способствовать развитию изобразительного творчества, проявлению у него самостоятельности.

Организация художественно-эстетической развивающей среды

Младшая группа

Предметы быта: вышитая, расписная одежда, расписная посуда, глиняные игрушки (дымковская, игрушки из дерева (семёновская, матрёшки, грибки, кони-каталки,

игрушки из соломы.

Книжная иллюстрация. Художники : Ю. Васнецов, В. Лебедев, В. Сутеев,

Е. Чарушин.

Художественные картины (репродукции). Натюрморты, изображающие цветы, фрукты и овощи: П. Кончаловский. Сирень в корзине; И. Левитан. Васильки; И. Репин. Яблоки.

Скульптура малых форм, изображающая животных

Средняя группа

Натюрморт. П. Кончаловский. Персики; И. Левитан. Белая сирень; Одуванчики; Машков. Синие сливы; И. Репин. Яблоки.

Пейзаж. И. Айвазовский. Волна; А. Куинджи. Берёзовая роща; Шишкин. Сосновый бор.

Портрет. И. Репин. Стрекоза; В. Суриков. Смеющийся солдат; А. Архипов. Девушка с кувшином (живопись).

Книжная графика. Иллюстрации художников : В. Лебедева, Л. Токмакова, Л. Владимирского.

Скульптура. Малые формы: анималистическая, несложная жанровая (по знакомым детям сюжетам бытового и сказочного характера)

Старшая, подготовительная группы

Живопись

Натюрморт. Ю. Васнецов. Цветущий луг; М. Кончаловский. Поднос и овощи; К. Коровин. Цветы и фрукты.

Пейзаж. В. Васнецов. Затишье; И. Левитан. Вечерний звон; В. Мешков. Сказ об Урале; А. Саврасов. Рожь; И. Шишкин. Дождь в дубовом лесу.

Портрет. И. Айвазовский. Пушкин у моря; З. Серебрякова. Портрет сына; В. Серов. Девочка с персиками.

Жанровая живопись. К. Васильев. Русалка; В. Васнецов. Сказка о спящей царевне; О. Ефимова. Кот-Баюн.

Графика

Книжная графика: иллюстрации художников-сказочников;

Художников «весёлой книги»;

Художники, иллюстрирующие стихи и рассказы о детях;

Рассказы о животных;

Рассказы с нравственной тематикой;

Фольклор

Прикладная графика: этикетки, марки, оформление продуктов питания.

Плакаты: о цирке, охране природы и животных, праздниках.

Скульптура

Скульптура малых форм

Монументальная скульптура: М. Аникушин. Памятник А. С. Пушкину; П. Клодт. Укротители коней.

Декоративная скульптура: Фонтаны, лепные украшения, барельефы дворцов, зданий в городах России.

Станковая скульптура: бюсты, портреты, жанровая скульптура.

Архитектура

Общественно-гражданская, промышленная, культовая, жилищная и декоративная архитектура.

Оборудование для самостоятельной художественной деятельности детей

Рисование:

репродукции картин, иллюстрации из детских книг по теме, которую педагог запланировал на ближайшее будущее, и той теме, которую дети уже освоили.

фоны разного цвета, размера и формы изобразительный материал: гуашь, акварель, восковые мелки, сангина, тушь, фломастеры разной толщины, цветные карандаши (в соответствии с возрастом детей).

кисти разных размеров, «тычки».

подставки для кисточек.

стаканчики для воды.

салфетки для кисточек.

палитры для смешивания красок.

вата, газеты.

инвентарь для уборки рабочего места: ведро для мусора, тазик.

тряпочки.

Лепка

глина, пластилин, соленое тесто.

скульптуры малых форм, иллюстрации.

скалка для раскатывания глины.

стеки.

стаканчики для воды.

салфетки для рук

инвентарь для уборки: тазик, тряпочки.

материал для оформления работ (нитки, пуговицы, бусины, семена, веточки).

Аппликация

иллюстративный материал по ближайшей теме.

фоны разных размеров (картинки из цветных журналов, обои).

бумага, картон разного качества и размера.

лоскутки ткани, нитки, пуговицы, бусины, наклейки, фантики.

подставки для кистей и кисти.

клеёнки.

салфетки для разглаживания деталей и для рук.

ножницы на подставке.

ведро и тазик для обрезков.

клей.

инвентарь для уборки

Основные побудительные мотивы самостоятельной изобразительной деятельности :

разнообразные яркие жизненные впечатления от восприятия окружающего мира и искусства (посещение цирка, театра; яркие театральные действий);

потребность закрепить тот художественный опыт[15], который ребёнок приобрёл на занятиях, в процессе общения с взрослыми и другими детьми;

бескорыстное удовольствие от процесса и результата;

потребность получить нужный, удовлетворяющий ребё нка результат и отношение к нему: подарить, привлечь внимание других к содержанию.

Самостоятельность у дошкольников в изобразительной деятельности не возникает сама по себе, однако руководство должно носить косвенный характер. Воспитание ее требует соблюдения определенных педагогических условий, которые помогут педагогу избежать ошибок, организовать работу с дошкольниками по воспитанию самостоятельности в изобразительной деятельности наиболее эффективно.

Поэтому, планируя работу с детьми, воспитатель должен заранее продумать и методы руководства самостоятельной деятельностью. Он оказывает детям необходимую помощь: помогает организовать игру, активизирует малоактивных детей, предлагая им интересное задание, побуждая их время от времени проявлять собственную инициативу, помогает оформить замысел, когда он не отчетлив, советует в выборе материалов, иллюстраций, в организации коллективной работы. Метод прямых указаний не приемлем. Несмотря на то, что деятельность вне занятия самостоятельная, ею надо руководить, но тонко, не навязчиво. Если в процессе изображения встретятся затруднения, надо посоветовать, как их преодолеть. Ребенок нуждается и в оценке своего результата. Работы, выполненные в свободное от занятий время, следует подписывать и хранить в специальной папке.

Самостоятельная художественная деятельность дошкольников проходит большей частью в помещении. Однако педагог может организовать ее и на воздухе: рисование на асфальте цветными мелками, лепка из глины, рисование с натуры цветков, листьев (акварелью, гуашью, пастелью, цветными карандашами, создание на песке из камушков изображений (солнышка, животных, людей, изготовление изделий из папье-маше, плетение из ниток, тесьмы, соломки, поделки из сучьев и веток растений; зимой — создание скульптур из снега с использованием цветного льда для украшений.

Одним из эффективных приёмов подготовки детей к самостоятельной деятельности отдельно можно выделить освоение навыков работы в нетрадиционных техниках изображения. С помощью нетрадиционных техник изображения развивается творчество, даётся колоссальный толчок детскому воображению и фантазированию. Эта техника предоставляет возможность достаточно простыми способами получить красивый, необычный результат, даёт больше шансов для самовыражения,

дети получают больше возможностей для творчества. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности позволяют сделать рисование более увлекательным и раскрыть творческий потенциал каждого ребёнка. После ознакомления с новой техникой изображения, ребенок может применять её в самостоятельной деятельности.

В младших группах используются самые простые техники: рисование пальчиками, оттиск поролоном, печать по трафарету.

В старшей группе в самостоятельной деятельности дети могут использовать более

сложные техники: монотипия, кляксография, создание коллажей, печать разными материалами, рисование свечой, восковыми мелками, парафиновая техника, набрызг, пластилинография, бумагопластика и другие.

Перечисленные техники привлекательны своеобразной художественной выразительностью, содержат элементы новизны, активизируют индивидуальные способности детей, дают неограниченные возможности для импровизации сочетания самых разных материалов. Их можно и нужно расширять и совершенствовать с учётом возраста и интересов детей, а также с учётом индивидуального подхода к развитию художественно-творческих способностей каждого ребёнка.

В целом следует отметить, что самостоятельная художественная деятельность в группе является одним из показателей уровня развития детей. Это свидетельствует о том, что они получили на занятиях определенный объем навыков, умений, разнообразные художественные впечатления, научились действовать без посторонней помощи. Вне занятий происходит перенос этих способов действий в совершенно новые условия, ситуации, ребенок действует уже по собственной инициативе, в соответствии со своими интересами, желаниями, потребностями, применяя в этих новых условиях и ситуациях полученные им на занятиях навыки и умения.

Изобразительная деятельность, возникающая по инициативе ребенка, развивается и обогащается на основе переноса в нее усвоенных на занятиях навыков рисования, лепки, аппликации, раскрытия ребенку эстетического отношения к окружающему. Этому также способствуют соответствующее оборудование, обогащение детей новыми впечатлениями, умелое педагогическое руководство. Это руководство имеет некоторую специфику и направлено на развитие самостоятельности, инициативы ребенка. Даже если не все хотят заниматься изобразительной деятельностью вне занятий, воспитатель должен заботиться о развитии интереса к ней у дошкольников, желания пробовать силы в различных ее видах.

Самостоятельная художественная деятельность обладает большими возможностями для осуществления многих воспитательных задач, развития таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность.

7. Заключение.

В процессе самостоятельной деятельности у детей развивается творческая активность, интерес к собственной познавательной деятельности, самостоятельность в выборе тем для изображения и самореализации. Действуя самостоятельно, ребёнок получает возможность самоутверждения в себе само и в коллективе сверстников, что имеет значение для развития полноценной личности ребёнка. Такие авторы, как Г. Г. Григорьева, Н. А. Ветлугина, Т. С. Комарова, Т. Г. Казакова, одним из важных условий развития и активации самостоятельной художественно-творческой деятельности детей выделяют наличие предметно-развивающей среды, способствующей развитию интереса, инициативы, а также специфику взаимодействия воспитателя с детьми в данном виде деятельности.

Предметная среда помогает развитию интересов и способностей детей в самостоятельной художественно-творческой деятельности, удовлетворяет потребность в творческих проявлениях, самовыражении, осуществлении замысла путём выбора соответствующего предмета оборудования, пособия или материала деятельности. Оборудованная предметная среда побуждает детей к творческому преобразованию окружающего пространства путём оформления интерьера, его части с использованием результатов собственной продуктивной деятельности.

Таким образом, в самостоятельной художественно-творческой деятельности дошкольники приобщаются к художественному опыту, что в свою очередь, способствует развитию воображения, фантазии, эстетического вкуса, самостоятельности, необходимому для всестороннего развития личности дошкольника[6].

9. Литература.

1. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М. 1999.

2. Ветлугина Н. А. Эстетическое воспитание в детском саду М. Просвящение 1978.

3. Ветлугина Н. А. Система эстетического воспитания в детском саду М. 1988.

4. Михайленко Н. Короткова Н. Дошкольное образование : ориентиры и требования к обновлению содержания, журнал Дошкольное воспитание №5-6 1992

5. Скибина Е. Косенко С. Воспитание самостоятельной художественной деятельности детей. Журнал Дошкольное воспитание №12 1984.

6. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет М. 2007.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Самостоятельная игровая деятельность детей»Фотоотчёт «Самостоятельная игровая деятельность детей» «Вся наша жизнь- игра»- поется в одной известной телепередаче. Что же говорить о дошкольниках в возрасте 2-3 лет, которые только начинают.

Консультация для педагогов «Театрализованная деятельность в развитии детей дошкольного возраста» В настоящее время в связи с новыми задачами, выдвинутыми обществом перед системой народного образования, особую актуальность приобретает.

Консультация для родителей «Игровая деятельность детей дошкольного возраста с задержкой психического развития» Значение игры для всестороннего развития личности ребенка Игра – один из видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях.

Консультация для воспитателей «Самостоятельная двигательная деятельность детей» .

Консультация для воспитателей «Игра — самостоятельная деятельность детей в раннем возрасте» Сопровождающий текст к презентации «Игра-самостоятельная деятельность детей в раннем возрасте» Слайд 1 Уважаемые коллеги! Сегодня рассмотрим.

Самостоятельная деятельность в старшей группе «Право на отдых. Новогоднее приключение» (самостоятельная деятельность) Самостоятельная деятельность в старшей группе Тема: «Право на отдых. Новогоднее приключение» Воспитатель: Зырянова Е. А. Задачи: - Воспитывать.

Самостоятельная игровая деятельность детей дошкольного возраста В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средства воспитания. Основополагающим является положение о том,.

Самостоятельная творческая деятельность детей «Наш миша»Самостоятельная творческая деятельность детей «Наш миша» Хочу с вами поделиться, чем наши дети любят заниматься. С летом в этом году нам не повезло:холодно и часто шли дожди. Поэтому мы, находясь.

Консультация «Театрализованная деятельность как способ активизации словаря детей младшего дошкольного возраста» Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи,.

Консультация «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста» Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Под этим подразумевается развитие личности каждого ребенка, его.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Самостоятельная художественная деятельность детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 8 февраля 2016 в 18:24
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Самостоятельная художественная деятельность детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем анна шухова (УИ 403936) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД