Анна Пастор
Консультация для воспитателей «Игра — самостоятельная деятельность детей в раннем возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
Сопровождающий текст к презентации «Игра-самостоятельная деятельность детей в раннем возрасте»
Слайд 1
Уважаемые коллеги! Сегодня рассмотрим презентацию на тему: «Игра – самостоятельная деятельность детей в раннем возрасте»
Слайд 2
Основные требования к руководству игрой детей раннего возраста раскрываются в трудах Н. М. Аксариной, Ф. А. Фрадкиной, С. Л. Новоселовой, Е. В. Зворыгиной
Публикация «Консультация для воспитателей „Игра — самостоятельная деятельность детей в раннем возрасте“» размещена в разделах
- Воспитание самостоятельности у детей
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Темочки
Фрида Иосифовна Фрадкина: «Игре надо учить, особенно в раннем детстве, - об этом следует заявлять достаточно смело. Но учить можно по-разному. Нельзя построить эталон – образец, который должен получиться в итоге его развития, и навязать его ребенку. Прежде всего, это не получится, а если получится, то не будет игрой. Игра превратится в занятие».
Самостоятельная игра наряду с проведением НОД является одним из важнейших путей воспитания ребёнка. В самостоятельной игре он совершенствует то, чему научил его взрослый, у ребёнка происходит дальнейшее расширение и углубление знаний об окружающем мире.
Самостоятельная игра способствует формированию интересов и активному проявлению индивидуальных особенностей.
Слайд 3
Для воспитателя организация игровой самостоятельной деятельности детей является одним из наиболее сложных разделов работы, так как, с одной стороны, он должен не подавляя инициативу ребенка, умело направлять его игру, с другой — научить малыша играть самостоятельно. Правильно организовать самостоятельную игровую деятельность воспитатель сможет лишь в том случае, если он хорошо знает не только особенности психического развития ребенка того возраста, с которым он работает, но и особенности развития детей всей группы.
Для развития ребенка важно развивать игровую деятельность, поскольку это позволит достичь формирования социально-нормативных возрастных характеристик (пункт 4.6 ФГОС ДО).
Слайд 4
В раннем возрасте только идет становление игры, наблюдаются первые виды самостоятельной игровой деятельности.
Игровые действия связаны с познанием окружающих объектов в процессе познавательно-ориентационной деятельности.
Ведущий вид деятельности в раннем возрасте – предметная деятельность. Именно в этот возрастной период ребенок активно начинает взаимодействовать с различными предметами. (20)
Слайд 5
Каковы же виды самостоятельной игровой деятельности детей в раннем возрасте?
• Игры, связанные с движениями: с мячом, игрушками – двигателями (машина, тележка, каталка, влезание на горку и слезание с нее.
• Познавательная деятельность связана, прежде всего, с ориентировочной деятельностью, наблюдением окружающего, поэтому в группе должны находиться разнообразные предметы для рассматривания — картины, макеты с изображением каких-то действий (кукла катается на санках, кукла кормит собачку и т. п., книжный уголок.
• Игры-экспериментирования
- с природными объектами (с водой, песком, камешками, палочками, семенами деревьев) под контролем взрослых;
- игра-общение (ребенок прячется, затем неожиданно выскакивает к сверстнику или взрослому, обнимая, или, наоборот, рыча, как медведь). Для ребенка это «экспериментирование» - игра, в ходе которой ребенок испытывает взрослого, его реакцию
- с игрушками (калейдоскопы, трубочки и устройства для выдувания мыльных пузырей, авторские игрушки В. А. Кайе)
• Сюжетно-отобразительные самодеятельные игры возникают на втором году жизни и исчезают к концу третьего года жизни. Эти игры считаются начальной ступенью в формировании сюжетно-ролевых и режиссерских игр. Сюжетно-отобразительная игра – это игра с предметами и их назначением. Игра носит сюжетный характер, а содержание отражает те действия, которые и определяют содержание сюжета. Играющий отображает бытовые действия, но воображаемую ситуацию еще сам не создает. Это делает за него взрослый («ты, как мама, варишь суп», «Ты, как водитель, крутишь руль».
• Театрализованные самодеятельные игры – хорошая подготовка к будущей ролевой игре. Такая игра может быть как индивидуальной, так и совместной. Стремление ребенка наряжаться, воображая себя тем или иным персонажем, поддерживается с помощью уголков ряженья.
Слайд 6
• Конструктивная и изобразительная деятельность на 2-м году жизни ребенка выступает как предметная, когда он воспроизводит постройки, подражая взрослому, оставляет карандашом след на бумаге. В дальнейшем, в связи с развитием координации рук, представлений об окружающем мире, овладением техническими методами, формируются специфические виды деятельности — конструктивная и изобразительная.
• Действия с предметами — ведущий вид познавательной деятельности, который может быть представлен в виде непосредственных действий с предметами ( авторазвивающие дидактические игрушки: пирамидки, вкладыши) и орудийных действий с дополнительными предметами - орудиями (ложкой, палочкой, чашкой и т. д.).
Слайд 7
Этапы развития игры детей раннего возраста представлены в работах Н. М. Аксариной, Ф. И. Фрадкиной.
Первый этап от 11мес. до 1г. -воспроизведение разученных действий, когда ребенок воспроизводит действия непосредственно или отсроченно на основе подражания действиям взрослых.
От 1г. 3 мес. до 1г. 6 мес. действия ребенка выражены в том, что он легко подражает действиям взрослого и переносит знакомые действия на новые предметы.
На третьем этапе скачок в развитии игры отдельные отобразительные действия.
В дальнейшем игра начинает носить сюжетный характер. Появляются несколько взаимосвязанных между собой действий. (Так, девочка 2 лет, увидев, как мама укладывает ее спать, в игре отображает эти действия: укладывает куклу на кровать, укрывает ее одеялом, «качает»).
И уже на седьмом этапе, на 3 году жизни преобладает сюжетная игра, которая носит разнообразный характер. Возникают первые ролевые игры, когда ребенок берет на себя роль: мамы, папы, врача.
Слайд 8
В исследованиях Е. В. Зворыгиной разработаны способы, предусматривающие такие моменты как фаза подготовки игры, количество игровых действий, использование игрушек или их заместителей.
Уровень решения игровых задач зависит от степени обобщенности реального и игрового опыта ребенка.
Слайд 9
Самодеятельные игры возникают по собственной инициативе ребенка или группы детей. Однако это не означает спонтанности или беспричинности детской игровой инициативы. Есть целый ряд условий, необходимых для того, чтобы игра появилась в жизни ребенка и успешно развивалась.
Наиболее сложным аспектом в отношении развития детской игры всегда было руководство ею. Две крайние позиции – от полного невмешательства до жесткого руководства – отмечались неоднократно, начиная с 1930-х гг. и по наше время, и они однозначно неприемлемы.
Слайд 10
Научить ребенка играть может только носитель игрового опыта, игровой культуры, в совместной деятельности с которым ребенок приобщается к этой деятельности и присваивает ее. Следовательно, первый принцип организации игры в ДО – совместная игра со взрослым. Воспитатель, включаясь в свободную детскую деятельность и принимая позицию играющего партнера, создает зону ближайшего развития самостоятельной игры детей. Соответственно, задачи должны быть не дидактические, а игровые.
Игровая задача (С. Л. Новоселова, Е. В. Зворыгина)- система условий, в которых задается мнимая цель. Для достижения цели ребенок должен на основе своего жизненного и игрового опыта использовать в условном плане тот или иной способ действия и средства его выполнения.
Когда речь идет о совместной игре взрослого с детьми, она предполагает игру взрослого вместе, а не вместо ребенка.
Чтобы игра была естественной, педагогу необходимо развивать у себя умение быть играющим партнером. Это качество называется игровой позицией воспитателя и включает в себя :
- ярко выраженный интерес педагога к играм детей
- рефлексию как способность видеть реальную ситуацию и вычленить в ней игровые возможности
- инфантилизацию как возможность устанавливать доверительные отношения с окружающими
- эмпатию как способность чувствовать игровые состояния других людей
- креативность как способность находить нестандартные пути достижения цели.
Совместная игра со сверстниками.
Слайд 11
Сопровождающее взаимодействие помогает ребенку актуализировать игровой опыт как результат совместной игры с воспитателем, применять его в различных ситуациях, возникающих за пределами специально организованной педагогом игровой деятельности.
Какие же методические приемы способствуют этому?
• метод создания игровых проблемных ситуаций (игровая задача программируется взрослым, создаются условия для ее решения, но не дается готовый образец: «у куклы грязный носик», «собачка хочет пить», «сломалась машина»)
Метод проблемных ситуаций способствует развитию инициативности детей в процессе самодеятельных детских игр.
• кинэстезический метод ( педагог направляет руку ребенка: «Открой, закрой матрёшку»)
• показ, сопровождаемый словом
• словесная инструкция («Положи куклу спать на кроватку»)
Слайд12
Развитие игровой деятельности, связанное с ее переходом в форму детской самодеятельности, реализуется через запуск механизмов ее саморазвития. Этот принцип был положен в основу работы комплексного метода, включающего в себя 4 компонента:
-обогащение опыта и знаний детей, расширение их представлений об окружающем. Без определенного уровня знаний, представлений об окружающем ребенок все равно не будет играть, какая бы богатая в содержательном отношении предметная среда ни была предложена ему для деятельности и сколь бы ни был искусен взрослый. (Ребенок не станет играть в то, чего не знает);
-обогащение игрового опыта. Происходит в ходе совместных игр с носителем игровой культуры. Каждая организованная игра должна постепенно переходить и заканчиваться свободной игрой детей, где они могут применить полученный опыт. (Формирование игровых действий, способов осуществления игры);
-создание и своевременное изменение развивающей предметно-пространственной среды;
-активизирующее общение взрослых с детьми, направленное на самостоятельное применение детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни. Обычно помощь педагога бывает необходима в трех случаях: активизация начала игры; помощь в случае «заминок», пауз в процессе игры; необходимость перевода игры к более сложным формам.
Слайд 13
Согласно ФГОС ДО (п. 3.2.5) среди условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, подчеркивается:
• создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности
• поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности
• поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства
Слайд 14
Развивающая предметно-пространственная среда – среда, не только позволяющая детям интересно и разнообразно играть, но и способствующая развитию игровой деятельности ребенка, переходу ее к более сложным формам. Развивающая среда в ДОУ с точки зрения психолого-педагогических требований должна отвечать заботе о эмоциональном благополучии ребенка. РППС должна быть трансформируемой, доступной, вариативной, полифункциональной, соответствовать ФГОС ДО.
Включает такие игрушки как:
• Игрушки комплексного характера (автодидактические, орудия бытовой деятельности)
• Сюжетно-образные игрушки (фигурки животных, куклы, предметы обихода, мебель, театральные, празднично-карнавальные, технические)
• Дидактические, настольно-печатные игры («Спрячь мышку в домик», разрезные картинки)
• Музыкальные игрушки (бубны, барабаны, колокольчики, бубенчики)
• Предметы-заместители, бросовый и поделочный материал
• Игрушки-забавы (неваляшки, каталки на веревочке шевелящиеся, дергунчики)
Слайд 15
• Полифункциональный материал (детали крупных напольных строительных наборов, объемные предметы (коробки, набивные и надувные модули и т. п.)
• Игрушки для игр с песком, водой (плавающие рыбки, лейки, формочки, лопаты и т. п.)
• Картинки, художественные игрушки, мелки, цветные карандаши, гуашь
• Игрушки для активизации двигательной деятельности (горка с пологим спуском, мячи, резиновые кольца, массажные мячи, коляски, тележки)
• Конструкторы и наборы строительных материалов
Слайд 16
Пространство игровой комнаты должно быть организовано таким образом, чтобы дети могли свободно перемещаться, одновременно играть несколькими группами детей, либо уединиться для индивидуальной игры. Согласно ФГОС ДО, предметно-игровая среда в группе раннего возраста может быть организована следующим образом (слайд). Представленные в игровые центры дополняют друг друга и осуществляется взаимозаменяемость содержания центров, например, ребенок может взять книгу из уголка книги и перенести в «домик (жилую комнату)» для «чтения» кукле.
Слайд 17-26-фото (гиперссылки)
Слайд 27
Таким образом, модель развития игровой самостоятельной деятельности детей раннего возраста выглядит так : самостоятельная деятельность-затруднение-совместная деятельность со взрослыми-самостоятельная деятельность со сверстниками-самодеятельная игра.
Слайд 28
Итак, вывод: для развития самостоятельной игровой деятельности необходимо :
• Осуществление регулярной диагностики опыта игровой деятельности детей и учет ее результатов
• Наличие игровой позиции
• Поэтапное изменение тактики: от партнера до наблюдателя
• Отбор содержания игр на основе интересов и предпочтений детей
• Ориентация на индивидуальные творческие проявления, их дальнейшее стимулирование и развитие
• Создание современной РППС
• Не навязывать детям свой сюжет игры, не игнорировать инициативу детей
• Не вмешиваться в игру: утешать, сочувствовать, подключаться к игре детей только в случаях конфликтных ситуаций.
• Побуждение к взаимодействию со сверстниками
• Поощрение интереса к играм сверстников
Игра для ребенка – это способ исследования и ориентации в реальном мире. Включаясь в процесс игры, дети постигают смысл и ценности человеческой жизни. Игра – способ реагирования на неприятные, сложные ситуации. Когда дети играют, они выражают собственную индивидуальность и развивают внутренние личностные качества.
Слайд 29
Методическое обеспечение.
Слайд 30
Благодарю за внимание!