Рублева Ольга Валентиновна
Консультация для воспитателей «Самостоятельная двигательная деятельность детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Самостоятельная двигательная деятельность детей
Самостоятельная двигательная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста: свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
Темочки:
- Воспитание самостоятельности у детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Самостоятельная двигательная деятельность детей влияет на следующие функции: -Оздоровительные: охрана жизни и укрепление здоровья детей, содействие правильному физическому и психическому развитию детского организма, повышение умственной и физической работоспособности.
-Развивающие: развитие движений, формирование двигательных навыков и физических качеств (ловкость, быстрота, сила, выносливость, формирование правильной осанки. Образовательные: обогащение знаний детей о своем организме, здоровье, о путях его укрепления, сохранения, ответственного отношения. -Воспитательные: воспитание положительных черт характера (смелость, решительность, настойчивость, нравственных качеств (доброжелательность, взаимопомощь, волевых качеств (сила воли, умение побеждать и проигрывать, формирование привычки к ЗОЖ, желания заниматься физическими упражнениями (в том числе не ради достижения успеха как такового, а для собственного здоровья). Повышение самостоятельной двигательной активности детей может рассматриваться как одно из действенных средств сохранения здоровья ребёнка, улучшения его физической подготовленности, обогащения двигательного опыта, увеличения творческого и познавательного потенциала. Потребность детей в движении наиболее полно реализуется в их самостоятельной деятельности. Самостоятельно, но под руководством воспитателя происходит и освоение всех основных движений. Вот почему так важно создавать условия, необходимые для того, чтобы каждый малыш имел возможность двигаться сколько хочет, чтобы деятельность его была содержательной и разнообразной. «…Ребенок в дошкольном детстве должен почувствовать мышечную радость и полюбить движение, это поможет ему пронести через всю жизнь потребность в движении, приобщиться к спорту и здоровому образу жизни».
Каждое из режимных отрезков самостоятельной двигательной деятельности - это определенная «оздоровительная доза» в виде движений, физической нагрузки, работающая на здоровье ребенка, его правильное физическое развитие и физическую подготовленность, даёт ребенку возможность общения со сверстниками и воспитателями, т. е. социальный комфорт, а освоение двигательных умений - возможность самовыражения. Когда дети должны самостоятельно двигаться? В любое время, когда они этого захотят! Поэтому должны быть продуманы условия для движений. Обязательно каждый из детей должен получить свою «двигательную дозу» во время утреннего приема, после завтрака перед ОД, на прогулке, после дневного сна. Каждому из режимных отрезков соответствуют особые требования к интенсивности движений. Во время утреннего приема двигательная деятельность спокойная, умеренная. Воспитатель занят приемом детей, не может уделить должного внимания прямому руководству и поэтому заранее создает условия для простых, хорошо знакомых детям движений, не требующих страховки: раскладывает на полу плоскостные дорожки, шнуры, дуги, кегли, несколько раз меняет их расположение, что-то быстро убирает.
На прогулке дети должны двигаться много, активно. Движения могут быть сложные, так как есть возможность и поучить каждого ребенка отдельно, и обеспечить ему нужную страховку. Воспитатель сам определяет время, содержание, длительность, место проведения, количество занимающихся, руководствуясь своим знанием индивидуальных особенностей малышей. Важную роль в самостоятельной деятельности ребенка играют подвижные игры с правилами, с их помощью развивается инициатива, организаторские способности и творчество. Эти игры способствуют формированию детского коллектива и соблюдению принятых в них правил. В вечернее время можно применять игры, способствующие развитию точности и ловкости движений: шашки, упражнения с оздоровительными шарами, ручными эспандерами и др. Очень хорошо, если дети старшего возраста обучены игре в шахматы, которые развивают логику и активность мышления, сосредоточенность и целеустремленность.
Формированию у ребенка навыков самостоятельных двигательных действий способствуют различные мелкие и крупные физкультурные пособия, игрушки. Третий год жизни - подбираются игрушки, стимулирующие первоначальные самостоятельные действия — это каталки, коляски, автомобили, мячи, шары, которые используются для бросания, прокатывания в воротца, катания и скатывания с горки. Применяются крупные физкультурные пособия: горки, лесенки, ворота, скамейки, ящики и др., на которых ребенок упражняется в лазании, ползании, перешагивании и т. д. Четвертый год жизни - двигательные игрушки, мелкие пособия и игры: для упражнений в бросании и метании даются мячи разных размеров, мешочки, кольца, кольцебросы и мячебросы, щиты для метания, обручи, короткие и длинные скакалки, а также велосипеды, способствующие ориентировке в пространстве, подводящие к усвоению правил безопасного передвижения по улице. Для 5—6-летних детей широко используют спортивные игры — городки, серсо, кольцеброс, баскетбол, бадминтон, настольный теннис. Эти игры способствуют подготовке к школе, занятиям спортом. Дети самостоятельно и творчески участвует в играх типа «школа мяча», организует игры-эстафеты и игры с элементами соревнования. Воспитатель наблюдает за этими играми и корректирует их ход.
В процессе руководства двигательной активностью детей значительное место должно отводиться показу разнообразных движений с физкультурными пособиями. При этом важно учитывать индивидуальные проявления каждого ребенка. Так, чрезмерно подвижным детям следует показать действия, требующие точности выполнения или особой осторожности при пользовании пособием, например, прокатить мяч по узкой доске в воротики; попасть мешочком с песком в цель и т. д. Малоподвижным детям можно предложить активные действия и движения, не требующие точности выполнения: бросить мяч вдаль и побежать за ним; прыгнуть из обруча в обруч, через скакалку и т. д.
Детям в зале или на улице должна быть предоставлена возможность самостоятельных действий на игровой или спортивной площадке. Воспитателям необходимо позаботиться о том, чтобы им было чем заняться: поиграть в мяч или покачаться на качелях, погонять шайбу или попрыгать через скакалку. На самостоятельную двигательную деятельность всегда отводится время. Она является своеобразной психической разгрузкой для детей. О физической нагрузке в данном случае беспокоиться не стоит, дети всегда в состоянии регулировать ее и никогда не перегружаются. Полезно из отдельных разрозненных физкультурных пособий выстраивать комплексы, различные «полосы препятствий», например, в группе натягивать шнуры, ленты, веревки на разной высоте, чтобы наблюдать, как дети будут выполнять движения (подлезать, перешагивать, перепрыгивать, обходить, наталкиваться, может быть, запинаться). Для воспитателя здесь главное - получить информацию о том, как ребенок воспринимает новую обстановку, умеет ли выполнять хорошо знакомые ему движения в новых условиях. Важнейшим элементом «двигательной грамоты» является умение выполнять движение вдвоем, в подгруппе, в коллективе сверстников. Общение детей в двигательной деятельности быстрее, естественнее и проще приводит от деятельности рядом к деятельности вместе. Здесь очень редки ссоры и всегда много эмоций.
Появлению самостоятельности в движениях особенно способствуют условия прогулки. Как летом, так и зимой интересно и разнообразно должны быть использованы естественный рельеф местности и природные условия для упражнений в движениях. В то же время на площадке необходимо иметь и специальные пособия для развития движений детей: крупные игрушки, приспособления для игры в мяч, разнообразный выносной материал, качели. На площадке необходимы и такие предметы, как ведерки, совочки, лейки, метелки, тачки, лопатки и т. д., зимой - санки, фанерные щиты и пр.
Необходимы снежные валы, лабиринты, ступеньки и другие приспособления, содействующие активизации движений детей.
В старшей группе деятельность детей все больше насыщается играми и упражнениями, требующими интенсивного движения, проявления ловкости, быстроты, самостоятельного выбора способа действия, определенных волевых усилий, смелости, находчивости.
Для развертывания самостоятельной двигательной деятельности необходимо иметь достаточное количество скакалок, кольцебросов, мячей, обручей, серсо и др. Для упражнения с этими предметами отводятся определенные места, чтобы дети не мешали товарищам заниматься другими видами деятельности.
Движения, которые дети используют в самостоятельной деятельности, становятся значительно разнообразнее и сложнее: включаются бег с ловлей и увертыванием, метание, лазанье на трибунки, прыжки. В старшей группе дети уже могут самостоятельно организовывать хорошо знакомые подвижные игры. Воспитатель поощряет объединение детей небольшими группами, для игр или выполнения двигательных задач, поставленных детям при выборе тех или иных упражнений или элементов спортивных игр (баскетбол, футбол, бадминтон).
Как и прежде, необходимо заботиться о целесообразной смене деятельности, активизации одних и успокоении других детей путем переключения внимания на иные виды деятельности.
Нередко между детьми в небольших группах возникают соревнования в движениях. Воспитатель стимулирует их, тактично предупреждая возникновение чрезмерно азартного стремления во что бы то ни стало, быть первым.
В старшей группе необходимо заботиться о том, чтобы содержание самостоятельной двигательной деятельности мальчиков и девочек значительно не отличалось, чтобы они дружно упражнялись и играли вместе.
Самостоятельная двигательная деятельность детей подготовительной группы нередко определяется довольно устойчивыми интересами детей к тому или другому движению и стремлением добиться хорошего результата в его исполнении. Надо следить, чтобы дети упражнялись и в тех способах движения, которыми они владеют хуже. Воспитатель поддерживает стремление ребенка помочь товарищу овладеть трудным для него упражнением.
Выявив особый интерес и способности ребенка к какому-либо виду упражнений, воспитатель обращает на это внимание родителей, с тем, чтобы при обучении в школе они продолжили эти занятия.
Воспитатель поддерживает самостоятельную организацию детьми многих подвижных игр, особенно игр, содержащих соревновательный момент, который теперь уже присутствует и в таких играх, как городки, «Кольцеброс», баскетбол, футбол, хоккей, волейбол.
Дети все более широко применяют в своей самостоятельной деятельности на прогулках навыки и умения в спортивных упражнениях. Они самостоятельно организуют игры на лыжах, коньках. Во время езды на велосипеде и самокате дети самостоятельно соблюдают в игровой ситуации правила уличного движения. Как и в предыдущих группах, самостоятельная двигательная деятельность мальчиков и девочек не должна значительно отличаться. И тем и другим полезны самые разнообразные физические упражнения и игры.
Самостоятельная двигательная деятельность детей дошкольного возраста является наименее утомительной из всех форм двигательной активности: в ней наиболее полно реализуется свойственная детям потребность в движении; она способствует формированию у детей стремления к самопознанию и физическому самосовершенствованию; способствует развитию основных физических и нравственно-волевых качеств; способствует развитию у детей умения самостоятельно организовывать подвижные игры и делать физические упражнения на прогулке в разные сезоны года, используя естественное окружение.