Конохова Марина
Развитие сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Игра – это ведущий вид деятельности у детей. Через сюжетно-ролевые игры ребенок познает мир, учится общению. Через игру ребенок готовится к социуму, «примеряя» на себя взрослую жизнь.
Сюжетно - ролевые игры имеют большое значение в психическом развитии ребенка, они развивают произвольное внимание, память. Правила, обязательные при проведении игры, воспитывают у детей умение контролировать свое поведение, ограничивать свою импульсивность, способствуют тем самым формированию характера. Во время совместной игры со сверстниками дети учатся общению, умению учитывать желания и действия других, отстаивать свое мнение, умению настоять на своем, а также совместно строить и реализовывать планы. Исполняя различные роли, ребенок начинает охватывать все стороны различных видов деятельности, что, в свою очередь, помогает развивать мыслительную способность человека, воспринимать чужую точку зрения.
Публикация «Развитие сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Этапы развития сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте
• Планомерное обогащение жизненного опыта детей.
• Совместные обучающие игры педагога с детьми, направленные на передачу детям игрового опыта, игровых умений.
• Своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта.
• Активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на побуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.
Задачи развития самостоятельной сюжетно-ролевой игры детей младшего дошкольного возраста.
• повышение игрового интереса младших дошкольников к сюжетно-ролевой игре посредством игрового общения воспитателя с детьми;
• развитие игровых умений (распределение ролей, ролевое взаимодействие) младших дошкольников;
• развитие умений совместно с партнерами по игре и помощью воспитателя создавать игровую обстановку, распределять игровых персонажей, управлять игрушкой, озвучивать персонажей игры.
• обогащение предметно-развивающей среды группы по игровым зонам настольно-печатными играми, продуктами детского творчества, модульные предметы для придания динамичности среды.
Любимым сюжетом у детей младшего возраста остается игра в больницу, в которой ребятам наиболее легко воплотить свой жизненный опыт.
Чтобы углубить и развить интерес детей к этим играм, воспитатель организует дополнительное чтение художественной литературы вне занятий, рассматривание иллюстраций, фотографий
Для обогащения предметно-развивающей среды в игровую зону необходимо внести настольно-печатные игры «Профессии», «Что лишнее?», лото «Зайкина больничка»
Игру во «врача» можно начать с игры-занятия. Утром воспитатель обращает внимание детей на то, что кукла долго не встает, и дети предполагают, что она, видимо, «заболела». Вызывают врача или медсестру детского сада. Она осматривает «больную», ставит диагноз.
Игра-занятие «Выздоровление куклы и встреча ее детьми» способствует повышению интереса у детей к куклам и вызывает желание самим выступать в роли врача или медсестры.
Многие сюжеты самостоятельных игр детей в «больницу» повторяют игры-занятия, организуемые воспитателем, но в них всегда есть простор для самостоятельного творчества, отражения личного опыта.
Дети младшего дошкольного возраста овладевают умениями принимать игровую роль, обозначать ее для партнера, развертывать элементарное парное ролевое взаимодействие, ролевой диалог с партнером – сверстником.
• В жизни детей 4-5 лет сюжетно-ролевая игра продолжает развиваться и занимает ведущее место. Ребенок с увлечением выстраивает сюжеты, стремится к проигрыванию самых разнообразных ролей, становится более инициативным. Возросшие возможности позволяют ему выбирать тему и намечать замысел игры, обустраивать игровое пространство при помощи предметов, использовать в игре различные атрибуты.
Игра должна развертываться особым образом, так, чтобы для ребенка «открылась» необходимость соотнести его роль с разными другими ролями, а также возможность смены роли в процессе игры для развертывания интересного сюжета. Это возможно при соблюдении воспитателем двух условий:
1. использование многоперсонажных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными;
2. отказ от однозначного соответствия числа персонажей (ролей) в сюжете количеству участников игры : персонажей в сюжете должно быть больше, чем участников.
Неизменными спутниками детских игр являются игрушки и другой игровой материал, поэтому при планировании сюжетно-ролевой игры нужно не только определить цель и разработать игровые действия, но и составить список оборудования для создания предметно-игровой среды. В группах обязательно должны быть всевозможные атрибуты для сюжетно-ролевых игр разного характера, иллюстративный материал для бесед, книги о профессиях, предметы изготовленные для игры детьми совместно со взрослыми. Предметно-игровая среда должна быть организована так, чтобы дети могли участвовать во всем многообразии игр: сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских, театральных, народных, хороводных и др. Это позволяет предоставить детям возможность самостоятельно находить новые повороты сюжета и игрового взаимодействия.