Мария Ивановна Корчёмкина
Картотека игр и упражнений по развитию речи в младшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Игры и игровые упражнения
для развития речевого дыхания детей
Методические рекомендации: в каждом упражнении внимание детей направлено на спокойный, ненапряженный выдох, на длительность, громкость и четкость произносимых звуков. При вдохе поза должна быть свободной, плечи опущены. Артикуляция гласных и согласных звуков в каждом упражнении уточняется. Упражнения выполняются по 3-5 раз с паузами.
1. "Гласные звуки"
Публикация «Картотека игр и упражнений по развитию речи в младшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Воспитатель показывает, а затем просит детей воспроизвести изменения характера, тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука:
«а» - девочка укачивает куклу;
«а» - плачет девочка;
«о» - мальчик болеет и стонет;
«о» - удивилась бабушка;
«у» - поезд едет;
«у» - гудит пароход;
«ы» - волк рычит;
«и» - мышонок пищит;
«и» - ослик кричит.
2. «Плакса»
Один ребенок имитирует плач со звуком «ы».
Другие дети обращаются к нему со словами:
Что ты плачешь: «ы» да «ы».
Слезы поскорей утри.
Будем мы с тобой играть.
Песни петь и танцевать.
3. «Необычная песенка»
Педагог делит детей на 3 группы: 1 группа – дети-«жуки»; 2 группа – дети-«бабочки»; 3 группа – дети-«кузнечики» и начинает рассказ: «Однажды жуки, бабочки и кузнечики поспорили, кто лучше всех споет песенку. Первыми выступили большие толстые жуки. Они важно запели: «о-о-о» (поют дети-«жуки»). Затем вышли яркие, веселые бабочки. Они запели звонко и весело: «А-а-а» (поют дети-«бабочки»). Последними вышли музыканты-кузнечики. Они заиграли на скрипках: «и-и-и» (поют дети-«кузнечики»). Затем дети меняются ролями».
4. «Игры с песком»
По ровной поверхности влажного песка дети двигают пальцем, изображая звук жука – «ж», комара – «у» и т. д.
5. «Звукоподражание»
* Подражания крикам животных: собаки – «ав-ав»; кошки – «мяу-мяу»; коровы – «му-му»; козлика – «бе-бе».
* Подражания крикам цыплёнка– «пи-пи-пи»; кукушки – «ку-ку-ку»; курочки – «ко-ко-ко»; лягушки – «ква-ква».
* Подражания музыкальным игрушкам: дудочка – «ду-ду-ду»; балалайки – «ля-ля-ля»; колокольчику – «бом-бом».
* Подражание шуму транспорта: машины – «би-би»; паровоза – «ту-ту».
6. «Эхо»
Дети делятся на две группы и выполняют упражнения по ролям. Дети первой группы произносят слова громким голосом, второй – тихим. Затем группы меняются ролями.
В лесу кричу: «Ау! Ау!»
А мне в ответ: «ау! ау!»
Горе кричу: «Ау! Ау!»
Гора в ответ: «ау! ау!»
7. «Ходьба»
Дети маршируют. Движения сопровождаются проговариванием слов «ах», «ох», «ух».
8. «В лесу»
В кругу мальчик и девочка. В руках у них корзинки. Все дети вместе с воспитателем ходят по кругу и говорят: «Летом Вова и Марина в лес ходили за грибами». Они кричат в лесу («ау») – сначала девочка и мальчик, а затем все вместе.
9. «Лягушки и лягушата»
Воспитатель делит детей на две группы (большие и маленькие лягушки). Говорит: «Большие «лягушки» прыгают в пруд и громко квакают» «Ква-ква» (Дети имитируют). Маленькие «лягушата» тоже прыгают в пруд и тихонько квакают (дети имитируют движения и тихонько квакают). Затем меняются ролями.
10. «Волшебный кубик»
На гранях кубика наклеены картинки : жук, комар, волк, самолет. Ребенок кидает кубик. Вверху оказывается какая-нибудь картинка. Дети изображают то, что на ней нарисовано, и произносят соответствующий звук. Например, если нарисован самолет, то летают и гудят: «у-у-у».
Наблюдения за живыми объектами, явлениями природы,
состоянием погоды
1. Наблюдение за кошкой.
Цель: понаблюдать, как кошка пьет молоко, ест рыбу, рассмотреть, что у нее есть: голова, туловище, лапы, пушистый хвост, она покрыта шерсткой, расширять активный словарь детей: пушистый хвост, шерстка, молоко, воспитывать интерес к живым объектам, желание заботиться о кошке.
2. Наблюдение за воробьем.
Цель: концентрировать внимание на объекте, расширять понятия детей: у воробья есть клюв, крылья, лапы, хвост, обогащать активный словарь детей существительными и прилагательными, желание заботиться о воробьях, покормить их зернами.
3. Наблюдение за щенком.
Цель: развивать у детей наблюдательность, расширять понятия детей, уточнит действия: у щенка есть голова, туловище, лапы, хвост, он любит грызть кость, есть мясо, активизировать словарь: кость, мясо, конура. Воспитывать у детей интерес и доброжелательное отношение к домашним животным.
4. Наблюдение за дождем.
Цель: уточнять и расширять знания детей о погодных условиях: когда идет дождь, на улице пасмурно, по небу плывут облака, дождь стучит по окнам, капли стекают по стеклу; побуждать к активным высказываниям, воспитывать интерес к окружающей жизни.
5. Наблюдение за ветром.
Цель: расширять понятия о том, что с наступлением осени прилетает холодный ветер, предложить посмотреть, как ветер играет с султанчиками, ленточками, развивать активный словарь детей: холодный, ветер, султанчики; побуждать к фразовым высказываниям.
6. Наблюдение за погодой «Светит солнышко»
Цель: конкретизировать понятие детей о том, что с наступлением осени солнышко светит, но оно не согревает столы, стены, скамейки на участке. Активизировать поисковые действия: предложить детям подставить ладошки лучам солнца и проверить согрелись ли они от солнышка. Ввести в активный словарь детей слова: холодно, солнышко, радостно. Подвести к пониманию простейших связей и зависимостей.
7. Наблюдение за льдом.
Цель: дать детям понятия, что лед холодный, твердый, им можно постучать, привлечь внимание к разноцветным льдинкам, опытным путём показать, как их можно сделать. Покрашенную воду налить в формочки, поставить, чтобы она замерзла. Расширять активный словарь детей: лед, зима, снежинки, воспитывать интерес к разговорной речи, формировать собственную активную речь малыша.
8. Наблюдение за кроликом.
Цель: побудить детей к наблюдению за кроликом, отметить, как он грызет морковку, прыгает, определить, что шубка у него мягкая, предложить угостить кролика травой, расширять активный словарь детей: морковка, шубка, трава. Воспитывать интерес к кролику, доброжелательное общение с животными, побуждать выражать эмоции словами и фразами.
9. Наблюдение за деревом.
Цель: обратить внимание детей на деревья, показать ствол, ветки, учить детей различать деревья низкие и высокие, расширять активный словарь детей: деревья, листья, парк; подвести к простейшим обобщениям, побуждать строить разные типы предложений; воспитывать у детей интерес к разговорной речи, учить эмоционально отзываться на общение с детьми, воспитателем и природой.
Примерный план занятий по речевому развитию для детей третьего года жизни
• Тема: «У бабушки Арины на огороде»
Программное содержание: Расширять знание детей об овощах: картофель, морковь, свекла, редис, огурцы, помидоры, учить узнавать их в натуре и на картинках. Развивать умение сравнивать и обобщать овощи по существенным признакам. Ввести в активный словарь названия овощей: картофель, морковь, свекла, помидоры, воспитывать интерес к окружающей действительности.
• Тема: «Кто живет в лесу»
Программное содержание: Расширять знания детей о диких животных: медведе, лисе, волке и зайце, учить находить и называть основные части тела животных и особенности строения. Ввести в активный словарь слова: косолапый медведь, хитрая лиса, злой волк, быстрый заяц, воспитывать интерес к диким животным.
• Тема: «Рассказывание сказки «Репка»»
Программное содержание: Развивать у детей способность слушать сказку и активно реагировать на нее, следить за развитием сюжета в сказке, ввести в активный словарь слова: репка, большая-пребольшая, дед, баба, внучка, жучка, упражнять в звукопроизношении, формировать у детей эмоциональную отзывчивость на устные народные сказки.
• Тема: «На чем люди ездят»
Программное содержание: Расширять знания детей о транспорте: поезде, автобусе, троллейбусе, автомобиле, отметить особенности каждого средства передвижения, ввести в активный словарь слова: поезд, автобус, троллейбус, развивать артикуляционный аппарат, развивать у детей интерес к окружающей жизни.
• Тема: «Что подарим маме?»
Программное содержание: Расширять знания детей о знакомых предметах: посуде, игрушках, предметах быта. Развивать речь детей, учить строить простые предложения, правильно употреблять существительные, прилагательные и глаголы, ввести в активный словарь слова: подарок, любимая мамочка, воспитывать любовь к маме, желание дарить ей радость.
• Тема: «Кто как кричит»
Программное содержание: Продолжать учить детей узнавать домашних животных: кошку, собаку, лошадь, корову на картине, выделять и называть их существенные признаки, подражать их голосам. Развивать операции сравнения и обобщения, ввести в активный словарь слова: котенок, щенок, теленок, жеребенок, воспитывать у детей заботливое отношение к домашним животным.
• Тема: «Любимые игрушки»
Программное содержание: Продолжать учить детей рассматривать любимые игрушки: куклу, матрешку, машину, дудку, уметь правильно их называть, называть части тела, вид одежды, действия с ними, ввести в активный словарь слова: кукла красивая, матрешка веселая, воспитывать желание доброжелательно и бережно относиться к игрушкам.
• Тема: «Как растения пьют воду»
Программное содержание: Расширять представление детей о том, что без воды все живое погибает, растения засыхают, теряют листья, развивать желание высказывать свои мысли словами, предложениями, учить детей отвечать на вопросы, ввести в активный словарь слова: прозрачная, чистая, нужная человеку, животным, растениям, воспитывать интерес к растениям.
• Тема: «Рассказывание потешки «Еду-еду к бабе, к деду»
Программное содержание: Формировать у детей эмоциональную отзывчивость на потешки, развивать у детей способность слушать художественный текст и активно реагировать на его содержание, стимулировать детей к повторению отдельных слов и выражений из потешки, ввести в активный словарь слова: лошадка, красная шапка, ровная дорожка, воспитывать интерес к художественному слову.
• Тема: «Рассматривание кукольной одежды»
Программное содержание: Учить детей рассматривать кукольную одежду: кофту, свитер, юбку, колготки, гольфы, продолжать учить детей отвечать словами, предложениями на поставленные вопросы, вступать в диалог с воспитателем и друг с другом, ввести в активный словарь слова: юбка, свитер, гольфы, воспитывать интерес к окружающей жизни.