оксана ткачук
Консультация для логопедов «Роль профилактики нарушений речи в младшем дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
«Роль профилактики нарушений речи в младшем дошкольном возрасте»
В семье родился малыш. Сколько радости доставляют родителям первая улыбка, первое агуканье, первые лепетные слова. Но вдруг родители начинают замечать что-то неладное. Сверстники ребенка начинают говорить словами, фразами, а их малыш по-прежнему лепечет что-то непонятное.
В настоящее время количество детей, имеющих задержку речевого развития, неуклонно растет. В качестве причин данного нарушения речи можно назвать наследственную предрасположенность, различные заболевания, травмы, инфекции в перинатальном, натальном или раннем неонатальном периодах развития ребенка, педагогическую запущенность, двуязычие в семье и другие.
Публикация «Консультация для логопедов „Роль профилактики нарушений речи в младшем дошкольном возрасте“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Средняя группа
- Темочки
Отсутствие помощи в раннем дошкольном возрасте приводит к появлению целого ряда последствий недоразвития речи. Это нарушение процесса общения и обусловленные им трудности адаптации в детском коллективе и речевой негативизм, своеобразие эмоционально-волевой сферы, инфантилизм, вторичная задержка познавательной деятельности. В дальнейшем это приводит к тому, что у ребенка возникают трудности в овладении всей школьной программой, особенно по русскому языку.
Однако, детский мозг очень пластичен. Для предупреждения недоразвития речи в дошкольном возрасте большое значение имеет ранняя диагностика нарушений речевого развития у детей и своевременное оказание им медико-педагогической помощи. Это две основополагающие задачи, реализация которых способствует максимальной компенсации отклонений в развитии речи. На практике доказано, что коррекционная помощь наиболее эффективна, когда она оказывается в сензитивный для речи период : в возрасте от 2,5 до 5 лет, т. е. в период, когда идет активное становление речевой функции.
Время появления первых слов у детей с нарушениями развития речи не имеют резкого отличия от нормы. Однако сроки, в течении которых дети продолжают пользоваться отдельными словами, не объединяя их в двухсловное аморфное предложение, сугубо индивидуальны. Следует отметить, что задержка речевого развития начинает беспокоить современных родителей по достижении ребенком 2,5-3 лет, а не 4-5, как это было совсем недавно.
К группе риска прежде всего можно отнести детей от двух лет, у которых имеется предрасположенность к появлению нарушений речевого развития, в связи с чем они нуждаются в специальном логопедическом, а часто – и в медицинском воздействии. Влияние речевого дефекта на процесс формирования личности у таких детей можно значительно ослабить или свести к нулю, если начать раннюю коррекцию. Это обуславливает необходимость проведения специальной работы по восполнению пробелов в речевом развитии детей.
В целях предупреждения возникновения недостатков речи следует с ранних лет заботиться о здоровье ребенка в целом и его органов речи в частности. Следует предупреждать ушибы головы, простуду уха, горла. Необходимо оберегать слух ребенка от лишних и резких звуков, от шума. Также очень важна забота о здоровом развитии нервной системы ребенка, об охране ее от таких раздражителей, как крик, запугивание, резкие переходы в обращении с ним от суровости к чрезмерной ласковости. Речь окружающих, являясь для ребенка образцом, должна быть доступной по содержанию, четкой по артикуляции, правильной, неторопливой и выразительной. В целях предупреждения возникновения недостатков голоса следует с ранних лет соблюдать правила гигиены: оберегать гортань от простуды, бороться с сильными и длительными криками; в случае заболеваний горла своевременно обращаться к врачу.
С ребенком следует говорить голосом средней громкости, с богатой интонацией. Развитию точной артикуляции в некоторой степени помогает воспитание у детей привычки смотреть во время речи на собеседника и таким образом схватывать зрением движения рта, губ, языка. Для развития слуха (элементарного и фонематического) и слухового внимания можно приучать ребенка по слуху различать звуки. Сначала дети дифференцируют природные звуки (шум моря, леса, пение птиц и т. д., а затем звуки речи.
Тем не менее следует помнить о том, что в раннем возрасте мы не столько исправляем речь, сколько формируем ее, направляя в нужное русло, стимулируя положительные проявления и затормаживая отрицательные. В результате можно добиться полной компенсации речевого недоразвития еще до поступления ребенка в школу.
Список литературы
1. М. М. Алексеева, В. И. Яшина «Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста»
2. О. Е. Грибова «Что делать, если ваш ребенок не говорит?»
3. Н. Ю. Дунаева, С. В. Зяблова «Предупреждение общего недоразвития речи у детей 3-4 лет»
4. Н. В. Рыжова «Логопедические занятия с детьми 2-3 лет»