орощук оксана
Консультация «Развитие фонематического слуха с помощью игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы (звуки) родного языка. Фонематический слух является частью физического слуха. Без него нельзя научиться слушать и понимать речь. Правильное развитие фонематического слуха и восприятия является основой усвоения в дальнейшем письма и чтения.
Публикация «Консультация „Развитие фонематического слуха с помощью игры“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Фонематические нарушения у детей приводят не только к дефектному произношению звуков и недостаточному их различению, но и к тому, что дети недостаточно четко овладевают звуковым составом слова и допускают специфические ошибки при чтении и письме. Чаще всего это проявляется в заменах в произношении одного звука другим и смешении звуков.
Наибольший пик развития фонематического слуха приходится на возраст 4-5 лет. У детей этого возраста наблюдается особая чувствительность к звукам речи, вот почему этот возраст очень важен для решения поставленной проблемы. Различение звуков речи является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно (как услышал, так сказал или написал).
Поэтому, очень важно родителям вовремя распознать, что с фонематическим слухом что-то не так. Признаки фонетико-фонематических нарушений :
- смешение и замены одних звуков другими, близкими по акустическим или артикуляторным признакам, например: звонкие заменяются глухими, [Р] и [Л] заменяются [Л’] и [И], звук [Ш] на звук [С] или [Ф], [Ж] на [З] или [В], [Щ] на [С’], [Ч] на [Т’] и т. д. ;
- иногда дети с трудом произносят многосложные слова (из трех и более слогов) и слова cо стечением согласных;
при фонематическом недоразвитии нередко наблюдается смазанность речи, сжатая и напряженная артикуляция, бедность словаря и некоторая несформированность лексико-грамматического строя речи.
Но при использовании игровых приемов и развивающих игр можно развить фонематический слух ребенка.
Игры, направленные на развитие фонематического слуха
«Где нужный звук?»
Цель: формирование умения находить заданный звук в словах.
Оборудование: Предметные картинки.
Ход игры. Взрослый демонстрирует и называет ребенку картинки, в одной из которых есть заданный звук. Ребенок должен указать на картинку и повторить слово, в котором есть заданный звук.
Например: несколько картинок со звуком [Л] и несколько картинок без этого звука.
– посмотри на картинки, произнеси их. «Дай мне картинки, где есть звук [Л]».
«Клубочки»
Цель. Формировать умение подбирать слова на заданный звук.
Оборудование. Клубочек ниток.
Ход игры. Играющие передают друг другу клубочек по кругу, произнося текст: «По дорожке (имя) шла/шёл, Клубок ниточек нашла/нашёл, Вы слова на (заданный звук) скажите, Нашу нитку не порвите». Тот, у кого оказался клубочек должен назвать слово на заданный звук и передать клубочек дальше. Можно играть не только группой, но и вдвоем взрослый-ребенок, передавая друг другу клубок и называя по очереди слова на заданный звук.
«Какой звук?»
Цель. Развитие фонематического слуха, умения выделять из потока речи часто повторяющийся звук.
Оборудование. Набор коротких стихотворений, в которых часто повторяется один и тот же звук.
Ход игры. Взрослый произносит стихотворение, а дети называют звук, который они чаще всего слышали.
Примерный материал.
У Сени и Сани в сетях сом с усами. [С]
Белый снег, белый мел, Белый заяц тоже бел. [Л]
Кот копеек накопил, Кошке козочку купил. [К] и т. д.
«Попугайчики»
Цель. Формировать слуховое внимание, умение ориентироваться на фонему и различать созвучные фонемы.
Оборудование. Игрушка Попугай
Ход игры. Создается игровая ситуация, в соответствии с которой необходимо научить попугая без ошибок повторять слоговой ряд. Роль попугая берет на себя ребенок. Взрослый произносит ряд слогов, ребенок повторяет.
Примерный речевой материал. Па-ба, та-да, та-та-да, ка-га, ка-ка-та, зуб-суп,том-дом и т. п.
«Какой звук спрятался?»
Цель. Формировать слуховое внимание, умение ориентироваться на фонему.
Ход игры. Взрослый произносит слово, не договаривая последний звук. Ребенок должен правильно договорить слово и назвать звук, который “убежал”.
Примерный речевой материал. Ма (к, мо (х, ро (г, ко. (т, забо (р) и т. д.
«Закончи слово»
Цель. Формировать слуховое внимание, умение ориентироваться на фонему, развивать фонетический слух.
Ход игры. Игра проводится после ознакомления ребенка с понятием «слог». Взрослый произносит слово, не договаривая последний слог. Ребенок должен правильно договорить слово и назвать слог, который «сбежал».
«Цветные фишки»
Цель. Формирование слухового внимания, закрепление понятий «звук», «гласный», «согласный», «твердый согласный», «мягкий согласный».
Оборудование. Красный квадратик для обозначения гласных звуков, синий - для обозначения твердых согласных, зеленый – для обозначения мягких согласных звуков.
Ход игры. Взрослый называет звук, а ребенок должен правильно показать соответствующий квадратик.
«Вата и камень»
Цель. Формирование слухового внимания, умения дифференцировать звуки по твердости-мягкости, закрепление понятий «звук», «согласный», «твердый согласный», «мягкий согласный».
Оборудование. Подушечка, кирпичик, предметные картинки с мягкими и твердыми согласными звуками в названии.
Ход игры. Взрослый показывает картинки ребенку. Если в начале своего слова ребенок слышит твердый согласный, то он говорит «кирпич», если мягкий – «подушечка».
«Поймай рассыпанное слово»
Цель. Формировать навык звукового синтеза.
Оборудование. Для детей 5-6 лет допускается использовать картинки-подсказки.
Ход игры. Взрослый произносит слова, называя каждый звук отдельно: [г], [у], [с’] [и]. Ребенок собирает звуки в слово.
«Сосчитай звуки»
Цель. Развитие умения определять количество звуков в слове.
Оборудование. Пуговицы или пробки.
Ход игры. Взрослый называет слово, ребенок считает количество звуков и выкладывает на столе соответствующее количество пуговиц или пробочек от бутылок.
«Отгадай слово»
Цель. Закрепление навыков звукового анализа и синтеза слов.
Ход игры. Проводится для детей подготовительной к школе группе, когда дети уже хорошо овладели звуковым анализом слов, слышат место звуков в словах.
Детям предлагается по нарисованной схеме слова придумать свои слова.
Упражнение «Найди лишнее слово»
Взрослый предлагает ребёнку послушать ряд слов и назвать то, которое отличается от остальных:
Шар – жар – веник – пар
Каток – моток – поток – дым
Каша — гном – Маша – Даша
«Обезьянки»
Взрослый предлагает ребё нку повторить за ним слоговые ряды:
со сменой ударного слога: та- та-та, та-та-та, та-та-та;
с общим согласным и разными гласными: да-ды-до, вы-ва-ву и т. д. ;
с общим гласным и разными согласными: та-ка-па, ма-на-ва и т. д. ;
с парными звонкими - глухими согласными сначала по два, далее по три слога: па-ба, та-да, ка-га; па-ба-па, та-да-та, ка-га-ка и т. д. ;
с парными твё рдыми - мягкими: па-пя, по-пё, пу-пю, пы-пи и т. д. ;
с добавлением одного согласного: ма-кма, на-фна, та-кта и т. д.
Упражнение «Прохлопай слово»
Взрослый объясняет ребёнку, что слова состоят из частей – слогов, что слово можно прохлопать, простукать и узнать, сколько в нё м частей: ло-па-та, шап-ка, мо-ло-ток и т. д.
Взрослый сначала совместно с ребёнком произносит слово, разделяя его на слоги, далее ребёнок делит слово самостоятельно.
«Отгадай, кто это?»
Взрослый говорит ребё нку: комар звенит так: «зззз», ветер воет так: «ууу», жук жужжит так: «жжж», вода из крана льё тся так: «ссс» и т. д. Далее взрослый произносит звук, а ребёнок отгадывает, кто этот звук издаёт.
«Поймай звук»
Взрослый несколько раз произносит звук, который ребёнок должен запомнить и «поймать» (хлопнуть, стукнуть, топнуть и т. д., далее медленно, чё тко произносит звуковой ряд: А-Л-С-Д-Ж-И-А-Ф-Х-У-А и т. д. Согласные звуки нужно произносить отрывисто, без добавления звука «э» (не [сэ], а [с]).