Валентина Фуфаева
Консультация «Приемы активизации умственных способностей дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Приемы активизации умственных способностей используются при решении логических речевых задач, при рассматривании картин и слушании музыкальных произведений о природе, в беседах по произведениям о природе.
Рассмотрим эти аспекты.
Речевая логическая задача – это рассказ – загадка, ответ на которую может быть получен, если дети уяснили для себя определенные связи и закономерности природы. Давая детям речевую логическую задачу, воспитатель ставит их в ситуацию, когда они должны использовать разные приемы умственной деятельности (сравнение, рассмотрение явлений с разных сторон, поиск путей решения). Это стимулирует развитие самостоятельности мышления, гибкости ума. Речевые логические задачи имеют особое значение для развития речи, в частности, монологической речи, тем самым совершенствуя умение рассказывать, четко и образно формулировать свои мысли. Способность рассуждать развивается у ребенка при возможности выводить одну мысль из другой, одни суждения из других, распределять события во времени. В старшей группе мы с детьми старались ответить на вопросы игр – задач. Например: 2 мальчика сажали яблоки и сливы. Старший – сливы. Какие деревья сажал младший? (Яблоки). Игорь и Вася ловили рыбу. Вася не поймал сазана, он поймал пескаря, а Вася не поймал сазана. Это помогает сделать вывод: Игорь поймал сазана. Это правильный ответ.
Публикация «Консультация „Приемы активизации умственных способностей дошкольников“» размещена в разделах
Витя прочитал больше, чем Гена. Олег прочитал много книг. Кто из мальчиков прочитал меньше книг, чем Витя? Соотношение суждений о том, что Витя и Гена прочитали разное количество книг, прочитанных Витей и Геной, что Витя прочитал книг больше, чем Гена, помогает сделать вывод. Гена прочитал меньше книг, чем Витя. Это правильный ответ. Игры – задачи доступны детям с шести лет. Дидактические игры способствуют умственному развитию детей. Мы с детьми играли в такие игры «кому служат приборы – помощники?» Дидактическая задача : учить узнавать предметы по внешнему виду, формировать представление об их назначении; учить узнавать по внешнему виду человека род его занятий. Мотивация. Желание найти пару. Игровое правило. Определить у кого какие помощники. Игровое действие. Разложить картинки попарно: кому служит данный прибор – помощник. Материал. Картинки с изображением приборов – помощников (пылесос, утюг, коса и т. д.) и людей, работающих с вышеуказанными приборами.
Д. игра «Разложи по порядку». Дидактическая задача : учить определять последовательность событий, видеть временные рамки своей деятельности, закрепить и уточнить представления о том, каков режим дня в детском саду, чем занимаются дети в зависимости от времени суток и в какой последовательности.
Мотивация. Действие с картинками: их надо разложить по порядку, так чтобы детям в саду жилось хорошо.
Игровое правило. Разложить картинки в определенном порядке, рассказать о том, что делают дети в детском саду сначала, что потом.
Игровое действие. Раскладывание картинок по порядку.
Материал: картинки, изображающие различные виды деятельности в детском саду.
Методические рекомендации. Можно предложить детям наглядную модель, условно изображающую все моменты жизни в детском саду. Чтобы дети могли правильно решить любую по сложности речевую, логическую, дидактическую задачу. Я в работе использую различные методические приемы : предлагаю им выполнить, что они наблюдали на прогулках и экскурсиях, задаю наводящие вопросы, исправляю ошибки в их суждениях, помогаю правильно сформулировать мысль, подвожу к полному правильному ответу в четкой и развернутой речи.
Приемы активизации умственных способностей при рассматривании картин и слушании музыкальных произведений о природе способствуют развитию выразительности детской речи (увеличивается количество определений, сравнений, метафор и др., дети учатся понимать замысел художника, настроение, переданное в картине, т. е. повышается культура восприятия, развивается мышление. Более сложными заданиями являются задания с использованием комплексных средств: рассматривание картин о природе и прослушивание музыкальных произведений. В старшей группе мы рассматривали картину «Март» Левитана. Я спрашиваю детей, какой месяц весны самый первый, затем поясняю, в честь этого месяца Левитан и назвал свой пейзаж. Ранней весной кажется, что вся природа купается в солнечном свете, даже скучные серые тени деревьев веселеют и кажутся разноцветными. Спрашиваю у детей; кто из вас заметил, какие краски понадобились художнику, который написал эти тени на снегу? Да, здесь и синие, и голубые, и лиловые краски. Глядя на них, становится ясно, хотя в природе много снега, но пейзаж не зимний. Март – время, когда весна посылает на землю своих звонких горячих помощников. Поэтому и называют эту пору «весной света». Как вы думаете, с каким чувством писал Исаак Левитан картину «Март». Радовался ли он ручьям или грустил об уходе зимы. Ответы детей разные.
Интересной для детей оказалась картина А. К. Саврасова «Грачи прилетели». Дети рассматривают картину. Я говорю детям: «Покажите мне тоненькие березки, стройную молодую сосенку и высокий дуб. Смотрите, деревья отогреваются, начинают пить живую воду и оживают».
Приход весны оживляют грачи, которые расселись по веткам. Вдали виднеются дома и часовня. Спрашиваю у детей, какие краски понадобились художнику, чтобы передать раннюю весну.
На музыкальном занятии с детьми прослушиваем музыку П. И. Чайковского «Времена года». Дети из своего опыта составляют характер и настроение музыкального произведения с пейзажной картиной. В беседах о природе широко использую не только пейзажные картины, изображающих животных, растения, труд людей. Загадываю детям загадки, читаю рассказы В. Бианки «Синичкин календарь», Н. Пришвина «Лисичкин хлеб», Н. Сладкова «От зари до зорьки», Т. Скребицкого «Звери разных стран».
Решаем логические задачи о природе: «Что нам дают животные: свинья, корова, овца, кролик?». «Кто как передвигается: заяц, воробей, ласточка, волк, лиса?»
Стихи о природе не могут не подействовать на чувства ребенка, на его эмоции. Поэтому обращаюсь к стихам Пушкина, Тютчева, Есенина, Никитина.
Из всего разнообразия детского мира ребенок должен вынести главное: знать – интересно, знать – необходимо.