Любовь Смолягова
Консультация на тему «Развитие творческих способностей дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие интеллектуально-творческих способностей подрастающего поколения является актуальной проблемой. В современном обществе идеалом является творчески действующая и мыслящая личность.
Формирование творческих способностей ребенка обусловлено не только условиями его жизни и воспитания в семье, но и специальными занятиями, организуемыми в дошкольных учреждениях. Музыка, пение, рисование, лепка, игра, художественная деятельность – все это является благоприятными условиями для развития творческих способностей детей.
Публикация «Консультация на тему „Развитие творческих способностей дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Творчество детей связано с самостоятельными действиями, с умением оперировать известными им слуховыми представлениями, знаниями, навыками, применять их в разных видах деятельности. Воспитание или активизация детских творческих проявлений должны начинаться с того, чтобы привить детям любовь к самому процессу творения, ведь в ребенке от природы заложена чуткость к звуку, звучанию, музыке.
Дети от природы любознательны и полны желания делать что-то интересное, но не всегда у них хватает навыков и умений, поэтому следует создать необходимую обстановку, т. е. творческую среду. Для того, чтобы у ребенка дошкольного возраста шло полноценное развитие его творческих способностей, чтобы появилось любимое дело на всю жизнь, очень важно искать способы организации творческой деятельности, формировать эмоционально-положительное отношение к красивому, возбуждать интерес к окружающему миру, отрицательное отношение к негативным явлениям и поступкам; обеспечить комфортные условия для развития ребенка и его самовоспитания.
Выявление творческих способностей дошкольника, проявляющихся при восприятии музыки, осуществляется в словесной передаче эмоциональных переживаний от прослушанного произведения; в цветовом и графическом моделировании музыки; в рисунках, отражающих эмоциональное состояние ребенка под влиянием музыки; в пластическом движении под музыку.
Каждый ребенок обладает своеобразным сочетанием способностей и личных качеств. Известно, что у дошкольников ярко проявляется творческое начало, они чрезвычайно изобразительны в передаче интонаций, подражаний, легко воспринимают образное содержание сказок, музыкальных пьес. Им свойственна природная активность, вера в свои творческие возможности. Все это является ценным источником творческого развития дошкольников.
Развитие творческих способностей детей – это важная задача музыкального воспитания. Она ведёт к развитию творческого воображения детей : восприятию музыки, выразительному исполнению песен, сочинению мелодий на музыкальных инструментах, исполнению музыкальных игр и инсценировок, театрализации.
Развитие творческого воображения детей средствами ритмической пластики помогает развить эмоциональность и образность восприятия музыки, чувство ритма, мелодический и гармонический слух, ощущение музыкальной формы, музыкальную память, внимание, мышление, эмоциональность, интеллект, толерантность.
Накопление музыкальных впечатлений - важнейший этап для развития музыкального восприятия детей. Приобретая с возрастом некоторые навыки музыкальной деятельности, дети получают возможность активно, творчески осмыслить содержание музыки.
Наиболее важным условием развития творческих способностей ребенка является творчество самих педагогов, их увлеченность воспитательно-образовательным процессом, доставляющим всем удовольствие и радость. Кроме этого, сотрудничество с семьей, понимание родителями важности развития творческой личности ребенка, дает необходимые желаемые результаты.
Развитию творческого воображения на музыкальных занятиях способствует использование программ: Т. Сауко, А. Буренина «Топ-хлоп, малыши», А. Буренина «Ритмическая мозаика», Т. Суворова «Танцуй, малыш», И. Каплунова и И. Новоскольцева «Праздник каждый день», О. Радынова «Музыкальное развитие детей».
Основополагающими принципами в развитии творческих способностей дошкольников являются :
1. Принцип психологической комфортности. Это ориентация детей на успех, ощущение радости, удовольствие от самой деятельности.
2. Принцип творчества. Приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
3. Принцип вариативности. Он развивает творческое мышление у детей, помогает находить различные варианты в решении поставленных задач.
4. Принцип минимакса, который позволяет учесть индивидуальные особенности детей и обеспечить им продвижение вперед своим темпом.