Наталья Попова
Программа дополнительного образования по развитию умственных способностей у детей «Умничка»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа дополнительного образования по развитию умственных способностей у детей «Умничка»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов, познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности, развитие творческих способностей. Все это невозможно без развития всех видов памяти, внимания, воображения, мышления и речи, а также способность человека к анализу и синтезу, обобщению и конкретизации, т. е. без развития важных качеств умственной деятельности.
Публикация «Программа дополнительного образования по развитию умственных способностей у детей „Умничка“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2018
Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко отмечали, что умственное развитие дошкольника - важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовке не только к школе, но и ко всей будущей жизни.
Развитием мышления детей руководят взрослые. Всякая сложная разумная деятельность, отличающая человека от животных, является следствием воспитания и обучения. При этом ребенок — активный участник своего становления, он творчески перерабатывает в своем сознании полученную от взрослых информацию. Воспитатель помогает этому процессу, используя разнообразные приемы.
Получение знаний — обязательное условие развития, мышления детей. Причиной же мышления является решение мыслительных задач. Ребенок, общаясь с окружающей действительностью, постоянно сталкивается с необходимостью решения мыслительных задач, даже само усвоение знаний есть не что иное, как решение мыслительных задач. Когда знание усвоено, оно включается в мыслительные действия ребенка для решения других задач. Таким образом, основой и причиной развития мышления являются сами мыслительные действия. Чем больше ребенок решает практических и познавательных задач самостоятельно, тем эффективнее идет его умственное развитие.
Постепенно желание познавать новое формируется в определенную интеллектуальную черту личности — любознательность, которая является важнейшим показателем умственной активности ребенка. Развивая пытливость и любознательность ребенка, воспитатель тем самым побуждает и развивает его активное мышление.
В соответствие с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада, человека любознательного, активного, понимающего живое, обладающего способностью решать интеллектуальные задачи.
Дети старшего дошкольного возраста могут и должны уметь самостоятельно познавать мир: получать, анализировать и синтезировать информацию, сравнивать окружающие предметы и явления, делать выводы и выявлять закономерности, обобщать, упорядочивать и классифицировать представления и понятия.
На развитие этих важных качеств умственной деятельности и ориентирован кружок.
ЦЕЛЬ:
Развитие мотивационной среды для формирования системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни как условие умственного роста.
ЗАДАЧИ:
1. Всесторонне развивать психические процессы: мышление, восприятие, память, внимание, воображение, речь
2. Привлечь внимание ребенка, возбудить у него познавательный интерес и другие мотивы мыслительной деятельности;
3. Поставить его перед таким познавательным затруднением, продолжение которого активизировало бы мыслительную деятельность;
4. Развивать самосознание, уверенность, групповую сплоченность;
5. Воспитывать любознательность, познавательные интересы.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
- формирование у ребенка первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
-развитие любознательности и познавательной мотивации
- ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Формы работы: индивидуальная, групповая.
График проведения занятий: один раз в неделю
Общий курс: 25 занятий.
Структура занятий:
Каждое занятие начинается с пятиминутной разминки, в течении которой дети отвечают на несложные тематические вопросы, но которые способны вызвать интерес, создать соответствующий психологический настрой. Далее следуют комплексы заданий, упражнений, логических задач, развивающих игр.
Содержание работы:
На каждом занятии дети сталкиваются с трудностями и необходимостью их преодоления. Характер трудностей таков, что он вызывает желание достичь цели (расшифровать таинственную запись, решить заколдованные примеры, найти ошибку и т. д.) А если учесть, что все это делается для того, чтобы совершить путешествие, услышать старую сказку на новый лад, вовремя доставить поездом подарки мамам, нарядить елочку к Новому Году, то желание ребенка справиться с трудностями возрастает.
В основу программы положена программа «25 развивающих занятий», автор Л. В. Мищенкова.
Организация занятий
Программа рассчитана на период с октября по май. Общее количество занятий 25 (1 занятие в неделю, продолжительность занятий 30-35 минут в зависимости от утомляемости детей. Занятия проводятся со всей группой.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА «Умничка» на2017-2018гг.
октябрь 1 «Разноцветное путешествие»
Формировать умения по распознаванию цвета предметов; развивать внимание, логическое мышление, пространственную ориентацию, чувство юмора, речь.
октябрь 2 «Увлекательная неделька»
Закрепление знаний дней недели, понятий «раньше», «позже», «завтра», «послезавтра», «вчера», «позавчера», «перед», «после», «между», Развивать внимание, память, мышление.
октябрь 3 «Школа домашних животных»
Уточнить представления детей о домашних животных. Развивать внимание, наблюдательность, память, мышление, речь, артистические способности.
Ноябрь 1 «Времена года»
Уточнять представления детей о временах года; развивать мышление, память, внимание, воображение.
ноябрь 2 «О профессиях и трудолюбии»
Формировать представления детей о названиях и сущности различных профессий, познакомить с понятием «трудолюбие», развивать быстроту реакции, внимание, мышление, воображение, артистические и коммуникативные способности; воспитывать уважение к труду.
ноябрь 3 «Геометрическое ассорти»
Формировать умение узнавать и называть плоскостные фигуры; ориентироваться в пространстве; развивать внимание, мышление, воображение.
ноябрь 4 «Красная Шапочка – 2»
Уточнить представления детей о величине предметов, формировать умение
сравнивать предметы по различным признакам; развивать внимание, мышление, речь.
Декабрь 1 «Поговорим о наших именах»
Формировать представления детей о разнообразии имен и их форм (полное, краткое, уменьшительное); развивать память, мышление, речь; формировать умение подбирать рифму.
декабрь 2 «Теремок - смекалка»
Расширять представления об обитателях леса; развивать внимание, память, мышление, пространственную ориентацию, воспитывать чувство доброты, формировать элементарные навыки поведения в лесу.
декабрь 3 «Наряжаем елочку»
Познакомить детей с традиционными елочными украшениями; развивать внимание, воображение, мышление.
декабрь 4 «Зимние каникулы»
Дать представления о зимних каникулах, празднике Рождества; развивать внимание, мышление, память, фонематический слух, воображение.
Январь 1 «Дорогами сказок»
Формировать представления детей об особенностях и разнообразии сказок; развивать внимание, нестандартное мышление, память, речь, расширять словарный запас.
январь 2 «Приглашаем гостей»
Формировать представления детей о правилах приема гостей; развивать мышление, артистические способности, навыки коммуникативного общения, чувство юмора, воспитывать доброжелательность.
Февраль 1 «Коллекция заморочек»
Развивать внимание, память, нестандартное мышление, речь.
февраль 2 «В стране вообразилии»
Развивать творческое воображение, фантазию.
февраль 3 «Школа разведчиков»
Познакомить детей с некоторыми подробностями из жизни разведчиков; развивать внимание, зрительную память, нестандартное мышление, ориентацию в пространстве.
февраль 4 «Учимся пользоваться календарем»
Способствовать закреплению у детей временных представлений; развивать внимание, память, мышление; формировать навык работы с календарем.
Март 1 «Поезд везет подарки мамам»
Развивать мышление, воображение, речь, внимание; формировать умение подбирать рифму; воспитывать чувство любви и уважения к маме, способствовать воспитанию чувства коллективизма.
март 2 «Клад кота Леопольда»
Знакомить детей со сказкой «Клад кота Леопольда»; развивать внимание, память, логическое и образное мышление, обогащать речь.
март 3 «Письмо Смекалкина»
Развивать внимание, мышление, чувство юмора, быстроту реакции.
Апрель 1 «Межпланетное путешествие»
Формировать представления детей о космосе; развивать познавательный интерес, внимание, память, мышление, воображение.
апрель 2 «Забавная гусеница»
Формировать представления детей о насекомых; способствовать развитию внимания, памяти, пространственной ориентации, мышления, воображения, речи.
апрель 3 «В городе лекарственных растений»
Формировать представления детей о лекарственных растениях и их использовании; развивать внимание, мышление, пространственную ориентацию, воображение; воспитывать бережное отношение к природе.
апрель 4 «Магазин головоломок»
Развивать внимание, память, мышление, воображение, речь; формировать умение подбирать рифму; расширять кругозор; формировать умение работать в коллективе.