Наталья Головач
Консультация-практикум для педагогов «Построение образовательной деятельности в соответствии с целевыми ориенитирами ДОО»
▼ Скачать + Заказать документы
В структуру федерального государственного стандарта дошкольного образования,
введенного в действие Приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155, был включен,
значимый компонент – требования к результатам освоения основной образовательной программы. Это важный шаг в Цели Стандарта - обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных
требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования,
Публикация «Консультация-практикум для педагогов „Построение образовательной деятельности в соответствии с целевыми ориенитирами ДОО“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
их структуре и результатам их освоения. (СЛАЙД№1)
Требования к результатам освоения ООП в ДОУ представлены в Стандарте в виде целевых ориентиров дошкольного образования, как социально-нормативных возрастных
характеристик возможных достижений ребенка на этапе младенчества и раннего возраста,
на этапе завершения уровня дошкольного образования. (СЛАЙД №2)
Согласно Закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации №», ст. 64,ч. 2., целевые ориентиры дошкольного образования :
- не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической
диагностики (мониторинга);
- не являются основанием для их формального сравнения с реальными
достижениями детей;
- не являются основой объективной оценки соответствия установленным
требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не
сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации
воспитанников.
Какова же функция целевых ориентиров в дошкольном образовании?
Целевые ориентиры являются направлением для:
- построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учетом
целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства
Российской Федерации;
- решения задач формирования Программы; анализа профессиональной
деятельности; взаимодействия с семьями;
- изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет;
- информирования родителей (законных представителей) и общественности
относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного
пространства Российской Федерации.
К концу XX века в полной мере проявилась глубокая зависимость современной цивилизации от тех способностей и качеств личности, которые закладываются в образовании В этой связи меняются и государственный заказ, и запросы индивида, что приводит к пересмотру целей системы образования,ее содержания, мотивов, норм, форм и методов организации образовательного процесса, роли педагога в нем.
Для реализации новых целей создаются и функционируют педагогические системы, которые состоят из элементов:
• цели образования;
• содержание образования;
• методы и средства образования и воспитания;
• организационные формы образовательного процесса;
• педагоги;
• воспитанники;
• родители
Все элементы объединяются в образовательный процесс. Цель которого— поддержка развития личности ребенка. Вся педагогическая система выстраивается с ориентацией на цели образования и для их достижения.
Выделяют три уровня целей :
Первый уровень целей — социальный заказ государства, общества.
В заказе отражается определенный общественный идеал формируемой личности. В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) дошкольного образования представлены в виде целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования. (СЛАЙД№3)
Предлагаю педагогам пройти тест "Целевые ориентиры ФГОС ДО".(ПРИЛОЖЕНИЕ №1)
1. Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и других; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
2. Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
3. Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и, прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
4. Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
5. У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
6. Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.
7. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. (СЛАЙД№4)
Второй уровень целей — это цель для каждой образовательной программы, для различных типов и видов образовательных организаций.
На этом уровне социальный заказ представлен в понятиях и категориях педагогики. Цель реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования нашего ДОУ : проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей ППС, обеспечивающих позитивную социализацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно – исследовательскую деятельность и другие формы активности.
Третий уровень целей — это педагогические цели, которые решаются повседневно в процессе общения и проведения ННОД.
Планируя повседневную работу по решению поставленных целей и задач должен помнить в первую очередь о формировании личности ребенка и развитии его индивидуальных личностных качеств. (СДАЙД №5)
Для достижения целевых ориентиров понимать, что главная задача педагога — не организация усвоения знаний, а построение взаимодействия, обеспечивающего передачу культурных ценностей, накопление опыта, освоение компетенций.
Понимать, что главный результат образования заключается в изменениях, происходящих в самом ребенке. А так же отказаться от менторских моделей взаимодействия с детьми (и родителями воспитанников, активно использовать метод проблемного изложения, частично поисковый (эвристический) и исследовательский методы организации детской деятельности. Стараться использовать потенциал разных видов детской деятельности в режимных моментах, давать больше самостоятельности в деятельности детей деятельности детей. Уметь грамотно планировать воспитательно – образовательный процесс.
Проблема планирования образовательного процесса в ДОУ является актуальной.
Детский сад – это целостный организм. Он развивается во времени и в своих рамках, это процесс взаимодействия взрослых и детей.
Образовательный процесс должен обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей.
В ДОО существуют три модели организации образовательного процесса :
1. Учебная модель
Организация образовательного процесса в дошкольном учреждении строится по принципу разделенных учебных методик. Позиция взрослого - учительская: ему принадлежит инициатива и направление деятельности.
2. Комплексно-тематическая модель
В основу организации образовательных содержаний ставится тема. Реализация темы в разных видах детской деятельности (“проживание” ее ребенком, приближая ее к партнерской позиции взрослого и ребенка.
3. Предметно-средовая модель
Содержание образования проецируется непосредственно на предметную среду. Взрослый – организатор предметных сред, подбирает развивающий материал, провоцирует пробы и фиксирует ошибки ребенка. Происходит саморазвитие ребенка.
Для решения поставленных задач ФГОС ДОО и достижения воспитанниками целевых ориентиров мы в праве выбирать наиболее подходящую модель для организации работы. На разных занятиях педагог вправе использовать любую образовательную модель аргументируя выбор приоритетом взаимодействия с воспитанником.
Основой образовательного процесса является планирование. План — это проект педагогической деятельности всех участников образовательного процесса. Это определение порядка последовательности осуществления воспитательно - образовательной работы педагогом, с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов. От того насколько продуманно планирование и грамотно оно осуществляется, зависит эффективность деятельности и достижение результатов. (СЛАЙД№6)
Построение образовательной деятельности в соответствии с целевыми ориентирами в ДОО регламентируют документы:
Годовой план – это обязательный документ в ДОУ. Принимается на педагогическом совете, утверждается приказом. Он включает в себя мероприятия ДОУ, работу с кадрами, административно – хозяйственную работу, работу с родителями. К нему добавляются в виде приложений планы воспитателей и специалистов ДОУ, конспекты мероприятий, отчеты, доклады, тексты выступлений, консультации и т. д.
Комплексно - тематическое планирование - это планирование в соответствии с основной образовательной программой дошкольного учреждения по всем ОО. Каждая тема прослеживается во всех образовательных областях.
Перспективное планирование - планирование необходимо для того что бы логично выстраивать темы занятий и систематизировать работу воспитателя.
Календарно – тематическое планирование - это документ содержание которого охватывает – всю организацию жизни и воспитания детей в условиях детского сада, занятия, самостоятельная деятельность детей, взаимодействие с семьей и индивидуальную работу.
План воспитательно-образовательной работы с детьми – документ, по которому работают два сменных воспитателя. Это модель совместной деятельности и планирование должно быть совместным. Планирование предполагает не только процесс составления плана, но и мыслительную деятельность, обсуждение двумя педагогами того, что предстоит сделать для достижения целей и задач.
План может корректироваться и уточняться в процессе его реализации.
Как бы ни был оформлен план воспитательно-образовательной работы с детьми, он должен отвечать определенным требованиям:
• принцип развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка;
• комплексно-тематическое планирование образовательного процесса;
• интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы;
• единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников
• содержание и формы организации детей соответствуют возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики.
В планирование деятельности так же включаются все специалисты ДОУ: музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель-логопед, воспитатели как активные участники творческой группы учреждении. На правах партнеров они вносят предложения содержательного и организационного характера для достижения общих целей в развитии у детей :
• Инициативности и самостоятельности;
• Уверенности в своих силах, положительное отношение к себе и другим;
• Умения подчиняться нормам и правилам;
• Творческих способностей;
• Крупной и мелкой моторики;
• Способности к волевым усилиям в разных видах деятельности;
• Любознательности. (СЛАЙДЫ 7-14)
Литература:
1. Лихачев Б. Т. Философия воспитания. — М., 1995.
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. 2013. 25 ноября
3. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» / Под ред. Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой.
4. Усова А. П. Обучение в детском саду / Под ред. А. В. Запорожца. — М. : Просвещение, 1981.
Приложение №1
Тест для педагогов «Целевые ориентиры ФГОС ДО»
ФИО педагога : ___ дата: ___
1. Расшифруйте аббревиатуру ФГОС ДО___ ___
2. Расшифруйте аббревиатуру ООП ДО___ ___
3. Расшифруйте аббревиатуру РППС___ ___
4. Из каких образовательных областей состоит содержание ООП ДО?
а) социально-коммуникативное развитие;
б) музыкальное развитие;
в) речевое развитие;
г) художественно-эстетическое развитие;
д) физическое развитие;
е) познавательное развитие;
5. Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде:
а) целевых ориентиров;
б) интегративных качеств личности дошкольников;
6. Целевые ориентиры – это :
а) основа объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей;
б) социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня ДО;
в) показатель качества профессиональной деятельности педагогов ДО.
7. Освоение основной образовательной программы :
а) не сопровождается проведением промежуточных и итоговой аттестаций воспитанников;
б) подлежит непосредственной оценке с последующим вручением диплома выпускника установленного образца;
в) гарантирует развитие приоритетного направления деятельности Организации.
8. Дайте характеристику целевым ориентирам на этапе завершения ДО___