Ольга Ларкина
Построение НОД по развитию речи в соответствии с требованиями ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
При построении занятий, с учётом Стандарта, по развитию речи с дошкольниками 5-7 лет я:
1. Продумываю организацию детей на занятии ( чередование различных видов деятельности детей: сидя, стоя, на ковре, по группам, в парах и т. д.)
2. Качественно подготавливаю наглядные материалы занятия (доступность каждому ребенку, современность, качество и размер иллюстраций, возможен показ мультимедийных презентаций)
3. По структуре занятия:
Публикация «Построение НОД по развитию речи в соответствии с требованиями ФГОС» размещена в разделах
В вводной части (создаю мотивацию и «не забываю» о ней на протяжении всего занятия. Например, если пришел Незнайка, значит всё занятие он «участвует» в деятельности с детьми, в конце занятия можно подвести итоги от лица персонажа)
Также в НОД создаю проблемную ситуацию (или проблемно-поисковую ситуацию) для детей, решение которой, они будут находить в течение всего мероприятия. Такой прием позволяет дошкольникам не потерять интерес, развивает мыслительную деятельность, учит ребят взаимодействовать в коллективе или в паре.
Использую различные приемы руководства: наглядные, практические и словесные, позволяющие решать программные задачи занятия и поставленные проблемно-поисковые ситуации.
После каждого вида детской деятельности я провожу анализ деятельности детей (либо от своего лица, либо от лица персонажа или с помощью других детей) .
В случае, когда у детей что-то не получается, могу использовать такой прием, как педагогическая поддержка. Например, воспитатель говорит: «Мне очень понравилось, как Сережа, Марина и Лена справились с заданием, а вот Максим и Олега немного запутались, но я думаю, что в следующий раз они обязательно постараются и сделают всё правильно»)
На протяжении всего занятия (особенно на группах старшего дошкольного возраста) слежу и побуждаю детей к речевой деятельности с помощью вопросов. Поэтому, вопросы к детям необходимо продумывать заранее, они должны носить поисковый или проблемный характер; стремиться к тому, чтобы дети отвечали «полным ответом». Еще нужно контролировать собственную речь и выстраивать речевые фразы от третьего лица. Например, отходить от выражения: «Я хочу вас пригласить в путешествие…» - это не правильно, т. к. педагог как бы «навязывает» предстоящую деятельность. Правильнее будет обратиться к детям таким образом: «Давайте отправимся в путешествие…»
Также в соответствии с новым образовательным стандартом стараюсь использовать педагогические технологии: проблемное обучение, исследовательскую деятельность (ТРИЗ- теорию решения исследовательских задач, игровые обучающие ситуации, проектную деятельность, здоровьесберегающие технологии и другое. (В зависимости вида детской деятельности и от поставленных задач на занятии).
Заключительную часть занятия организовываю таким образом, чтобы прослеживалось решение проблемной и поисковой ситуации (чтобы дети увидели решение поставленной задачи : либо словесное заключение, либо результат продуктивной или исследовательской деятельности и т. д.).
Обязательно подвожу итог всего занятия: даю оценку детской деятельности (можно использовать педагогическую поддержку, анализ детей друг друга, самих себя, похвалить детей от лица персонажа и т. д.). Главное - это не забывать о мотивации (которая поставлена в начале занятия см. пункт выше).
Считаю, что отличительной особенностью занятия по ФГОС ДО является активная речевая деятельность детей (вопросы к детям должны носить проблемно-поисковый характер, а также тщательно продумываться.
Педагог просто обязан предоставлять детям «свободу выбора» предстоящей деятельности и, в тоже время, своим мастерством увлечь детей за собой.
В практике своей работы по развитию речи я использую программы О. М. Ельцовой «Подготовка к обучению грамоте старших дошкольников», «Риторика для дошкольников». Автор особое внимание уделяет игровому общению, как необходимому условию успешного речевого развития дошкольников; отмечает, что для развития игрового общения используется игровая обучающая ситуация (ИОС). Уточняет, что все качества и знания формирует не сама ИОС, а то или иное конкретное содержание, которое специально вносится педагогом. Видами игровых обучающих ситуаций могут быть: ситуация-иллюстрация, ситуация-оценка и др. О. М. Ельцова предлагает как форму речевого развития детей – сценарии активизирующего общения - обучение игровому (диалогическому) общению. Такая форма включает разговоры с детьми, дидактические, подвижные, народные игры; инсценировки, драматизации, обследование предметов и др. Ситуация общения - это специально проектируемая педагогом или возникающая спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использовании освоенных речевых категорий (Ельцова О. М., Горбаческая Н. Н., Терехова А. Н.). Ситуации общения могут быть лексическими, вербально оценочными, прогностическими, описательными в зависимости от поставленной речевой задачи. При их организации чаще всего педагог «идет от детей», то есть находит эти ситуации в детской деятельности и использует их для развития речи ребенка.