галина филенкова
Построение целостной здоровьесберегающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
в МБДОУ №21 «Умка» Построение целостной здоровьесберегающей среды в ДОУ
Здоровьесберегающая образовательная среда имеет принципиальное значение для формирования гармонично развитой личности. Только тогда, когда в детском учреждении будет создана такая среда (климат здоровья, культуры доверия, личностного созидания, возможны полноценное сохранение и укрепление здоровья, обучение здоровью, формирование куль-туры здоровья, усвоение ее духовно-нравственных, эстетических, физических компонентов.
Публикация «Построение целостной здоровьесберегающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Оформление детских садов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Принято утверждать, что основными причинами подрыва и разрушения здоровья ребенка являются :
нарушения духовно-нравственных принципов;
недостаточная двигательная активность, гиподинамия;
нерациональное жизнеобеспечение, несбалансированное и неполноценное питание, недосыпание, нарушение сна;
низкая санитарная культура;
проблемы семейных отношений;
вредные привычки и пагубные пристрастия к ним.
Как следствие, с точки зрения педагогов, начинать формирование подобной среды в учреждении необходимо с организации следующих компонентов
рациональное питание.
оптимальная для организма двигательная активность.
соблюдение режима дня с учетом индивидуальных биоритмов.
предупреждение вредных привычек и формирование полезных привычек.
повышение психоэмоциональной устойчивости.
Вместе с тем, исследователи обращают внимание на то обстоятельство, что понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья детей. На этом основании выделяются следующие основные элементы такой среды в ДОУ :
благоприятный морально-психологический климат;
экологичность и гигиеничность;
современный дизайн;
рациональный режим жизни, труда и отдыха;
современные образовательные программы, методики и технологии, отвечающие принципам здоровьесберегающего обучения.
В непосредственной деятельности для повышения эффективности здоровьесберегающей среды педагогу ДОУ необходимо учитывать следующие факторы и обстоятельства:
1. Физиологические потребности являются основой жизнедеятельности: их неудовлетворение создает сильный физический дискомфорт и практически разрушает успешную учебную деятельность, то есть достаточное освещение, соответственная росту мебель являются базой для всего процесса обучения в группе. Сюда же можно отнести и потребность детей в двигательной активности, и необходимость использования физкультминуток во избежание переутомления в каждой образовательной ситуации.
2. Потребность в психологической и физической безопасности, недостаточное удовлетворение которой создает эмоциональный стресс и формирует у детей неврозы. Необходимо на протяжении всего времени общаться с детьми, т. е. вести диалог, а не переходить на школьную форму обучения, не забывать, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, с детьми надо играть и учить их надо в игре, не забывать хвалить их за успехи, не сравнивать друг с другом, уважать, признавать такими, какие они есть.
Формирования у дошкольника сознательного отношения к вопросам личной безопасности, безопасности окружающих. Данный вопрос следует поднимать каждый день во время всех видов деятельности.
Сохранение и укрепление здоровья детей приоритетное направление работы нашего МБДОУ, поэтому в оздоровительной работе принимает участие весь персонал детского сада.
В группах созданы все необходимые условия для физического развития детей. В физкультурных уголках групп имеются необходимое оборудование для двигательной деятельности детей, имеется необходимый спортивный инвентарь для выноса на участок. При организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми осуществляется индивидуальный подход к каждому ребёнку, при определении нагрузок учитывается уровень физической подготовленности, группы здоровья, желания ребёнка. Ведётся «Паспорт здоровья», в котором указываются: группы здоровья, физкультурная группа, хронические заболевания, антропометрические данные. Опираясь на эти сведения, и осуществляется индивидуальный подход к воспитанникам во время образовательного процесса.
Систематически проводится утренняя гимнастика, закаливающие мероприятия, физкультурные занятия, подвижные игры, динамические часы, физкультминутки, спортивные развлечения и праздники.
Таблица по использованию в педагогическом процессе здоровьесберегающих технологий
Образовательные
технологии и методики Цель использования
технологий и методик Описание внедрения
в педагогическую деятельность Результаты использования
артикуляционная гимнастика Выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Комплексы упражнений для всех звуков
Развитие органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти,необходимые для правильного звукопроизношения
дыхательная гимнастика Стимулирует работу мозга, регулирует нервно -психические процессы. Использование элементов гимнастики по А. Н. Стрельниковой Сильный и продолжительный выдох. Нижнедиафрагмальное дыхание, организация речи на выдохе. Дифференциация ротового и носового выдоха.
зрительная гимнастика Снимает напряжение с глаз, способствует тренировке зрительно-моторной координации. Гимнастика для глаз по методике Э. С. Аветисова
Использование упражнений после напряженной 10минутной работы. Профилактика миопии.
динамические паузы в сочетании с речевым материалом. Развитие общей моторики, координации движений и речи, снятие мышечного напряжения. Физ-минутки по лексическим темам. Повышенная работоспособность,
профилактика нарушения осанки и плоскостопие.
пальчиковая гимнастика Развитие мелкой моторики и навыков самообслуживания, манипуляции с предметами, ручной умелости, снятие синкенезий и мышечных зажимов. Крупотерапия,
су-джоки, мозаики, массажные мячики, игры с прищепками, со счетными палочками. Прямопропорциональная зависимость
развития мелкой моторики и речи.