Галина Чекряк
Построение образовательного процесса в соответствии с требованиями государственного стандарта дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
В тексте ФГОС не употребляется слово «занятие», но это не означает переход на позиции «свободного воспитания» дошкольников. Процесс обучения остается. Но такая форма образовательной деятельности, как занятие, не соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста. В современной теории и практике понятие «занятие» рассматривается как занимательное дело без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности. Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление определенной информации об окружающем мире, формирование необходимых знаний, умений и навыков.
Публикация «Построение образовательного процесса в соответствии с требованиями государственного стандарта дошкольного образования» размещена в разделах
Специфические детские виды деятельности детей дошкольного возраста (3-7 лет) :
- игровая, включая сюжетно-ролевые игры, игры с правилами и др. ;
- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
- познавательно - исследовательская (исследование объектов окружающей среды и экспериментирование с ними);
- восприятие художественной литературы и фольклора;
- самообслуживание и элементарный бытовой труд;
- конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;
- изобразительная (рисование, лепка, аппликация);
- музыкальная (понимание смысла музыкальных произведений, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения);
- двигательная активность (овладение основными движениями).
Способ организации детских видов деятельности: основой является не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка.
Ребенок и взрослый оба являются субъектами взаимодействия, равными по значимости. Активность ребенка должна быть, по крайней мере не меньше, чем активность взрослого.
Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольном учреждении. Это:
- образовательная деятельность в режимных моментах;
- организованная образовательная деятельность;
- самостоятельная деятельность детей.
Построение образовательного процесса представляет собой организацию совместной деятельности педагога с детьми: с одним ребенком; с подгруппой детей; с целой группой детей. Выбор количества детей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей; их интереса к данному занятию; сложности материала; вида деятельности (игровая, познавательно - исследовательская, двигательная, продуктивная).
В группе воспитателями уделяется большое внимание роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника, так как в последние годы в связи с социальными изменениями в обществе, информатизацией, а также усиленной подготовкой ребёнка к обучению в школе из мира детства игра уходит. Социальный мир ребёнка становится замкнутым, ограниченным общением с близкими людьми или виртуальным общением. Сегодня дошкольное образование призвано вернуть в детство игру познавательную, исследовательскую, творческую, в которой ребёнок учится общаться, взаимодействовать, с помощью которой он познаёт мир, отношения объектов и людей в этом мире. Игру, в которой ребёнок «примеряет» на себя разные роли, в которой развивается его речь, память, внимание, мышление, эмоции, воображение.
Главная особенность организации образовательной деятельности на современном этапе - это уход от учебной деятельности, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно - обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.
Одним из приоритетных и наиболее эффективных средств обучения и воспитания детей становится метод проектов. Он позволяет в полной мере обеспечивать развитие детской деятельности и инновационных процессов.
Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Преимущества проектного метода воспитательно-образовательного процесса :
- развитие познавательных навыков детей;
- повышает качество образовательного процесса;
- развитие творческого мышления.
Внедрение педагогического проектирования в образовательную практику дает позитивный эффект: реализация одного проекта влечет за собой последующие проекты. Критерием успешности и результативности проектной деятельности можно считать рост степени самостоятельности детей при каждом этапе деятельности, также у детей возрастает самоорганизация, навыки познавательной творческой деятельности.
Применение в построении образовательного процесса технологии проектирования позволяет повысить уровень профессионального мастерства и создаёт условия для эффективной воспитательно - образовательной работы.