Анастасия Бараблина
Консультация «Готовность ребёнка к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация к родительскому собранию в подготовительной группе
В жизни любого ребенка рано или поздно наступает момент, когда пора поступать в школу.
Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка. Это переход к новым условиям деятельности и новому образу жизни, новым взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками.
Публикация «Консультация „Готовность ребёнка к школе“» размещена в разделах
Учебная деятельность школьника резко отличается по содержанию и по организации от привычных дошкольных форм деятельности.
Для успешного обучения и личностного развития ребёнка важно, чтобы он пошёл в школу подготовленным.
Каким же образом можно определить, готов ли малыш к новому жизненному этапу? Существуют специальные критерии готовности к школе : интеллектуальные, мотивационные, психологические, социальные, физические.
Интеллектуальная готовность к школе
Родители не правы, когда думают, что их малыш готов к учебе, так как умеет читать и писать. Ребенку, несмотря на это, может тяжело даваться школьная программа. Причина – это отсутствие интеллектуальной подготовки к поступлению в учебное заведение. Интеллектуальная готовность к школе определяется по мышлению, памяти, вниманию.
1. Мышление
До начала обучения в школе ребенку должны быть даны знания об окружающем мире: о других людях и об отношениях между ними, о природе. Малыш должен:
знать немного информации о себе (имя, фамилию, место проживания);
различать геометрические фигуры (круг, прямоугольник, треугольник, квадрат);
знать цвета;
понимать значения следующих слов: «меньше», «больше», «низкий», «высокий», «узкий», «широкий», «право», «лево», «между», «около», «над», «под»;
уметь проводить сравнения различных предметов и находить в них отличия, обобщать, анализировать, определять признаки явлений и предметов.
2. Память
Школьнику намного легче учиться, если у него хорошо развита память. Чтобы определить готовность ребенка к школе, можно прочитать ему небольшой текст и попросить пересказать его через пару недель. Также можно подготовить 10 различных предметов и картинок и показать их ребенку. Затем он должен будет назвать те, которые запомнил.
3. Внимание
Эффективность будущего обучения в школе будет напрямую зависеть от того, умеет ли ребенок внимательно слушать учителя, не отвлекаться на других учеников. Внимание и готовность дошкольников к школе можно проверить простым заданием – прочитать вслух несколько пар слов и попросить определить в каждой из них то слово, которое является наиболее длинным. Если малыш будет переспрашивать, значит, внимание у него плохо развито, и он на что-то отвлекался во время выполнения упражнения.
Мотивационная готовность к школе
Родители, подготавливая ребенка к новому периоду жизни, должны сформировать у него мотивацию к учебе, ведь она является ключом к будущему успеху. Мотивационная готовность к школе сформирована, если ребёнок :
хочет посещать занятия;
стремится узнать новую и интересную информацию;
хочет получать новые знания.
Психологическая готовность к школе
В учебном заведении к ребенку будут предъявляться жесткие требования, отличающиеся от требований, с которыми его познакомили дома и в детском саду, и все их придется выполнять. Психологическая готовность к школе определяется следующими аспектами:
наличием таких качеств, как самостоятельность и организованность;
умением управлять собственным поведением;
готовностью к новым формам сотрудничества со взрослыми людьми.
Социальная готовность к школе
У ребенка, готового к школе, должно наблюдаться желание общаться со своими сверстниками. Он должен уметь устанавливать взаимоотношения как с другими детьми, так и с взрослыми. Стоит отметить, что взаимоотношения ребенка с окружающими являются зеркалом тех отношений, которые царят дома в семье. Именно со своих родителей малыш берет пример.
Для оценки социальной готовности к школе рекомендуется проверить:
легко ли ребенок включается в компанию играющих деток;
умеет ли он выслушивать чужое мнение, не перебивая;
соблюдает ли он очередь в ситуациях, когда это необходимо;
умет ли он участвовать в разговоре с несколькими людьми, может ли поддержать беседу.
Физическая готовность к школе
Здоровые дети намного быстрее приспосабливаются к тем изменениям в их жизни, которые связаны с началом обучения в школе. Именно физическое развитие и определяет физическую готовность к школе.
Оценить развитие и определить, готов ли ребенок к новому жизненному этапу, можно следующим образом:
проверить его слух;
проверить зрение;
оценить способность ребенка сидеть некоторое время спокойно;
проверить, развита ли у него координация моторных навыков (умеет ли он играть с мячиком, прыгать, подниматься и спускаться по лестнице);
оценить внешний вид ребенка (выглядит ли он отдохнувшим, бодрым, здоровым).
Тестирование будущего первоклассника
Дети перед поступлением в учебное заведение проходят специальное тестирование. Тесты необходимы учителям для определения слабых и сильных сторон ребенка, уровня его интеллектуальной, психологической, социальной и личностной готовности к занятиям.
Для определения интеллектуальной готовности к обучению в школе могут даваться следующие задачи:
посчитать от 1 до 10;
выполнить простые арифметические действия в задаче;
изменить существительные по числу, роду;
придумать рассказ к картинке;
выложить из спичек фигуры;
разложить картинки по порядку;
прочитать текст;
классифицировать геометрические фигуры;
нарисовать что-либо.
Для оценки психологической готовности педагог предлагает пройти тестирование на оценку уровня развития тонкой моторики руки, выявления возможности работать некоторое время, не отвлекаясь, умения подражать конкретному образцу. На тестировании могут даваться следующие задания для определения готовности ребенка к школе :
нарисовать человека;
срисовать буквы или группу точек.
Также в этом блоке ребенку могут задаваться вопросы, по ответам на которые можно определить, как он ориентируется в действительности.
При оценке социальной готовности педагог предлагает нарисовать рисунок по отражению в зеркале, решить ситуационные задачи, раскрасить фигуры по определенной инструкции, обращая внимание ребенка на то, что продолжать рисунок будут другие дети.
Личностная готовность определяется педагогом в ходе беседы с ребенком. Диагностика готовности ребенка к школе проводится благодаря вопросам, которые задаются детям о школе, о том, как бы они поступили в определенных ситуациях, с кем бы хотели оказаться за одной партой, с кем бы хотели дружить. Кроме этого, педагог попросит ребёнка высказать мнение о себе, рассказать о своих качествах или выбрать их из предлагаемого списка.
Немаловажное значение играет психологическая готовность родителей к школе. Многие мамы и папы зачастую беспокоятся о своем ребенке, когда на то абсолютно нет никакой причины. Нужно понимать, что малыш уже повзрослел и поумнел, перешел в новый этап своего жизненного пути. К нему уже не нужно относиться как к маленькому. Пусть он привыкает к самостоятельной жизни. Если же ребенок столкнется с неудачей или окажется в какой-нибудь неприятной ситуации, то стоит немедленно прийти ему на помощь.