Юлия Каретникова
Развивающие игры как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Введение.
Эта тема является одной из сложных и интересных проблем дошкольного образования, так как основы логического мышления закладываются в дошкольном детстве. В современном мире математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Это обусловлено "математизацией" и "компьютеризацией" всех сфер жизнедеятельности человека. Родители считают, что главной целью обучения детей математике является обучение детей считать, а также накопление минимальных знаний, например, знакомство с цифрами и геометрическими фигурами. Родители забывают, что математика вносит большой вклад в развитие логического мышления, воспитание таких важных качеств научного мышления, как критичность и обобщенность, формирование способности к анализу и синтезу, умений выдвинуть и сформулировать логически обоснованную гипотезу и т. д.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Математика и сенсорика. Игры, дидактические пособия
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка является игра. В связи с этим, учитывая возрастные особенности детей, все виды занятий можно провести в форме игры или с содержанием игровой ситуации, используя персонаж (игрушку) Например, для младших дошкольников интересны следующие игровые сюжеты: "Поездка в лес к белочке", "Волшебный сундучок", "В гостях у Старичка-лесовичка", "Три медведя", "Теремок". Для детей старшего дошкольного возраста сюжеты становятся более сложными: "Космическое путешествие", "На фабрике игрушек", "Царство Математики". В гости к ребятам приходят уже другие персонажи: Буратино, Незнайка, Оле-Лукойе, Снежная королева и др.
Целью моей работы является обеспечение целостности образовательного процесса через организацию занятий в форме упражнений игрового характера, а также содействие лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнение и формирование математических знаний у дошкольников. Создание благоприятных условий для развития математических способностей и развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте.
Задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путем самообразования и изучения методической литературы;
2. Организовать совместную деятельность взрослого с детьми;
3. Разработать перспективный план работы с детьми;
4. Оформить в группе уголок «Я считаю»;
5. Создать картотеку математических игр.
6. Создать кружок по математике «Затейники»
Особую роль при развитии математических способностей отвожу нестандартным дидактическим средствам. Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка : на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако если для воспитанника цель - в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель - развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности. В этом, между прочим, одно из основных противоречий игры как средства воспитания : с одной стороны - отсутствие цели в игре, а с другой - игра есть средство целенаправленного формирования личности. В наибольшей степени это проявляется в так называемых дидактических играх. Характер разрешения этого противоречия и определяет воспитательную ценность игры : если достижение дидактической цели будет осуществлено в игре как деятельности, заключающей цель в самой себе, то воспитательная ее ценность будет наиболее значимой. Если же дидактическая задача решается в игровых действиях, целью которых и для их участников является этой дидактической задачи, то воспитательная ценность игры будет минимальной.
Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.
Выход темы:
• Проведение открытых занятий.
• Оформление картотеки математических игр.
• Сборник консультаций для родителей. Тема: «Развитие математических способностей у старших дошкольников».
• Отчет о проделанной работе за учебный год.
Заключение.
Детям интересно играть в математические игры, они интересны для них, эмоционально захватывают детей. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Работая с детьми, я каждый раз нахожу новые игры, которые разучиваем и играем. Ведь эти игры помогут детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики и информатики.
Список литературы.
1. В. В. Васина, Праздник числа. М., 1991.
2. Л. В. Воронина, Н. Д. Суворова, Знакомим дошкольников с математикой;
3. Предметно-развивающая среда детского сада в контексте ФГТ под ред. Н. В. Микляевой. – М. : ТЦ СФЕРА, 2011.;
4. З. А. Михайлова. Игровые задачи для дошкольников : Кн. для воспитателя дет. сада. – СПб: «Детство-Пресс», 2010.;
5. Е. А. Носова, Логика и математика для дошкольников;
6. Журнал «Воспитатель ДОУ» практический журнал. – М. : ТЦ СФЕРА, 2009.
Приложение 1.
Картотека дидактических игр по развитию элементарных математических способностей.
1 «Робот»
Дидактические задачи: закреплять умение ориентироваться в пространстве, четко формулировать задания.
Ход игры.
Число участников - не меньше 6-8 человек. Робот - двигается только по команде и только тогда, когда задание четко сформулировано. Если Робот понял команду, он должен сказать: "Задание понял, выполняю". Когда выполнил, должен не забыть сказать: "Задание выполнил". Если задание сформулировано не четко, Робот должен сказать: "Уточните задание, я задание не понял".
Дети должны к Роботу обращаться вежливо и четко, по очереди формулировать различной сложности задания. Педагог следит за ходом игры. На роль Робота ребенок либо назначается, либо вызывается по желанию. Когда Робот выбран, он отходит в сторону или выходит за дверь. Педагог вместе с детьми определяет путь Робота (направление движения и количество шагов, например, не менее 2 и не более 5, темы вопросов. Затем дети прячут какой-либо предмет : игрушку, книги и т. д. Руководя Роботом, дети должны привести Робота к месту, где спрятан предмет.
Входит Робот, встает у двери.
Ребенок
Дорогой Робот, улыбнись и сделай, пожалуйста, 3 шага вперед.
№2 «Волшебные ниточки»
Дидактические задачи: закрепить знания об образе цифр, упражнять в их различении; развивать мелкую моторику рук.
Оборудование: лист бархатной бумаги 15x20 см, шерстяная нитка длиной 25—30 см.
Ход игры.
1-й вариант. Дети сидят за столами. Педагог показывает число предметов одним из способов : на счетной линейке, фланелеграфе, наборном полотне, с помощью картинок или игрушек. Дети выкладывают с помощью нитки цифру, соответствующую числу.
Можно загадывать загадки про цифры. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку.
2-й вариант. Дети поднимают нитку за один конец над листом и произносят хором волшебные слова: «Нитка, нитка, покружись, в цифру. превратись!» Нужную цифру называет педагог или кто-нибудь из детей.
Робот
Задание понял, выполняю (улыбается, делает 3 шага вперед). Задание выполнил.
Ребенок
Уважаемый Робот, пожалуйста, прыгни на одной ножке.
Робот
Задание не понял, задание не понял.
Педагог
Уточните Ваше задание. Робот может "перегореть".
Ребенок
Извини, Робот, будь любезен, прыгни на правой ножке 4 раза вперед.
Робот
Задание понял, выполняю.
Далее Роботу могут быть даны разнообразные задания, которые придумают дети.
Например:
- Сделай столько шагов вперед, сколько раз я хлопну.
- Сделай на носочках 4 шага, поверни налево и отгадай загадку.
- Закрой глаза, сделай 2 шага вперед
Все дети по очереди дают задание Роботу.
Игра заканчивается тогда, когда Робот доходит до назначенного места и находит спрятанный предмет.
№3 «Бегите к цифре»
Дидактические задачи: упражнять в запоминании и различении цифр, умении ориентироваться в пространстве; развивать слуховое и зрительное внимание.
Оборудование: карточки с изображением цифр, развешанные в разных местах комнаты.
Ход игры.
Игра малой подвижности. Педагог (водящий) называет одну из цифр, дети находят в помещении карточку с ее изображением и бегут к ней. Если какой-то ребенок ошибается, он выбывает из игры на некоторое время. Игра проводится до тех пор, пока не выявится победитель.
Можно усложнить задание, предложив детям, встав около цифры, прохлопать в ладоши (или протопать, или присесть) число, которое она обозначает.
4 «Фотосалон»
Дидактические задачи: закреплять образы цифр, понимать их соответствие числу предметов; развивать память и внимание.
Оборудование: карточки с изображением цифр; раздаточный материал : набор фишек (пуговиц или мелких игрушек, карточка размером 10x15 или 15x20 см, фишки.
Ход игры.
Педагог предлагает детям стать фотографами, т. е. на своей карточке-фотопластинке изображать фишками или мелкими игрушками цифры, которые «придут» в «фотосалон». За быструю и правильную фотографию можно заработать монетки (фишки).
В конце игры подводятся итоги : награждают того, кто набрал больше всех фишек, или выявляют «лучшего фотографа города».
№6 «Найди себе место»
Дидактические задачи: упражнять в умении различать цифры, определять их соответствие числу.
Оборудование: 2—5 обручей, в каждом из которых карточка с цифрой; общая сумма цифр должна равняться количеству детей в группе.
Ход игры.
Игра требует большого пространства, лучше проводить ее на ковре. Дети свободно двигаются по комнате, по сигналу каждый из них занимает место в одном из обручей. Количество детей в обруче должно соответствовать цифре внутри него.
Педагог проверяет правильность размещения детей. Если есть дети, которые не нашли себе места, нужно проговорить с ними варианты размещения внутри обручей. После этого игра продолжается: дети свободно двигаются по комнате, а педагог меняет расположение цифр в обручах.
Усложнить игру можно, если количество детей больше, чем сумма всех цифр в обручах.
№8 «Сколько?»
Дидактические задачи: упражнять в счете, нахождении соответствующей цифры.
Оборудование: фланелеграф; наборное полотно с картинками или счетная лесенка с игрушками; раздаточный материал — набор цифр, фишки.
Ход игры.
Педагог показывает какое-либо число одним из способов: на фланелеграфе, наборном полотне или счетной лесенке. Дети пересчитывают картинки или игрушки, показывают цифру, соответствующую количеству картинок. Педагог проверяет правильность ответов у каждого ребенка. Если ребенок ошибается, то получает штрафную фишку.
В конце игры подводится итог : можно похвалить самых внимательных и умных детей, поаплодировать им.
№5 «Придите ко мне»
Дидактические задачи: закреплять умение различать цифры, устанавливать их соответствие числу.
Оборудование: карточки с цифрами.
Ход игры.
Дети сидят на ковре в удобной позе. Перед ними стоит водящий (педагог) со знакомыми детям цифрами в руках; показывает играющим одну из цифр, одновременно закрывает глаза и через несколько секунд говорит: «Стоп!» За это время к нему должно выбежать соответствующее цифре количество детей. После сигнала водящий открывает глаза и вместе с играющими подводит итог, правильно ли выбежали дети, соответствует ли их число поднятой цифре.
Примечание: после слова «Стоп!» играющим нельзя двигаться.
№7 «Найди портрет числа»
Дидактические задачи: закрепить умение считать предметы и устанавливать, соответствие их количества определенной цифре.
Оборудование: фланелеграф; наборное полотно с картинками или счетная лесенка с игрушками; карточки с цифрами.
Ход игры.
Педагог размещает определенное число предметов или картинок на демонстрационном материале. Один из игроков берет со стола соответствующую цифру, показывает ее остальным детям и спрашивает их: «Похоже?» Зрители оценивают правильность ответа; отвечающий за правильный выбор получает в награду фишку или аплодисменты зрителей.
Для усложнения можно попросить ребенка доказать правильность своего ответа. После этого игра продолжается.