Надежда Солдатова
Сборник дидактических игр как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Сборник дидактических игр, как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
Камышлов, 2016
Составитель: Солдатова Надежда Викторовна, студентка 41 ДО группы
Руководитель: Шаркова Елена Валерьевна, преподаватель
Публикация «Сборник дидактических игр как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
В сборнике дано описание игр с математическим содержанием, способствовавшим формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Данный сборник может помочь педагогу детского сада для использования в практике дошкольных образовательных учреждений и родителей в работе со старшими дошкольниками в интересной и привлекательной форме.
Содержание.
Пояснительная записка 4
Раздел 1 Игры на ориентировку во времени 7
Раздел 2 Игры с числами и цифрами 11
Раздел 3 Игры для развития пространственной ориентировки 17
Игры на формирование ориентировки «на себе» 17
Игры на ориентировку в замкнутом и открытом пространстве. 18
Игры на ориентировку в пространстве с точкой отсчета "от себя" и "от предметов". 19
Игры на ориентировку в пространстве с помощью сохранных анализаторов. 20
Игры на ориентировку в пространстве в процессе передвижения. 21
Игры на ориентировку в микропространстве. 23
Игры на ориентировку с помощью схем и планов маршрута, планов пространства. 26
Раздел 4 Игры с геометрическими фигурами. 28
Список литературы 39
Для заметок 40
Пояснительная записка
На сегодняшний день современному обществу необходимы любознательные, активные, физически развитые, способные решать интеллектуальные и личностные задачи, члены общества.
Современные стандарты требуют от воспитателей представленную систему работы с детьми, свойственную развивающей направленности. Это означает, что заданное, освоению детьми содержание, способствует проявлению и становлению интереса к познанию, выявлению закономерностей, связей и зависимостей предметов и явлений окружающего мира; обогащает ребенка, выявляет его индивидуальные возможности и уровень развития.
В образовательной деятельности большое место занимают игры. Это главным образом дидактические игры, т. е. игры, содержание которых способствует либо развитию отдельных мыслительных операций, либо освоению вычислительных приемов, навыков в беглости счета. Целенаправленное включение игры повышает интерес детей к уроку, усиливает эффект самого обучения. Создание игровой ситуации приводит к тому, что дети, увлеченные игрой, незаметно для себя и без особого труда и напряжения приобретают определенные знания, умения и навыки. В дошкольном возрасте у детей еще сильна потребность в игре, поэтому я включаю ее в занятия по математике. Игра делает образовательную деятельность эмоционально насыщенными, вносит бодрый настрой в детский коллектив, помогает эстетически воспринимать ситуацию, связанную с математикой. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения.
Сборник дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста, составлен на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Материал представлен в определенной системе, что важно для повышения уровня общего умственного развития детей.
Содержанием данного сборника являются дидактические игры, игровые занятия, направленные на формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Дидактические игры рассматриваются как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя в образовательной деятельности и в других видах деятельности.
Идея включения игр в процесс обучения и воспитания издавна привлекала внимание педагогов, К. Д. Ушинский подчеркивал легкость, с которой дети усваивают знания, если их сопровождать игрой. Такого же мнения придерживались педагоги Макаренко А. С., Тихеев Е. И., Удальцова Е. И., и другие. Ими было установлено, что с помощью дидактической игры дошкольники используют свои знания в новых ситуациях.
Дидактические игры в сборнике мы разделили на группы:
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры путешествия во времени
3. Игры на ориентировку в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами.
При проведении занятий можно использовать стихи, пословицы, загадки с математическим содержанием. Это помогает разнообразить обучение и сделать его эмоционально насыщенным. Предлагаю детям подсказывать некоторые строчки или последнее слово в строке, например: мы делили апельсин, много нас, а он (один).
Такие игры не только знакомят ребенка с математическими понятиями, но и тренируют внимание, память, речь. При использовании дидактических игр широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме.