Самохина Алеся
Особенности ведения работы по коррекции нарушенного звукопроизношения у детей 5–6 лет с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
“Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. ” В. А. Сухомлинский.
Нарушения звуковой стороны речи у дошкольников с ЗПР являются самыми распространенными расстройствами речи и проявляются пре-имущественно в дефектах звукопроизношения и искажениях звукослоговой структуры слова.
Публикация «Особенности ведения работы по коррекции нарушенного звукопроизношения у детей 5–6 лет с ЗПР» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Нарушения фонетической стороны речи у детей с ЗПР обусловлены целым комплексом факторов: несформированностью речеслухового восприятия, недостаточностью речевой моторики, несовершенством моторно-го программирования речевого акта, особенностями аналитико-синтетической деятельности этих детей.
Особенности коррекции нарушений звукопроизношения у детей с ЗПР проявляются в следующем:
1. Формирование правильного звукопроизношения осуществляется на фоне развития и совершенствования звукослоговой структуры слова;
2. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей с ЗПР про-водится на основе развития речеслухового восприятия и артикуляторной моторики. При этом развитие артикуляторной моторики обеспечивается формированием как кинетической, так и кинестетической основы артикуляторных движений; учитывая тесную связь в развитии звуковой сторон речи и фонематических процессов, коррекция нарушений звукопроизношения проводится одновременно с формированием фонематических процессов (фонематического восприятия и фонематического анализа); коррекция нарушений звуковой стороны речи осуществляется в тесной связи с развитием лексики и грамматического строя речи;
3. У детей с ЗПР имеет место не только искажение звукопроизношения, но и задержка формирования звуковой стороны речи. В связи с этим, большое внимание уделяется активизации процесса формирования звукопроиношения, уточнению произносительного и слухового образа нормально произносимых звуков, что способствует совершенствованию артикуляторной моторики, речеслухового восприятия и спонтанному по-явлению звуков речи;
4. При определении последовательности работы над звуками, звукослоговой структурой слова необходимо учитывать минимальное усложнение заданий и речевого материала, постепенное введение трудностей с учетом зоны ближайшего развития этих детей.
Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных логопедических задач. Так, например, дидактическая игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя дидактической игрой, организуя логопедические занятия детей в ней, логопед воздействует на все стороны развития личности ребенка: на речь, на чувства, на сознание, на волю и на поведение в це-лом.
Учитывая, что нарушения речи связывают с нарушением языкового этапа, в ходе коррекционной работы большое внимание уделяется именно этому. Используя дидактическую игру на логопедических индивидуальных подгрупповых занятиях, а также в свободной деятельности ребенок быстрее автоматизирует звуки и будет использовать их в собственной речи.