Вульчина Екатерина Евгеньевна
Методичесая разработка «Обучение детей 5–7 лет технике ведения (отбивания) мяча»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение :
Физическое воспитание – одно из необходимых условий правильного развития детей.
Приобщение к спорту с раннего детства дает человеку физическую закалку, воспитывает ловкость, четкость и быстроту реакции, повышает активность, развивает чувство коллективизма. Полноценное физическое развитие детей возможно лишь при комплексном использовании средств физического воспитания: природных факторов, гигиенических мероприятий и физических упражнений.
Публикация «Методичесая разработка „Обучение детей 5–7 лет технике ведения (отбивания) мяча“» размещена в разделах
- Мяч, мячик
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Большое место во всестороннем физическом развитии детей занимают спортивные упражнения (плавание, ходьба на лыжах, катание на коньках, санках, велосипеде, а элементы спортивных игр (баскетбол, футбол, настольный теннис, бадминтон и др.).овладение всеми видами спортивных упражнений имеет важное значение для разносторонней физической подготовленности детей.
В разделе «Образовательная область «Физическая культура»» «Примерной общеобразовательной программы ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» Н. Е. Вераксы действия детей с мячом включены начиная со второго года жизни. Они занимают значительное место среди других средств физического воспитания и усложняются от группы к группе за счет введения дополнительных заданий, а также более сложных способов выполнения. В старших группах, кроме подбрасывания мяча разными способами с различными заданиями, метания на дальность и в цель, ловли и перебрасывания мяча друг другу, предусмотрено формирование навыков ведения (отбивания мяча).
Актуальность данной темы заключается в том, что в играх и действиях с мячом совершенствуются навыки большинства основных движений. Игры с мячом – это своеобразная комплексная гимнастика. В ходе выполнения ведения (отбивания мяча) дети упражняются не только в действиях с мячом, но также в ходьбе, беге, прыжках. Выполняют эти движения в постоянно изменяющейся обстановке. Это способствует формированию у детей дошкольного возраста умение самостоятельно применять движения в зависимости от игры. У них еще слабо развита способность к точным движениям, поэтому любые действия с мячом, в том числе ведение мяча, оказывают положительное влияние на развитие этого качества.
Упражнения и игры с мячом при соответствующей организации их проведения благоприятно влияют на физическое развитие и работоспособность ребенка. Упражнения с мячами развивают не только крупные, но и мелкие мышцы обеих рук, увеличивая подвижность суставов пальцев и кистей, что особенно важно для шестилетнего ребенка, готовящегося к обучению в школе, способствуют развитию глазомера, координации движений, ловкости и ритмичности.
Ведение (отбивание мяча) – это один из элементов действия игры в баскетбол. Авторы методических пособий по физическому воспитанию подчеркивают целесообразность использования баскетбола в качестве одного из средств физического воспитания старших дошкольников. Так А. В. Кениман, Д. В. Хухлаева, Т. И. Осокина и др. рекамендуют применять игру в баскетбол или включать элементы баскетбола в другие подвижные игры.
Цель:Создание условий для развития способностей детей играть в игры с элементами спорта
Задачи:
-определить содержание обучения детей техники ведения мяча с учетом физического развития детей, возрастных особенностей и физической подготовленности
-обучать детей технике ведения мяча
-воспитывать нравственно-волевые качества детей
-развивать ловкость, ритмичность, точность и координацию движений
-способствовать сохранению и укреплению здоровья
-стимулировать играть в игры с элементами баскетбола
Новизна:В данной работе описаны этапы и техника обучения ведения (отбивания мяча)
Приемы обучения :
-игровые
-словесные (объяснение, обсуждение, анализ)
-практический (показ способов, техники, помощь воспитателя, самостоятельная, коллективная работа (игра)
-пальчиковые игры
Результатом обучения детей является определенный объем знаний, умений, навыков, которые оцениваются в следующих формах:
-приобретение навыков владения техники ведения (отбивания мяча)
-умение играть в игры с элементами баскетбола
-умение использовать навыки ведения мяча в различных игровых ситуациях
Структура занятий:
Части занятия дозировка
Вводная часть:
Построение, пе6рестроение
Ходьба
Бег
Дыхательные упр. 5 мин.
1,5 мин.
2 мин
20 сек.
Основная часть:
ОРУ с мячом
ОВД
Дыхательная гимнастика 15 – 20 мин.
5 -7 мин.
Заключительная часть:
Пальчиковая гимнастика
самомассаж 5 мин.
Формы и режим занятий
Занятия проходят один раз в две недели. Обучение ведению (отбиванию мяча) включается в основную часть занятий по физической культуре.
Формы подведения итогов
-диагностика развития физических качеств ( тест: «Уровень владения навыком ловли и ведения мяча») (Приложение 1)
- спортивные досуги и праздники.
Основная часть
Процесс обучения ведению (отбиванию мяча) можно условно разделить на следующие этапы: первоначальное обучение, углубленное разучивание, закрепление и совершенствование движений. На каждом из них ставятся определенные задачи. Очень важно обеспечить постепенное усложнение условий выполнения действия в зависимости от имеющихся у детей навыков обращения с мячом. С дошкольниками следует начинать разучивать ведение (отбивание мяча) в специально созданных условиях (вне игры) на месте, для чего подбираются легкие упражнения. Например, первое упражнение –удары мячом об пол и ловля его после отскока двумя руками, затем –удары мячом об пол одной рукой и ловля его двумя руками, далее –отбивание мяча на месте одной рукой и наконец – ведение мяча двумя руками и одной рукой.
При обучении приемам ведения мяча очень важно усвоить главный элемент – овладение положения рук и пальцев в момент соприкосновения с мячом.
Следовательно на начальном этапе внимание ребенка должно быть направлено на качество выполнения движения, а не достижения при помощи этого движения определенного результата. Например: кто дольше не потеряет мяч отбивая его на месте? Такие задания вызывают у детей желание добиться хороших результатов, содействуют поддержанию интереса. Игровая обстановка усиливает заинтересованность, активность детей, благодаря многократной повторяемости повышает эффективность выполняемых движений.
На втором этапе,углубленного разучивания, отрабатывается точность выполнения движений с мячом, исправляются имеющиеся ошибки. Формируется правильное ощущение навыка в целом. Здесь можно применять упражнения с элементами соревнований, направленные на точность выполнения движения,некоторые подвижные игры.
Упражнения с элементами соревнования помогают избежать однообразной работы над техникой движения, создают особый эмоциональный фон, стимулируют максимальное проявление физических и волевых качеств, способствуют быстрому и правильному выполнению движений с мячом.
Упражнения с элементами соревнований необходимо проводить в строгой последовательности с целью закрепления правильного навыка. Поэтому в начале соревнование ведется на точность выполнения движения между отдельными детьми, а в дальнейшем между группами. После этого возможно проводить соревнования, которые требуют не только точности, но и быстроты выполнения движения.
На втором этапе дети уже имеют навыки обращения с мячом, поэтому возможно применение самых простых индивидуальных игр, в которых каждый ребенок действует с мячом независимо от других игроков.
Основная задача этапа закрепления и совершенствования действий с мячом заключается в создании устойчивых, достаточно автоматизированных и вместе с тем гибких навыков. Закрепление осуществляется в основном в подвижных играх, включающих ведение (отбивание мяча). Соблюдая постепенное усложнение обучения, на данном этапе проводятся игры, в которых игровое действие развертывается между несколькими группами (например «Вызовы по номерам», «Скажи какой цвет»). В дальнейшем – более сложные игры, в которых ведется счет между командами («Ловишки с мячом», «эстафеты»).
Техника выполнения :
Мяч контролируется пальцами, кистью, локтем и рукой, при этом регулируется высота и скорость отскока мча. Ладонь согнута в виде чашечки и не касается мяча, пальцы удобно разведены, ведение начинается мягким движением кисти. Толкая мяч нужно стремиться сопровождать его как можно дольше, сохраняя над ним контроль. Во время передвижения бегом ставить ногу на всю стопу или использовать перекаты с пятки на носок. При передвижении приставным шагом, шаг должен быть скользящим, а не подпрыгивающим, движения мягкими. Соблюдение чувства ритма и координации движения рук и ног.
Правила ведения мяча :
1. Не бей по мячу, а толкай его вниз.
2. Веди мяч вперед-сбоку, а не прямо перед собой
Смотри вперед, а не вниз на мяч.
Возможные ошибки: туловище сильно наклонено вперед, прямые ноги; удары по мячу расслабленной ладонью, узкое расположение пальцев на мяче; ведение мяча прямо перед собой.
Пути исправления: соблюдать правильную стойку, толкать мяч вниз кистью руки за счет сгибания и разгибания ее в локтевом суставе и мягкого направляющего толчка пальцами; мяч посылать вперед - в сторону предстоящего движения.
Упражненияподготавливающие к ведению мяча (старшая группа)
Первоначальное обучение :
1. Удары мячом об пол одной рукой и ловля его двумя руками из положения стоя на месте.
2. Удары мячом об пол одной рукой и ловля его двумя руками при ходьбе.
3. Удар мячом об пол правой рукой и ловля его левой рукой, и наоборот.
Углубленное разучивание:
1. Отбивание мяча на месте правой (левой) рукой.
2. Ведение мяча на месте правой (левой) рукой.
Ведение мяча на месте правой (левой) рукой с последующей передачей мяча двумя руками (произвольным способом).
Совершенствование:
1. Ведение мяча на месте поочередно правой и левой рукой.
2. Чередование подбрасывания мяча с ударами об пол.
3. Ведение мяча ударяя ладонью по нему (произвольным способом)
Упражнения и игры с ведением мяча (подготовительная группа)
Первоначальное обучение :
1. Ведение мяча на месте
2. Ведение мяча вокруг себя
3. Ведение мяча продвигаясь шагом.
Игры: «Мотоциклисты», «Скажи какой цвет»
Углубленное разучивание:
1. Ведение мяча с изменением : а) направления передвижения, б) скорости передвижения, в) высоты отскока мяча.
2. Ведение мяча правой (левой) рукой и остановка после него.
3. Ведение мяча, остановка шагом и передача мяча.
Совершенствование:
Игры: «Вызовы по номерам», «Ведение мяча парами», «Ловец с мячом», «Эстафета с ведением мяча».
Литература
1. Э. Я. Степаненкова «Методика физического воспитания» Москва, издательский дом «Воспитание дошкольника» 2005г
2. Е. Н. Вовилова «Учите бегать, прыгать, лазать, метать» :пособие для воспитателя детского сада. Москва издательство «Просвещение» 1983г
3. Э. Й. Адашкявичене «Баскетбол для дошкольников» Москва издательство «Просвещение» 1983г