Ирина Ярцева
Консультация «Роль дидактических игр в экологическом воспитании детей»
▼ Скачать
«Роль дидактических игр в экологическом воспитании детей»
То, что дарит наша земля и родная природа – рассветы и закаты, пение птиц, журчание ручейка, морозные узоры на окнах зимой, грибы, ягоды и плоды,- все это бесценное состояние нашего народа, и мы должны не только восхищаться всем этим, но и очень важно все это беречь и хранить. И только когда есть знания о природном мире, тогда ее ценишь и бережешь.
Публикация «Консультация „Роль дидактических игр в экологическом воспитании детей“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Работая в данном направлении, передо мной стал вопрос о необходимости более расширенно дать детям знания о живой и не живой природе.
Дидактические игры в своей деятельности помогают решить несколько задач:
- Развитие у дошкольников эмоционально – ценностного отношения к природе, ее эстетического восприятия.
- Формирования нравственно – оценочного опыта поведения в природе.
В ходе игр дети могут рассказывать об особенностях внешнего вида, о случаях бережного и жестокого отношения людей к растениям и животным. Так, например, в игре «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Экологический светофор» дети обсуждают последствия поступков участников в определенных ситуациях, учатся делать выводы, находить решения.
Дидактическая игра делает познавательную задачу более увлекательной, а это в свою очередь повышает умственную активность и самостоятельность детей при достижении поставленной перед ними цели, она может служить и составной частью занятия, где помогает усвоению, закреплению знаний. Дети учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. «Убери лишнюю», «Что растет на подоконнике, что на клумбе?». А т. к. в дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, то я стараюсь внести элементы занимательности: поиска, сюрпризности, отгадывания и т. д. Например: «Найди, что назову», «Угадай, что съел?», «Чудесный мешочек», «Где спряталась матрешка» и т. д.
При построении педагогического процесса преимущественно использую наглядно – практические, словесные, проблемно – поисковые методы, игровые проблемные ситуации, схемы.
Применяю различные формы организации работы с детьми:
-НОД (традиционные, комплексные, интегрированные).
-Беседы, игры, опыты.
Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, использую принцип от простого к сложному, принцип последовательности, принцип повторения.
Планируя свою деятельность, я сделала вывод, что экологическое воспитание позволяет замечать изменения в жизни животных и растений, насекомых и птиц, и т. д.
Эту работу веду на прогулках, образовательной деятельности и индивидуально с детьми, учу бережно относиться к растениям и животному миру, воспитываю любовь и заботливое отношение к ним. В группе есть «Запрещающие знаки», которые способствуют закреплению у детей экологической культуры. Дети большой интерес проявляют к таким дидактическим играм, как «Собери картинку» с помощью которой учатся составлять из частей целое «Времена года», лото «Птицы», «Что,где растет, кто где живет» и многие другие игры. Эти игры развивают у детей способность обобщать, сравнивать; развивают внимание, сообразительность, речь, а так же пробуждают интерес к окружающему и родному краю. Развивают такие нравственные качества, как доброта, бережное отношение к живой и не живой природе. А такие игры, как экологические цепочки «Сказка об одуванчике», «Волшебные превращения», дают детям возможность наглядно воспроизвести превращения семечки до цветка, зернышка до колоска, икринки до рыбки или лягушки.
Так же в группе есть экологические мнемотаблицы по которым дети составляют рассказы о временах года, сезонных изменениях в живой и неживой природе. Дидактические игры дают большую возможность воспитателю заниматься индивидуально с детьми, закреплять и расширять их полученные знания на НОД.
Благодаря таким играм у детей не ослабевает интерес к окружающей нас природе. Дошкольный возраст – это важнейший период, когда закладываются основы знаний и бережного отношения к окружающей нас природе.