Ольга Будникова
Консультация для педагогов «Правила ведения спора, или Спор по правилам»
▼ Скачать + Заказать документы
Правила ведения спора :
• Человек живет в социуме и окружен средствами коммуникации, а это означает, что без активного или даже незначительного ежедневного общения ему не обойтись. В зависимости от ситуации и сути разговора, общение может вызвать непонимание, конфликт или ссору.
Благом или злом является спор? Вот крылатые выражения, которые оценивают спор как :
• «Спор – отец истины. В споре рождается истина».
• «Кто спорит, тот ничего не стоит. В спорах теряется время».
Что же такое спор?
Публикация «Консультация для педагогов „Правила ведения спора, или Спор по правилам“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Спор – это словесное состязание, в котором каждый отстаивает свое мнение, свою правоту.
Всякий спор будет успешным лишь при том условии, если четко выделен его предмет.
Предмет спора – это те положения и суждения, которые подлежат обсуждению в процессе обмена различными точками зрения.
Можно ли спорить так, чтобы не тратить на этот процесс собственные нервы? Чтобы выходить из спора победителем и никого не обидеть?
Можно, просто нужно знать несколько правил убедительной дискуссии.
Правила ведения спора :
Правило № 1. Уважайте своего оппонента. Прежде всего, нужно посмотреть на своего оппонента объективно. Зачастую мы считаем, что человек не прав, только потому, что он нам не симпатичен. А слова приятных людей мы даже пытаемся оправдать и объяснить.
Правило № 2. Будьте убедительны. В ходе спора необходимо подбирать убедительные доводы, аргументы, иллюстрирующие ваше мнение (вашу позицию). Подбирая доводы, нужно заботиться о том, чтобы они воздействовали не только на разум человека, но и на их чувства (чувство стыда, чувство ответственности, чувство долга и т. п.)
Правило № 3. Держите под контролем эмоции. Не рекомендуется горячиться в споре. Наблюдения показывают, выигрывает спор тот, у кого больше выдержки и самообладания. В возбужденном состоянии трудно анализировать позицию оппонента, подбирать доводы, не нарушая логической последовательности в их изложении.
Правило № 4. Сначала похвалите того, кого хотите «растерзать». Чтобы собеседник настроился на конструктивную дискуссию, необходимо выразить уважение к его мнению. Признай его точку зрения, согласись с каким-нибудь высказыванием, а затем переходи к своему.
Правило № 5. Выдержите паузу. Иногда очень помогает сделать вид, что не совсем понимаешь, что именно хочет сказать твой собеседник. Возможно, он сам не очень понимает своей позиции, и просто глупо уперся. Выдержи паузу. Пусть еще поразмыслит, сформулирует мысль лучше.
Правило № 6. Примените юмор, иронию, сарказм. Ироническое или шутливое замечание может разрядить обстановку, смягчить позицию оппонента.
Правило № 7. Не подавайте свои мысли, как истину. Критикуя чье-либо высказывание, сделайте акцент на том, что ваша точка зрения – это субъективное мнение.
Правило № 8. Проигрывая, радуйтесь. Если вашему собеседнику удалось переубедить вас, не нужно расстраиваться. Сумейте признать, что оказались не правы. В конце концов, если бы наше мировоззрение никогда не менялось, то мы бы не развивались.
Тем не менее, следует подчеркнуть: не существует универсальных советов на все случаи ведения спора. Во многом применение этих правил зависит от индивидуальных особенностей оппонентов: типа темперамента, скорости реакции, характера, социального статуса, воспитания.
Как спорить с ребенком :
Во время разговора не подавлять ребенка, это приводит к испугу, нервным тикам и расстройству сна;
Желательно, чтобы ваши глаза находились примерно на одном уровне;
Голос не должен заглушать голос ребенка;
Контролировать жестикуляцию ;
Не переходить на крик;
Вести конструктивный диалог ;
Следить за эмоциями ребенка.