Ирина Федоряка
Консультация «Обучение детей старшего дошкольного возраста звуко-буквенному анализу слов»
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире подавляющее большинство детей, которые ещё только готовятся поступать в школу, знают буквы или уже умеют читать. Представления же о звуках речи у будущих первоклассников является достаточно смутным или совсем отсутствует. Русское письмо является звуко-буквенным (точнее, фонемно-буквенным). Значит, для того, чтобы успешно овладеть грамотой, необходимо, чтобы у ребёнка было сформировано полноценное представление о звуках речи, о звуковом составе слова.
Публикация «Консультация „Обучение детей старшего дошкольного возраста звуко-буквенному анализу слов“» размещена в разделах
- Буквы. Консультации для родителей
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Консультации для родителей
- Старшая группа
- Темочки
Почему же детям так трудно бывает называть звуки речи? Это объясняется тем, что в данный период возникает естественное стремление опереться на представление написанного слова (на буквы, так как зрительный ряд ребёнок воспринимает острее, чем звуковой. Звук мгновенен, невидим и летуч. От произнесения слова не остаётся никаких следов. Поэтому необходимы такие средства, которые могли бы зафиксировать звучание слова, при этом не обращаясь к буквам. Для этого на занятиях по обучению грамоте воспитателям необходимо использовать разнообразные схемы, модели и условные значки для обозначения звуков.
В качестве такой модели рекомендую использовать пособия: «Звуковая линейка», «Звуковая птичка», «Звуковой домик». Её систематическое использование позволяет развивать фонематический слух, упражнять в звуковом анализе слов, умении определять местоположение звука в слове, закрепить у детей знание о том, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности.
Обычно такие пособия изготавливают самостоятельно: полоска бумаги, разделена на 3 сектора, которые обозначают три части слова : 1 - начало слова, 2 - середина слова. 3 - конец слова.
Линейка проста в использование. Например: изучая звук [C], предложите детям определить место звука в слове, дав инструкцию: «В каком месте слова слышится [C]». Обращаю ваше внимание именно на такую инструкцию, так как часто педагоги произносят следующую инструкцию: «В каком месте слова стоит звук [C]». Это фраза не приемлема по отношению к звуку, поскольку он слышится, а стоять в слове может буква. Дети пропевают слово, определяют звук (на первых порах с помощью педагога) и переставляют фишку в нужное место.
Чтобы ребенок не путал буквы, не переставлял их местами, важно учить детей не просто сливать буквы в слоги, слоги в слова, а научить детей звуковому (фонетическому) анализу слогов и слов.
Звуки мы слышим, слушаем. Мы вспомнили, что бывают звуки природы, звуки предметов, звуки музыки. Но это еще не все звуки. Есть еще одна группа звуков, и называется она звуки речи. Эти звуки мы не только слышим, но еще и произносим.
В игре дошкольник может усвоить знания о гласных и согласных звуках, твёрдых и мягких, глухих и твёрдых согласных, научиться фонемному анализу слов. Игровые приёмы способствуют устойчивости внимания, поддержанию интереса и активности. Можно долго объяснять детям, что когда мы говорим, то произносим слова, слова состоят из звуков, звуки звучат по-разному, звук – единица речи и т. д. Это вряд ли будет понятно. Здесь будут уместнее игры «Кто как кричит?», «Откуда появился звук», «Хлопни, если услышишь» на выделение отдельно заданного звука, как изолированного, так и в слове. Для развития умения выделять место звука в слове (позиционный анализ) подходят игры «Где спрятался хитрый звук?», «Назови первый (последний) звук в слове». Играя, дошкольники учатся слушать звуки, давать ему характеристику. Умение выделять звуки в словах помогает детям анализировать звуковой состав слова. А это уже первая ступень обучения грамоте. Умение анализировать звуковой состав слова предупреждает пропуски букв при письме.
Формировать у детей фонематические представления, т. е. умение подбирать слова с заданным звуком помогут такие игры и упражнения, как «Назови фрукты на звук А», «Назови предметы одежды на П» и т. д., а также прослушивание потешек, стихотворений, в словах которых часто встречаются определённые звуки. Примером может служить стихотворение С. Маршака.
Спит спокойно старый слон.
Стоя спать, умеет он.
После прочтения которого детям предлагается назвать слова со звуком С.
Научить определять количество слогов в слове дошкольников можно с помощью хлопков с одновременным проговариванием. Для закрепления умения можно использовать картинный материал. Детям предлагаются выбрать слова, которые состоят из определённого количества слогов. Примером может служить дидактическая игра «Огород». Воспитатель объясняет, что овощи нужно распределить на две корзинки. Причём, в первую корзинку нужно положить овощи, в названии которых, два слога, а во вторую — три.
В игре можно научить дошкольников различать на слух сходные по звучанию и артикуляции согласные, если использовать сказочных персонажей. Например, Малышу помочь подобрать предметы одежды, в названии которых есть звук Ш (шапка, шорты, рубашка) а Карлсону со звуком С (свитер, носки, галстук и т. д.).
Обучая ребенка звуковому анализу мы, решаем несколько задач:
1. Учим определять количество звуков в слове
2. Учим определять звуковой состав слова
3. Учим определять последовательность звуков в слове
4. Трансформация слов
Прежде, чем мы перейдем непосредственно к знакомству с различными методиками обучения детей звуковому или фонемному анализу слова хотелось бы кое-что напомнить: мы знаем, что в русском языке количество звуков и букв не совпадает букв 33. Звуков или фонем…. 42
1. На наших занятиях по обучению грамоте мы должны детям четко объяснить различие между звуком и буквой, так как буква в разных ситуациях может обозначать разное количество звуков. Скажите, чем звук отличается от буквы?
Вначале учим детей определять количество звуков в слове. Во всех случаях мы используем звуковые модели слов, как средство материализации неуловимой для ребенка звуковой формы слов.
«Угадай слово»,
У каждого ребенка по схеме. На доске картинки. Нужно выбрать тот рисунок, название которого по числу звуков совпадает с числом клеток схемы.
«Самое длинное слово»
Среди картинок нужно определить ту, название которой содержит наибольшее количество звуков.
«Самое короткое слово»
Среди этих же картинок найти ту, название которой содержит наименьшее количество звуков.
2. Звуки делятся по механизму образования на гласные и согласные (6 гласных и 36 согласных) В чем отличие?
Игры «Синий – красный»
Обучающий называет звук, а ребенок в ответ показывает фишку: Б-синюю, И-красную
«Найди красный домик»
Дети получают схемы: из двух и трех клеток и красные фишки. Взрослый называет слова, а ребенок закрывает на схеме определенную клетку или клетки – гласные звуки.
Ам, му, сок, уши, ум, усы, каша, аист, пион, топор, сирень, голубь….
«Найди синий домик»
Дети закрывают синими фишками все согласные звуки
Дом, мох, да, зуб, мак, ах, ух, ухо….
«Напишем правильно». Из фишек составляется слово нос, вор, оса….
«Чего не стало?» После составления слова, например, нос, ребенка просят закрыть глаза, в это время одну фишку убирают и спрашивают: «Какой звук убежал?»
3. Согласные звуки делятся : по наличию или отсутствию подъема спинки языка твердые и мягкие. Твердые - пары всех согласных, кроме Ч, Щ, Й. Они всегда мягкие.
Мягкие – пары всех согласных, кроме Ш, Ж, Ц. Они всегда твердые.
Дифференциация твердых и мягких звуков.
Игра «Скажи. Кто большой. А кто маленький?», «лед и травка».
Игра «Лед и травка»
Обучающий произносит согласные звуки, дети поднимают фишку соответствующего цвета, слоги, слова тук, тюк, лук, люк, нос, нес….
«Закроем домики». Две картинки: липа и лось и две схемы – из трех и четырех клеток. Нужно определить, какому слову соответствует схема, и закрыть ее фишками определенного цвета.
По наличию или отсутствию вибрации голосовых складок – звонкие, глухие; Как научить детей определять, какой звук глухой, а какой звонкий? Обозначения: фишки с колокольчиком и без него.
Можно использовать те же игры по дифференциации, что и в двух первых случаях.
Отбери картинки, названия которых начинаются со звонкого согласного, с глухого. «Разбери картинки на две кучки»
Особо хотелось бы остановиться на буквах Е, Е, Ю, Я. Это не звуки. Это буквы, которые в разных позициях в слове обозначают разное количество звуков.
В начале слова или после гласных звуков эти буквы обозначают 2 звука ЙО, ЙЭ, ЙА и ЦУ: ежик, ель, яблоко, юг
Во всех остальных случаях они обозначают звуки э, а, о, у, но эти буквы используются для смягчения предшествующего согласного.
4. Определение последовательности звуков в слове.
«Волшебная цепочка». Конечный звук первого слова становится началом второго: кот-туфли- иголка-апельсин….
«Живые звуки», «Напиши сам». Ребенок самостоятельно составляет схему слова по картинке. Которая лежит перед ним.
5. Трансформация слов. Этот этап работы проводится, когда дети достаточно хорошо овладели звуковым анализом слов. Во второй половине года.
«Что получится?», если в слове СОК С заменить на Б, затем на Т
В слове РАК Р заменить на Л, М, Т
«Поменяем начало и конец»
Строится живая схема: КОТ, затем К и Т меняются местами, дети читают ТОК
НОС – СОН, ТИК – КИТ, СОР – РОС
«Найди слово в слове»
УКОЛ – КОЛ,
ДУДОЧКИ – УДОЧКИ – ДОЧКИ – ОЧКИ
СПОРТ – ПОРТ
СМЕХ – МЕХ…