Получи документы

Проектирование по теме «Обучение детей старшего дошкольного возраста сюжетному рассказыванию»

Наталия Медведева
Проектирование по теме «Обучение детей старшего дошкольного возраста сюжетному рассказыванию»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: Проектирование программы дошкольного образования для детей старшего дошкольного возраста по теме :

«ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СЮЖЕТНОМУ РАССКАЗЫВАНИЮ»

(по программе ТРОПИНКИ)

Целевой раздел

Пояснительная записка

Цель программы: сформировать педагогические условия по обучению детей старшего дошкольного возраста сюжетному рассказыванию.

Задачи:

Публикация «Проектирование по теме „Обучение детей старшего дошкольного возраста сюжетному рассказыванию“» размещена в разделах

1. Разработать содержание художественной литературы, направленный на обучение детей старшего дошкольного возраста сюжетному рассказыванию;

2. Составить план работы для детей старшего дошкольного возраста по обучению сюжетному рассказыванию.

Принципы программы:

1. Принцип последовательности;

2. Принцип системности;

3. Принцип учета индивидуальных возрастных особенностей;

4. Принцип деятельностного подхода.

Возрастные особенности у детей старшего дошкольного возраста.

Интересы детей направлены на освоения мира человеческих отношений. Ведущей деятельностью на протяжении всего дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра, в которой формируются основные достижения возраста. Игра представляет собой форму социализации ребёнка, обеспечивающую вхождение и освоение мира человеческих отношений, как социальных, так и межличностных. В этом возрасте дети играют, заранее распределяя роли, поведение в игре выстраивается в соответствии с принятой ролью. Роль активно обыгрывается в речевом плане, появляется интонационная выразительность. Дети начинают выделять более и менее привлекательные для них роли в играх и в детских праздниках.

В общении с ровесниками увеличивается точность представлений дошкольников о себе, так как оно стимулирует постоянное сравнение себя с равным существом и предполагает взаимный обмен оценками, чаще всего пристрастными.

Речевое развитие в дошкольном возрасте характеризуется становлением функции планирования и регуляции деятельности в форме «речи для себя». Развивается звуковая сторона речи, дети правильно произносят звуки, используют почти все части речи, занимаются словотворчеством.

Значение программы:

Настоящее время знаменуется обновлением содержания дошкольного образования, поиском и апробацией новых педагогических технологий, овладением новыми методами и формами работы, совершенствованием процесса воспитания дошкольников, в том числе и речевого. Развитие речи детей дошкольного возраста сегодня строится с учетом всего лучшего, что было накоплено практикой и педагогической наукой. При этом ведущим его направлением является развитие у детей связной речи.

Проблема развития связной речи у дошкольников нашла отражение в трудах таких известных педагогов, как Г. М. Лямина, Ф. А. Сохин, Е. И Тихеева, О. С. Ушакова, В. И. Яшиной и др.

Главной задачей развития связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрасте является совершенствование монологической речи через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание различных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование, а также сочинение сюжетных рассказов по картине, игрушкам, предметам, из личного опыта.

Обучение сюжетному рассказыванию является одним из важнейших компонентов развития связной речи. Большое значение обучению сюжетному рассказыванию уделяли А. М. Бородич, М. М. Конина, Э. П. Коротковой, Е. И. Тихеева, К. Д. Ушинский, Е. А. Флерина и др. Особенности методики обучения связной речи с использованием серий картин, объединенных общим сюжетом, нашли отражение в трудах В. В. Гербовой, Е. А Смирновой, Т. А. Ткаченко, О. С. Ушаковой. В систему обучения рассказыванию по игрушкам внесли уточнения в методику обучения А. М. Бородич, Э. П. Короткова, Н. А. Орланова, О. И. Соловьева.

Элементы сюжетного рассказывания присутствуют в работе с детьми с младшего дошкольного возраста и совершенствуются в процессе овладения навыками рассказывания вплоть до подготовительной группы. Однако, несмотря на достаточную степень разработанности проблемы развития связной повествовательной речи у дошкольников, остаются не изученными вопросы гармоничного взаимосочетания разных источников в формировании умения строить сюжетный рассказ.

Формирование вышеназванных умений поможет детям создать высказывание, отвечающее требованиям хорошей речи. Обучая этим умениям, воспитатель помогает детям осознать особенности связного текста, способствует развитию умения самостоятельно строить связные высказывания. Поскольку наша работа направлена на развитие у детей старшего дошкольного возраста умения составлять сюжетный рассказ, то она будет отражаться в обучении детей создавать текст-повествование.

Итак, овладение связной монологической речью в дошкольном детстве происходит постепенно. Познание окружающей действительности, потребность в общении приводят к овладению разными типами речи. Все типы речи (описание, повествование, рассуждение) требуют от говорящего владения общими умениями связной речи. Говоря о развитии монологической речи детей, имеют в виду формирование умений составлять связное высказывание или, по определению лингвистов, умений создавать текст. Текст подчиняется задаче передать основную мысль высказывания. Тема и основная мысль объединяют предложения текста, и придают ему смысловую цельность. Со смысловой цельностью текста связано понятие завершенности высказывания. Текст считается завершенным, если с точки зрения автора его замысел получил исчерпывающее выражение. Такой текст в правильно оформленном виде имеет начало и конец. Показателем законченности текста является возможность подобрать к нему заголовок, отражающий его содержание.

Планируемые результаты:

1. Умеет плавно и выразительно составлять сюжетные рассказы на предложенную тему.

2. Умеет композиционно завершить рассказ. Есть желание раскрыть очень взволновавшее и запомнившееся событие из личного опыта.

3. Умеет говорить в нормальном темпе и составлять рассказы без ненужных фраз.

Содержание и реализация проекта

Проект долгосрочный. Сроки реализации:

Подготовительный – (сентябрь 2017г. – ноябрь 2017г.)

Экспериментальный – (ноябрь 2017г. – апрель 2018г.)

Заключительный – (апрель 2018г. – май 2018г.)

Проект состоит из трех этапов:

1 этап. Подготовительный – (сентябрь 2017г. – ноябрь 2018г.)

Цель: разработать содержание художественной литературы по теме исследования, направленный на обучение детей сюжетному рассказыванию.

Задачи:

- подобрать художественную литературу;

- скорректировать задачи, методы и приемы над проектом;

2 этап. Экспериментальный – (ноябрь 2017г. – апрель 2018г.)

Цель: Разработать план занятий для обучения детей сюжетному рассказыванию.

Задачи:

- обогащать содержания речи у детей старшего дошкольного возраста путем наблюдения за окружающей действительностью, рассматривание картин, беседы на интересующие детей темы, побуждающие ребенка к связному высказыванию.

- дать знания о художественной литературе, в процессе которого уделяли внимание детей на композицию произведения (как начинается, о чем рассказ или сказка, как и чем, заканчивается, на его языковые особенности.

3 этап. Заключительный – (апрель 2018г. – май 2018г.)

Цель: закрепить навыки связной устной речи через чтение художественной литературы.

Задачи:

- закрепить умение детей составления рассказа по сюжетной картине;

- умение составлять полные предложения и целые рассказы.

Источник результатов Тема занятия Задачи

1 БЛОК –

серия из 4-х

сюжетных

картин «Купили щенка» Дать представление о структуре рассказа; определение правильной последовательно развивающихся действий; структурирование: начало, середина, конец рассказа.

«Больная белочка» Уточнить представления детей о структуре рассказа : начало, середина, конец. Учить плавному переходу от картинки к картинке. Учить детей навыкам составления рассказа по сюжетной картине, с придумыванием начала рассказа.

«Девочка и ёж» Продолжать учить детей придумывать связанное высказывание по серии сюжетных картин, уточнить представление о его структуре (начало, середина, конец, учить детей навыкам составления рассказа по сюжетной картине, с придумыванием конец рассказа.

«Шишка» Продолжать учить детей придумывать связанное высказывание по серии сюжетных картин, уточнить представление о его структуре (начало, середина, конец). Учить детей придумывать рассказ по заданному концу и началу, и точно определить его название.

2 БЛОК –

сюжетная

картина

«Приключения Кати и Вовы»

Уточнить представление о структуре рассказа. Учить детей навыкам составления рассказа по сюжетной картине, с придумыванием предшествующих событий.

«Собака со щенками» Учить детей навыкам составления рассказа по сюжетной картине, с придумыванием конец рассказа.

«Кошка с котятами» Учить детей навыкам составления рассказа по сюжетной картине, с придумыванием начало и конец.

3 БЛОК – опыт:

-коллективный;

-индивидуальный

(личностный). «Как мы встречали Новый год» Учить составлять рассказ по памяти по совместно составленному плану.

«Наш поход в парк» Учить составлять рассказ по памяти по самостоятельно составленному плану.

«Мой любимый мультфильм» Учить детей составлять рассказ из личного опыта. Уточнить представление о его структуре (начало, середина, конец).

Список используемых источников:

1. Алексеева, М. М. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях / М. М. Алексеева, О. С. Ушакова // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. – Москва : Академия. – 2003. – С. 27–43.

2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – Москва : «Академия», 2013. – 8 с.

3. Абраменко, Е. Н. Использование инновационных технологий в работе по развитию связной речи у дошкольников / Е. Н. Абраменко // Дошкольное образование : опыт, проблемы, перспективы развития : материалы всероссийская научно-практическая конференция – Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2014. – 290 с.

4. Андрюшкина, И. И. Искусство художественного чтения и рассказывания в трудах / Е. А. Флериной, И. И. Андрюшина // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2014. – № 6. – С. 10–11.

5. Арушанова, А. Г. Развитие речи и речевого общения детей в программе «Веселый день дошкольника» / А. Г. Арушанова, С. С. Коренблит, Е. С. Рычагова // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2015. – № 7. – С. 88.

6. Борисова, А. В. Использование моделирования в обучении пересказу сказов и коротких рассказов детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. [Электронный ресурс] / Режим доступа : https://www.pandia.ru/text/77/465

7. Вальчук, Е. В. Развитие связной речи детей 6–7 лет / Е. В. Вальчук. – Воронеж : «Учитель», 2011. – 127 с.

Публикации по теме:

Обучение пересказу детей старшего дошкольного возраста с ОНР ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР. I. РОЛЬ ПЕРЕСКАЗА В ФОРМИРОВАНИИ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ К числу важнейших.

Консультация для педагогов на тему «Обучение решению задач детей старшего дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 39 Консультация на тему: «Обучение решению задач детей.

Мастер-класс для педагогов «Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» Донцова Валентина Анатольевна Мастер-класс для педагогов «Обучение грамоте детей старшего возраста» Цель: повысить знания педагогов о подготовке.

Мастер-класс для педагогов «Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине» Цель: Повышение компетентности педагогов в обучении детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине, развитие.

Обучение рассказыванию детей среднего дошкольного возраста по программе Н. В. Нищевой Развитие речи, коммуникативных способностей речевого общения детей — одна из важнейших задач, стоящих перед дошкольным учреждением. Решение.

Обучение рассказыванию детей старшего дошкольного возраста 1. Рассказывание по восприятию. 2. Рассказывание по памяти. 3. Рассказывание по воображению. 1. Рассказывание по восприятию имеет большое.

Обучение детей старшего дошкольного возраста выразительности речи Обучение детей старшего дошкольного возраста выразительности речи. Развитие речи старшего дошкольника, умение связно, последовательно,.

Презентация «Обучение рассказыванию детей младшего возраста»Презентация «Обучение рассказыванию детей младшего возраста» 2. слайд. В программе «От рождения до школы» не ставится специальная задача обучения детей младшего дошкольного возраста рассказыванию,.

Проект-презентация «Обучение детей старшего дошкольного возраста безопасному поведению на дороге и в транспорте» месяц тема цель Форма работы. Сентябрь 4.09.2013г. 9.09.2013. г 10.09.2013. г 11.09.2013. г. 12.09.2013. г. 18.09.2013г.

Проект «Проектирование работы по формированию системы знаний о родном городе у детей старшего дошкольного возраста»Проект «Проектирование работы по формированию системы знаний о родном городе у детей старшего дошкольного возраста» Происходящее в настоящее время реформирование дошкольного образования ставит одной из своих задач патриотическое воспитание детей дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектирование по теме «Обучение детей старшего дошкольного возраста сюжетному рассказыванию»
Опубликовано: 29 мая 2018 в 21:03
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проектирование по теме «Обучение детей старшего дошкольного возраста сюжетному рассказыванию»» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Медведева (УИ 986129) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД