Ирина Кустова
Обучение детей старшего дошкольного возраста выразительности речи
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение детей старшего дошкольного возраста выразительности речи.
Развитие речи старшего дошкольника, умение связно, последовательно, логично излагать свои мысли, развитие фонематического слуха – важнейшие моменты в подготовке детей к школе.
Связная речь ребёнка – это результат овладения им всеми сторонами родного языка фонетикой, лексикой, грамматикой.
Публикация «Обучение детей старшего дошкольного возраста выразительности речи» размещена в разделах
Очень важно на протяжении всех дошкольных лет уделять развитию речи ребёнка, в том числе звуковой её стороне, большое значение.
Словарный запас ребёнка, а также усвоение грамматического строя языка зависят от условий жизни, воспитания, а также от усилий, которые взрослые прилагают в этом направлении.
На шестом году жизни речь ребёнка достигает определённого совершенства. К этому времени ребёнок приобретает достаточный словарный запас, всё реже допускает грамматические ошибки в согласовании слов, в употреблении падежных окончаний, предлогов. На вопросы отвечает развёрнутыми фразами, пользуется сложноподчинёнными и сложносочинёнными предложениями.
Устная речь детей этого возраста почти не отличается от речи взрослых. Но, несмотря на то, что шестилетний ребёнок имеет достаточно лексический запас, он ещё не всегда может быстро подобрать нужное слово; часто неправильно употребляет в речи окончания имён существительных множественного числа в родительном падеже (много стеклов).
К шести годам также почти полностью формируется произносительная сторона речи. В этот период жизни ребёнок уже может изменять по мере необходимости громкость и темп речи : говорить громко, тихо, шёпотом, быстро, медленно; уметь использовать интонационные средства выразительности.
И хотя достижения ребёнка в усвоении всех сторон речи значительны, тем не менее проводить с дошкольниками специальные упражнения необходимо-они помогут закрепить достигнутое.
Чёткие представления о предметах и достаточные знания об окружающем делают речь ребёнка содержательной.
Содержательность речи зависит и от умения использовать богатство языковых средств.
Задача родителей на данном возрастном этапе-совершенствовать связную речь ребёнка.
Работа эта должна идти в нескольких направлениях:
-расширение словарного запаса (овладение детьми самыми элементарными средствами художественной выразительности – эпитетами, сравнениями, синонимами, антонимами);
-развитие умения рассказывать, точно и последовательно передавать содержание художественных произведений;
-формирование грамматически правильной речи;
-дальнейшее совершенствование звуковой культуры.
Новые слова, эпитеты, сравнения дети включают в свою речь, используют их при пересказе сказок, рассказов.
Большое влияние на обогащение детского словаря оказывает чтение произведений художественной литературы.
Богатейший материал как для развития и обогащения словаря, так и для воспитания звуковой культуры речи ребёнка представляют загадки, потешки, стихи, считалки, скороговорки. Поэтому, в своей работе с детьми я большое значение уделяю произведениям детского фольклора, а также русской поэзии. Детей знакомлю с поэтами-классиками, такими, как: Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, А. С. Пушкин, С. Я. Маршак, И. Бунин, Т. И. Шорыгина. Дети с удовольствием учат стихи, любят отгадывать загадки. Много использую словесных игр, таких, как: «Скажи наоборот», «Четвёртый лишний», «Один-много», «Назови признак предмета», т. д. Провожу с детьми беседы на самые разнообразные темы, связанные с жизнью ребёнка в семье, в детском саду, с его отношением с друзьями и взрослыми, его интересами и впечатлениями.
Одной из главных задач в общей системе работы по развитию речи считаю работу над словом. Поэтому важную роль отвожу обогащению, расширению и активизации словарного запаса.
В работе над выразительностью речи использую такие важные средства звуковой выразительности речи, как тон, тембр, паузы, разные типы ударений. Детей учу правильно пользоваться интонацией, при чтении стихов передавать эмоции.
Чтобы правильно пользоваться темпом, громкостью произношения, отчётливо произносить звуки, слова, фразы, предложения (дикция) – пользуюсь такими формами работы по закреплению звукопроизношения:
- проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук;
- повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов;
- повторение лексико-грамматических упражнений, упражнений на развитие внимания, памяти, мышления.
Воспитывая у детей внимание к интонационной стороне речи, взрослый развивает его речевой слух, чувство тембра и ритма, ощущение силы голоса.
Детям часто даю задания, в которых бы они упражнялись в выражении вопросительной, восклицательной, пояснительной интонации. Именно эти умения необходимы будут ребёнку для построения связного высказывания разных типов – повествования, описания, рассуждения.
Огромную роль уделяю упражнениям по артикуляции речи, играм со словами (образование новых слов).
Проводимые с детьми упражнения помогают детям на слух определять звуковой состав слова, место ударения в слове, развивают чувство рифмы и ритма, формируют чёткую дикцию, вырабатывают умение передавать разные интонационные характеристики слова, фразы, предложения.
Развитие образной речи является важной составной частью воспитания культуры речи в широком смысле этого слова. Под культурой речи понимается соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли, чувства, представления в соответствии с назначением и целью высказывания содержательно, грамматически правильно, точно и выразительно.
Речь становится образной, непосредственной и живой в том случае, если у ребёнка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные и выразительные средства.
Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы). Поэтому я широко использую эти средства в работе своей группы. Детей знакомлю с литературными произведениями разных жанров (сказки, рассказы, стихи). Дети очень хорошо воспринимают на слух литературные произведения и с удовольствием участвуют в инсценировках любимых сказок, таких, как «Двенадцать месяцев» С. Я. Маршака; «Золушка» Шарля Перро. А весёлые стихи К. И. Чуковского читают в лицах: «Телефон», «Федорино горе».
Художественная литература и устное народное творчество – это такие виды искусства, которые сопровождают человека с первых минут его жизни.
Очень важно, чтобы мама, (едва у нее родится малыш, разговаривала с ним и рассказывала ему р. н. с., читала стишки, пела колыбельные песни. Уже в этот период ребёнок способен воспринимать чёткую речь матери и у него закладывается в раннем детстве звуковая культура речи. Ребёнок ещё не умеет говорить, но с ним постоянно надо разговаривать, показывать яркие картинки, рассказывать, что там нарисовано. Заблуждение многих мам: ребёнок маленький – он ничего не понимает. А на самом деле у ребёнка очень хорошо развит пассивный словарь.
При стихийном речевом развитии лишь немногие из детей достигают высокого уровня, поэтому необходимо целенаправленное обучение речи и речевому общению.
Развитие речи в дошкольном детстве (овладение родным языком) является процессом, многоаспектным по своей природе. Так, этот процесс органически связан с умственным развитием, поскольку развитое мышление человека – это речевое, языковое – словесно-логическое мышление.
Особенно отчётливо тесная связь речевого интеллектуального развития детей выступает в формировании связной речи, т. е. речи содержательной, логичной, последовательной.
Чтобы связно рассказать о чём-нибудь, нужно ясно представлять объект рассказа (предмет, событие, уметь анализировать. Кроме того, необходимо уметь строить простые и сложные предложения, использовать разнообразные средства для связи отдельных предложений и частей высказывания.
Связное высказывание показывает, насколько ребёнок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем речи.
Дети старшего дошкольного возраста способны не только рассказывать о содержании картины, но и придумывать предысторию, продолжение, описывать внешний вид персонажей и давать им характеристики.
На занятиях по описанию игрушек дети предварительно рассматривают объект (какая игрушка, как называется, что с ней можно делать, как играть). Вначале воспитатель может давать образец рассказа. В дальнейшем он постепенно подводит детей к самостоятельному рассказыванию.
В старшей группе ведё тся работа и над другими видами рассказывания: на темы из личного опыта, творческими, когда ребёнок придумывает сказку или рассказ по образцу воспитателя, плану или теме.
Воспитатель учит детей : понимать и правильно употреблять термины «слово», «звук», «слог», «ударение»; выделять слова из общего речевого потока, вслушиваться в их звучание; самостоятельно устанавливать последовательность звуков в слове, осознавая звуки и слоги как его элементы.
Внимание детей обращаю на такую особенность звуковой стороны слова, как длительность звучания (слова длинные и короткие; много или мало звуков в слове).
Основной задачей работы со старшими дошкольниками по усвоению и правильному произношению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление навыков чёткой, правильной, выразительной речи. Для отработки дикции, силы голоса, темпа речи используются скороговорки, чистоговорки, загадки, стихи.
Для закрепления звуков и уточнения их артикуляции использую игры и упражнения, в процессе которых ребёнок произносит каждый звук в отдельности. Для закрепления звуков в связной речи детям предлагается для повторения соответствующие чисто- и скороговорки. Воспитатель даёт образцы произношения, поправляет детей, допустивших ошибки.
Работа по совершенствованию речевого слуха проводится при заучивании детьми стихов, потешек, считалок.
Воспитатель знакомит дошкольников с интонационными средствами выразительности; учит правильно пользоваться ими: (читать стихотворение весело, грустно или торжественно, в зависимости от его содержания).
В старшей группе продолжается работа, начатая на предыдущих возрастных этапах : детей приучают говорить с разной громкостью, в разном темпе речи, в зависимости от условий речевого общения.
Детям предлагаю произносить чистоговорки не только чётко и внятно, но и с различной громкостью (шепотом, вполголоса, громко) и скоростью (медленно, умеренно, быстро).
В словарной работе большое место занимают занятия по ознакомлению детей с окружающим миром; различные наблюдения.
В работе над совершенствованием детской лексики огромное внимание уделяю упражнениям по расширению запаса слов с противоположным значением (антонимы) и близким значением (синонимы).
Среди словесных приёмов словарной работы особое место занимают лексические упражнения, которые способствуют предупреждению речевых недочётов, активизируют словарь детей, развивают у них внимание к слову, к его значению.
Ставя перед детьми вопросы, взрослый не просто добивается воспроизведения знаний, а учит детей обобщать, выделять главное, сравнивать, рассуждать. Поэтому, в работе я чаще задаю такие вопросы, как: «Можно ли так сказать? Почему?»; «Как сказать лучше?»; «Почему ты думаешь, что так можно сказать?»; «Скажи, как ты это понимаешь?» и т. п.
В нашей группе широко используются в игровой форме упражнения на распространение предложений, согласование подлежащего и сказуемого, постановку логического ударения, на составление предложения по слову, по структурной схеме.
Составление предложений по структурной схеме происходит в игре «Живые слова». Каждый ребёнок изображает слово. Например, Петя – слово «медвежонок», Оля – слово «любит». Какое третье слово? Прочитаем предложение: «Медвежонок любит мёд». Поменяем местами второе и третье слово. Что получилось? «Медвежонок мёд любит». Пусть теперь первое слово станет последним: «Мёд любит медвежонок». Заменим слово «мёд» другим. Коля теперь будет словом «кувыркаться». Прочитаем предложение: «Кувыркаться любит медвежонок». А теперь? «Медвежонок любит кувыркаться». Составьте свои предложения со словом «медвежонок» : «Медвежонок косолапый», «Медвежонок любит малину», «Медвежонок спит в берлоге»…
Игровую форму обучению может придать сюжет, включение задания – рассказать – в сюжетно-ролевую игру: «фотовыставка», «магазин», «киоск открыток», «музей посуды». В игре используются такие приёмы, как вопрос: ( проблемные вопросы: почему, когда, а что если); распространение и обобщение высказывания ребёнка, совместное рассказывание.
В работе с детьми своей группы особое внимание уделяю лексической стороне речи – умению строить не только простые распространённые, но и сложные предложения разных типов. Для этого выполняются упражнения на распространение и дополнение предложений, начатых воспитателем: «Дети пошли в лес, чтобы …; Они оказались там, где…»
В пересказывании литературных произведений (сказок или рассказов) дети учатся связно, последовательно и выразительно передавать готовый текст без помощи взрослого.
Таким образом, занятия со старшими дошкольниками строятся на коммуникативной и игровой мотивации, имеют элементы занимательности, включают пластические упражнения (физкультминутки).
Игры и упражнения, используемые в работе с детьми, ориентируют детей на понимание смысловой, грамматической и звуковой стороны слова; знакомство с различными жанрами художественной литературы, в том числе и с произведениями малых фольклорных форм (пословицами, поговорками, загадками, фразеологизмами) развивают образную речь детей.
Игры, используемые в работе со старшими дошкольниками :
- «Что такое звук, слово, предложение?»;
- «Скажи какой?»;
- «Найди точное слово»;
- «Это правда или нет?»;
- Назови одним словом»;
- «Один – много»;
- «Найди звук»;
- «Кто у кого?»;
- «Картина – корзина»;
- «Едем, летим, плывём»;
- «Коза – стрекоза»;
- «Игла – пила»;
- «Про ежей, про ёлки» (многозначные слова);
- «Высокий – низкий»;
- «Лето – зима»;
- «Чей? Чьё? Чья?»;
- «Идёт – стоит»;
- «Шишка» (многозначные слова);
- «Как сказать правильно?»;
- «Дом – домище»;
- «Доскажи словечко»;
- «Закончи предложение»;
- «Скажи точнее»;
- «Как сказать по-другому»;
- «Какие слова вы услышали?»;
- «Кто внимательнее?»;
- «Я начну, а вы продолжите»;
- «Объясни, покажи»;
- «Почему так говорят?»;
- «Кто больше вспомнит пословиц?»;
- «О чём говорится в пословице?»…
Список использованной литературы:
1. Максаков А. И., Тумакова Г. А. «Учите играя, 2 изд. –М. : Просвещение- 1983.
2. Развитие речи детей дошкольного возраста. (Под ред. Ф. А. Сохина – 3-е изд. –М. : Просвещение, 1984.
3. Развитие речи дошкольника. Сб. науч. Трудов. (Под ред. О. С. Ушаковой. – М. : Изд-во АПН СССР, 1990.
4. Струнина Е. М., Ушакова О. С. «Влияние словарной работы на связанность речи». (Дошкольное воспитание. – 1981 №2).
5. Занятия по развитию речи в детском саду. (Под ред. О. С. Ушаковой. –М. : Просвещение, 1993.
6. В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. «Развитие связной речи». Фронтальные логопедические занятия по лексико-сематической теме: «Лето»; «Осень»; «Зима»; «Весна» в подготовительной группе для детей ОНР. –М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2002.
7. Агапова И. А., Давыдова М. А. «Развивающие игры со словами для детей». –М. : Группа Компаний «РИПОЛ Классик», ООО Издательство «Дом ХХ1 век», 2008. -228 с. - (Серия «Учимся играючи», «Азбука развития»).
8. С. И. Карпова, В. В. Мамаева. «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет». –СПб. : Речь, -М. : Сфера, 2010.
9. Арушанова А. Г. «Речь и речевое общение детей : Формирование грамматического строя речи». Методическое пособие для воспитателей. -2-е изд., испр. и доп. –М. : Мозаика-Синтез, 2005.
10. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий. (Под ред. О. С. Ушаковой).