Светлана Анатольевна Жабина
Консультация для педагогов «Обогащение игровой деятельности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня мы собрались, чтобы выяснить какие факторы способствуют правильному воспитанию наших детей. В обыденной жизни со словом «игра» люди связывают что-то несерьезное, развлекательное. Однако о значении игры для своевременного и полноценного развития дошкольника свидетельствует тот факт, что Организация Объеденных Наций провозгласила игру неотъемлемым правом ребенка. А ученые всего мира заняты специальным изучением детских игр, и классификацией, обучением родителей, педагогов, психологов и даже врачей игровому взаимодействию с детьми. Вы спросите, что делают наши малыши в детском саду? Разумеется, едят, спят, гуляют и играют. Игра – ведущая деятельность дошкольника. Эти утверждения давно уже приняты за аксиому, никто с ними и не спорит. В игре ребенок осваивает действительность, получает определенные значения и навыки. Доступность и выразительность игр активизирует мыслительную способность детей, способствует расширению представлений об окружающем мире, развитию психических процессов. В подборе игр для детей дошкольников принимают участие не только воспитатели, но и специалисты: музыкальный руководитель отслеживает музыкальный репертуар; педагог по физическому воспитанию продумывает комплекс разучиваемых движений; логопед формирует сенсомоторную сторону речи, корректирует звуко-слоговую систему языка, развивает навык связного высказывания. В игре все условно, «понарошку». Благодаря этому можно преодолеть неприязнь, страх, получив взамен внутренний эмоциональный комфорт. А научившись управлять собой через воображаемую ситуацию – приобрести способность к реализации собственных намерений в реальной жизни. Так же игра имеет самое непосредственное отношение в подготовки ребенка к школе. Это связано и с тем, что в игре малыш сам определяет замысел и воплощает его в сюжете. А это влияет на умственное и эмоционально – волевое развитие ребенка. Формирует инициативность и самостоятельность. Но у игры есть еще одно преимущество среди окружающих его взрослых, ребенок больше любит тех, кто с ним играет. При этом хотелось бы подчеркнуть, что не дорогие подарки, ни сладости, ни интересные занятия не могут так повлиять на симпатии ребенка как совместная игра с ним. В детском саду с детьми играет воспитатель. Для него разработаны программы и методические рекомендации по организации игровой деятельности на всех возрастных этапах. Так же созданы специальные условия, особая предметно – игровая среда. Но все же первый игровой опыт малыш приобретает в семье. Даже если там нет старших и младших братьев и сестер, родители вынуждены так или иначе играть с ребенком в раннем детстве, хотя бы для того, чтобы занять его. Да, вы знаете и любите своего малыша и можете создать в семье интимно – индивидуальные условия для игровой деятельности с учетом интересов и желаний своего ребенка. Но в отличие от своих бабушек и дедушек, которые в детстве с упоением играли с простейшими материалами (камешками, песком, дощечками, лоскутками) многие современные дети не в состоянии организовать свою игру. Причин много и мы воспитатели не ставим своей целью анализировать их. Но считаем, что полноценное развитие игровой деятельности становится возможным лишь при условии двусторонних усилий в этом направлении – семьи и детского сада. Ведь не зря существует такое мнение: «Игра – вещь полезная. Игра со взрослыми – вещь очень полезная. Игра с родителями – вещь особо полезная».
Темочки:
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Поиск путей обогащения игровой деятельности — одно из условий формирования личности ребенка.
Игра – не только форма организации жизни ребенка, но и активный способ присвоения ребенком социального опыта.
Обучение дошкольников наиболее успешно осуществляется в игре, поэтому игра является основной формой и содержанием занятия.
На прогулке проводим различные игры с песком, снегом, водой, с предметами и игрушками. Это позволяет обогащать представления детей о разнообразных качествах и свойствах предметов окружающего мира, об их назначении, побуждают познавательную активность и интерес к экспериментированию.
Веселые хороводные и имитационные игры в утренние часы поднимают настроение, сближают детей и воспитателей, помогают легче пережить минуты расставания с родителями.
Сюжетные игры с воспитателем и самостоятельные игры помогают понять логику жизненных ситуаций.
В старшем дошкольном возрасте дети участвуют во всем многообразии игр: сюжетно – ролевых, строительно – конструктивных, режиссерских, театральных, играх – драматизациях, народных, хороводных, развивающих, в играх с готовым содержанием и правилами, в подвижных играх и спортивных развлечениях, в играх – экспериментированиях. В этом возрасте основная цель – обогащать игровой опыт каждого ребенка, повышая тем самым влияние игры на его развитие.
Сюжетно – ролевые игры носят отражательный характер, в них ребенок творчески воссоздает заинтересовавшие его стороны действительности. Дать пищу для развития сюжетно – ролевых игр – значит обогатить впечатления детей о социальном мире, вызвать интерес, желание сделаться участником тех или иных событий. Такие впечатления дети получают в процессе экскурсий, наблюдений, рассматривания картин, просмотра кинофильмов, из книг и рассказов воспитателя.
Старшие дошкольники самостоятельно создают игровую обстановку, договариваются о сюжете, распределяют роли. Воспитатель участвует в игре на правах равного партнера через игровой опыт. Его влияние на игру осуществляется через ролевое поведение, игровое предложение, совет.
Главное – сохранить самостоятельность игры и побудить игровое творчество детей, желание вносить новое, совместно придумывать сюжеты. Ролевые диалоги, элементы игровой обстановки.
Большое место отводим разнообразным играм с готовым содержанием и правилами – настольным, подвижным, хороводным, дидактическим. Многие из них развивают мышление, память, воображение, внимание, способность к самоконтролю, сравнению, классификации.
Игры с готовым содержанием и правилами содержать в себе черты будущей учебной деятельности. В них ребенок должен понять стоящую перед ним задачу, осознать правила, следить, чтоб игроки соблюдали правила игры, контролировать себя, стремиться к выигрышу. Замечено, что старшие дошкольники, умеющие играть в различные игры с правилами, успешно осваивают учебную программу в школе.
Из года в год повышается роль общественного дошкольного воспитания.
Сегодня оно выполняет ряд социальных функций, имеющих государственное значение.
Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном уровне является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наилучшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Н. К. Крупская писала: «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего. Через игру ребёнок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает социальный опыт».
Игра, с одной стороны, создаёт зону ближайшего развития ребёнка и потому является ведущей деятельностью. Это связано с тем, что в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности и формируется умение действовать коллективно, творчески, произвольно управлять своим поведением. Например, в игровой деятельности зарождаются элементы учебной деятельности. С другой стороны, её содержание питают продуктивные виды деятельности, и постоянно расширяется жизненный опыт ребёнка.
Прогрессивное, развивающее значение игры состоит не только в реализации возможностей гармоничного развития детей, но и в том, что она способствует расширению сферы их интересов, возникновению желания и потребности узнавать окружающий мир, становлению учебного мотива, что является важным фактором психологической готовности ребёнка к школе.
Обновлённая классификация игр, не отрицая рациональности прежних подходов, выдвигает в качестве основы классификации категорию «инициативы», исходящей от субъектов игры. Исследования С. Л. Новосёловой, А. Поддьякова выделяют три класса игр, которые широко используются в современном дошкольном образовании.
Первый класс – игры, возникающие по инициативе самих детей, как своеобразная практическая форма размышлений ребёнка об окружающей его природной и социальной действительности. К ним относятся самодеятельные игры, игры-экспериментирования с природными объектами и явлениями, животными, людьми, игрушками и другими предметами и самодеятельные сюжетные игры (сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и театрализованные).
Второй класс – игры, возникающие по инициативе взрослого: обучающие и досуговые игры. Они приходят к детям от взрослых, но дети, освоив их, могут играть в них самостоятельно, что способствует обогащению самодеятельных игр.
К обучающим играм относятся дидактические, предметные, сюжетно-дидактические, подвижные, музыкальные. Досуговые игры – интеллектуальные, забавы, развлечения, театральные, празднично-карнавальные, компьютерные.
Третий класс – так называемые традиционные или народные игры, возникшие в глубинах этноса. Особый интерес представляют архаичные народные игры: они позволяют оценить процесс становления игр, приобщиться к универсальному человеческому опыту и соответствующим ему механизмам деятельности. К ним относятся обрядовые, тренинговые, досуговые игры.
Обрядовые игры – культовые, семейные, сезонные.
Тренинговые игры – интеллектуальные, сенсомоторные, адаптивные.
Чтобы игра была средством развития, воспитания и обучения, ставим перед собой следующие задачи:
1. Создавать благоприятные условия для всех видов игр, содействовать их развитию и обогащению.
2. Использовать игры как средство организации детской жизни.
3. Широко применять игровую деятельность для гармоничного развития детей.
4. Создавать широкие возможности для использования самоценности игровой деятельности воспитателем.
5. Стремиться к гармонизации и эстетичности игрового познавательного пространства, реализации творческого взаимодействия и соавторства.
6. Использовать богатые возможности игры в диагностических и коррекционных целях.
Поскольку игра – важное средство развития и воспитания, средство живое, яркое, радостное, то первостепенным является выбор принципов организации игровой деятельности.
1. Принцип развития психики в игре предусматривает грамотное руководство деятельностью ребёнка с целью развития его психики.
2. Принцип оздоровительной направленности игры заключается в том, что игра – это, прежде всего здоровье, в широкой пропаганде здорового образа жизни. Это обогащение детей знаниями о здоровой пище, закаливании, витаминах, о спорте.
3. Принцип тесной взаимосвязи национального и общечеловеческого предполагает использование народных игр, обращение к народной педагогике, национальным традициям.
4. Принцип выявления и учёта интересов детей. Стоит только присмотреться, прислушаться – и устремления детей, как на ладони. Одни предпочитают подвижные игры, другие – творческие и т. д.
5. Принцип создания условий и возможности накопления реального опыта. Через экскурсии, просмотры телепередач, беседы и т. д. распахивается дверь в огромный мир познания и накопления социального опыта, который через призму собственных ощущений реализуется в игровых ситуациях.
6. Принцип новизны, соответствия динамике социальных преобразований. Дети сегодняшнего социума живут в соответствии с новыми правилами общественных отношений, которые находят отражение в контексте игр и помогают адаптироваться к миру предметов и явлений в постоянно меняющихся ситуациях.
7. Принцип связи содержания игр с содержанием воспитания и обучения подразумевает, что через игру у детей можно сформировать учебные умения и навыки, устойчивый интерес к разнообразным видам деятельности. Содержание игр – это тот аккумулятор, который накапливает разнообразные действия: счёт, письмо, чтение и др. (считают «деньги», получают «зарплату», читают в библиотеке книгу и т. д). Дети, сами того не замечая, упражняются в характере обслуживания, взаимоотношений, усваивают правила поведения.
8. Принцип ориентировки на зону ближайшего развития (возможности последовательного усложнения игр). Любую игру, даже самую обычную, при творческом подходе можно развивать и усложнять до предела детских возможностей, связывая её с другими играми, вводя новые роли и операции, усложняя проблемные ситуации.
9. Принцип подбора игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
10. Принцип рационального использования игрового пространства, разумного размещения игрового материала предусматривает акт совместной деятельности воспитателя и детей, в которой рождаются и шлифуются новые идеи, вырабатывается стратегия действий.
Успешное формирование игры зависит от того, какие условия созданы для этого:
• организация богатой предметно-игровой среды в группе (достаточное количество игр, игрового материала, пособий и т. д. по количеству детей);
• достаточно времени для организации игровой деятельности в воспитательно-образовательном процессе;
• достаточно места для организации различных видов игр;
• игры, игрушки, пособия находятся в доступном для детей месте (на уровне роста детей);
• организация предметно-игровой среды с учётом половых, индиви-дуальных и возрастных особенностей детей;
• условия для индивидуальных, групповых и коллективных игр;
• обеспечение условий изолированности между элементами зоны;
• моделирование игрового пространства;
• обогащение жизненного опыта детей информацией и впечатлениями, которые могут быть реализованы в игре;
• свободный выбор детьми любого вида игр.
Роль педагога в организации игровой деятельности.
Развитие самостоятельной игровой деятельности детей зависит от умелого, гибкого руководства педагога. Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной игры детей.
Как направить каждого ребёнка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы?
Как чередовать игры и распределять детей в групповой комнате, на участке, чтобы им было удобно играть, не мешая друг другу?
Как устранять возникающие между ними недоразумения и конфликты?
По данным Д. Б. Эльконина и А. П. Усовой, дети могут усвоить основные способы игры и начинают играть самостоятельно, без прямого воздействия взрослых, к 4–5 годам. Тогда игра становится формой детской самостоятельной жизни. Своеобразие детской игры требует от взрослого, конечно же, большой деликатности в педагогическом руководстве этой деятельностью. Между тем типичные для прежних лет ошибки зачастую имеют место и сейчас. Игру либо пускают на самотёк, либо недопустимо жёстко регламентируют. Важно, чтобы взрослый был рядом, вместе с играющими детьми, не давил на них «сверху». Он должен стать доброжелательным соучастником игры независимо от того, берёт ли он на себя какую-либо роль. Только тогда наиболее успешно осуществляется педагогическая функция взрослого. Наблюдения убеждают, сколь высоко ценят малыши-дошкольники такого рода «невмешательство», с какой радостью играют, как хорошо принимают советы взрослого, его прямое или косвенное участие в играх.
Учёными давно открыто, что в игре дети постигают социальные отношения, учатся понимать другого человека, его чувства, мотивы его поступков, проигрывают неприятные ситуации, выражают собственные реакции на всё то, что особенно затронуло ребёнка, поразило его, заставило размышлять. И когда взрослые вступают в игровое общение с ребёнком, им нужно помнить о том, что на них ложится особая ответственность за построение отношений между всеми партнёрами в игре. И это не удивительно: ведь воспитатель в саду – это Главный Взрослый для ребёнка. И в игре он выступает в роли транслятора (передатчика) не только игровых сюжетов, различных ролей и правил, но и средств эффективного общения. Компетентный в общении педагог, прежде всего, устанавливает определенную атмосферу общения, которая помогает детям чувствовать себя свободно и комфортно. Выражение «У нас хороший контакт» означает «Мы понимаем друг друга, нам интересно друг с другом, мы доверяем друг другу». Помните: интерес возникает только там, где есть свобода! Как добиться того, чтобы дети чувствовали себя комфортно и свободно? Как и в других видах деятельности, при организации совместной игры не имеет смысла давить на ребёнка или занимать доминирующую позицию. В процессе общения одной из наиболее ранимых потребностей является потребность в равенстве! Роль педагога заключается в том, чтобы участвовать в игре на равноправных позициях, в качестве игрового партнёра. Подчеркнё м: не учителя, не воспитателя, а игрового партнёра. Стоит заметить, что обеспечение равноправности позиций в общении с ребёнком или группой детей начинается уже с пространственных условий. Первое условие – пространство, разделяющее воспитателя и детей, должно быть оптимальным для установления контакта. Не стоит разговаривать с играющими детьми, находясь далеко от них и повышая при этом голос. Нужно подойти к играющим детям и ни в коем случае не подзывать их к себе.
Второе условие – выбор позиции «глаза на одном уровне». Только эта позиция исключает пространственное доминирование педагога и смягчает разницу в физическом росте ребёнка. Самое естественное в этом случае – присесть на корточки перед ребёнком и установить контакт глазами, посмотрев ребёнку в глаза.
При организации групповых разговоров с детьми необходимо садиться таким образом, чтобы все участники разговора могли видеть друг друга. Оптимальной для этого является форма круга. Многие воспитатели знают, что достаточно сесть с детьми в круг – и сразу же создаётся атмосфера доверия, открытости, равноправия.
В процессе игрового общения мы получаем от ребёнка «обратную связь» и сами даём её. От того, насколько эти средства эффективны, зависит дальнейшее развитие игрового сюжета. Хотелось бы обратить внимание на тот факт, что впечатления, полученные от другого человека, менее чем на 10% определяются содержанием сказанного (вербальной коммуникацией). 90% информации о партнёре мы получаем без использования слов, мгновенно на уровне подсознания, даже не отдавая себе отчёта в этом. Так же бессознательно на уровне невербальных средств общения мы даём обратную связь.
Чтобы ребёнок захотел играть, он, прежде всего, должен почувствовать и увидеть, что вы искренне хотите играть с ним. Ваша поза, жесты, телодвижения, тон и интонация вашего голоса, выражение вашего лица, энергия, которая от вас исходит, выражают ваш интерес к ребёнку и его игре. Самое важное в игре – это ваше отношение к ней.
Вступая в диалог с ребёнком, постарайтесь в беседе с ним держать паузу. Педагог, находящийся в режиме монолога, пренебрегает обратной связью. После каждой вашей реплики лучше всего помолчать. Помните: это время принадлежит ребёнку, не «забивайте» его своими соображениями и замечаниями. Пауза помогает ребёнку разобраться в своих чувствах и мыслях. Узнать о том, что ребёнок ещё не готов услышать вашу реплику, можно по его внешнему виду. Если его глаза смотрят не на вас, а в сторону, «внутрь» или вдаль, то продолжайте молчать: в нём сейчас происходит очень важная и нужная внутренняя работа. Уважайте мнения и чувства ребёнка. У каждого человека есть потребность высказаться, быть выслушанным и понятым. Психологический мотив перебивания – это самовозвышение («Моя мысль важнее и умнее», «Я здесь главный»). Становясь на такую позицию, мы теряем равноправие партнёров, разрушаем контакт с ребёнком. Взаимодействие педагога с детьми в игре предполагает не только выполнение ролевых действий, но и оценку, и коррекцию поведения ребёнка, а также направление игры в конструктивное русло. Какими же приёмами можно воспользоваться педагогу, чтобы не нарушить игровой контакт с детьми? Избегайте отрицательных оценок, суждений типа «ты прав», «ты не прав», «плохо», «хорошо». Избегайте запретов, окриков, замечаний. Парадоксально, но факт: отрицательные оценки мы даём чаще, чем положительные. На это есть объективные причины: к этому нас подталкивает всё тот же мотив самовозвышения. Как реагируют на отрицательную оценку дети? Естественной защитой: маленькие дети закрывают уши ладонями («не хочу слышать», отворачиваются, злятся, обижаются, огрызаются. Исправить недостатки путём отрицательных отметок нельзя, так как ребёнок не принимает их, а защищается. Отрицательные отметки, замечания приводят к конфликтам, разрушают контакт, от них нужно отказываться. В общении с детьми используйте позитивные сообщения. В случаях, связанных с ошибками, неудачами или попытками сделать что-то по-своему позитивное сообщение педагога должно содержать в себе поощрение действовать дальше. Если в игре ребёнок не смог правильно выполнить какое-то игровое действие, не говорите ему «Эх ты, не смог сделать такую простую вещь», не стоит отделываться и фразой «Ладно, ничего страшного». Скажите: «Спасибо, ты очень старался», «Так уже гораздо лучше», «Пробуй ещё», «У всех бывают неудачи». Такие высказывания побуждают к дальнейшим действиям.
В игровых ситуациях, когда действия ребёнка подвергают опасности его самого или других детей, требуется пресекать такие действия! Как же мы на них реагируем? Назиданиями, упрёками, наставлениями, посадим за стол, поставим в угол. Проблема в том, что ребё нком не отрабатывается механизм другого поведения: умный ребёнок понимает, что поступил не так, но как нужно поступать – для него вопрос. Вот и получается, что ребё нок поступает методом тыка: 2–3 раза не так поступил, был наказан, а в четвёртый раз решил реагировать на это исподтишка, чтобы воспитатель не заметил. Здесь уместно вспомнить слова Конфуция: «Что я слышу, я забываю. Что я вижу, я запоминаю. Что я делаю, со мной остаётся на всю жизнь». Поэтому в воспитательных целях любые проступки детей нужно обыгрывать через сюжетно-ролевую игру.
В позитивном ключе это можно сделать следующим образом.
Позитивное сообщение, призванное изменить негативное поведение ребёнка, сохраняя благоприятные отношения (контакт) с ним, включает в себя следующие компоненты.
1. Выслушайте ребёнка, пусть он расскажет, что обозначает то или иное действие: «Расскажи, в какую игру вы играете?»
2. Опишите произведё нное действие: «Когда ты бросаешь кубики…».
3. Опишите возможный или неизбежный результат этого действия: «…то может случиться, что кубик попадёт Диме в голову».
4. Предложите альтернативный вариант поведения: «Можно, лучше, мне хотелось бы, я была бы рада, если вместо кубиков вы возьмёте поролоновые мячи».
Можно, чтобы вариант позитивного поведения предложил сам ребёнок из своего жизненного опыта, тогда у каждого будет несколько вариантов поведения. Каждый предложенный вариант проигрывается. В заключение хотелось бы привести притчу. Ветер и солнце поспорили: кто сильнее? Кто может снять плащ с гуляющего человека? Ветер, как ни старался, только сильнее прижимал плащ к телу. Солнце пригрело – и человек сам снял плащ. Эта притча подтверждает, что наиболее эффективный способ побудить человека сделать что-либо заключается в создании таких условий, в которых бы человек сам захотел сделать это. Солнце – символ эмоционального тепла и поддержки. Воспитатель-солнце эмоционально принимает ребёнка, настраивается на него, оказывает поддержку, верит в ребёнка. Воспитатель-ветер диктует, навязывает, заставляет, управляет, подчиняет и в результате не добивается ничего. Будут или не будут играть дети, во что и как они будут играть – зависит от педагогов.
Роль воспитателя в игре сложна и многообразна. Воспитатель влияет на содержание игры, помогает детям осуществить задуманное, регулирует взаимоотношения детей. Педагог не должен быть равнодушным к игровой деятельности детей.