Жидкова Елена
Консультация «Непоседа — норма или патология»
▼ Скачать + Заказать документы
Мой ребенок непоседа! (что такое гиперактивность)
Педагоги дошкольных учреждений, учителя младших классов,а так же и родители довольно часто в последнее время встречаются с нарушениями в поведении у детей. Такие дети требуют повышенного внимания со стороны взрослых и особого подхода в воспитании. Нарушения в поведении могут быть вызваны различными причинами и одной из них является диагноз «гиперактивность».В переводе с лат. «активный» означает деятельный, действенный. «Гипер» с греч., над, сверху – указывает на превышение нормы. Таким образом, гиперактивный ребенок отличается несвойственными для нормального, соответствующего возрасту, развитием внимания, проявлением импульсивности. Не смотря на то, что проблемой гиперактивных детей занимаются многие специалисты (педагоги, дефектологи, логопеды, психологи, неврологи) актуальность данной темы определяется тем, что в настоящее время бытует мнение среди педагогов и родителей, что гиперакивность – это всего лишь поведенческая проблема, а иногда просто «распущенность» ребенка или результат неумелого воспитания. Причем чуть ли не каждого ребенка, проявляющего излишнюю подвижность и неусидчивость, взрослые причисляют к разряду гиперактивных детей. Такая поспешность в выводах далеко не всегда оправдана, т. к. синдром гиперактивности – это медицинский диагноз, право на постановку которого имеет только специалист. При этом диагноз ставится, только после проведения специальной диагностики, а никак не на основе фиксации излишней активности ребенка.
Публикация «Консультация „Непоседа — норма или патология“» размещена в разделах
Понятие гиперактивности в практической психологии.
Большинство исследователей выделяют три основных типа проявления гиперактивности:
-смешанный тип: гиперактивность в сочетании нарушения внимания;
- невнимательный тип: превалируют нарушения внимания;
- гиперактивный тип: доминирует гиперактивность.
Дети с синдром дефицита внимания и гиперактивности (далее СДВГ) имеют нормальный или высокий интеллект, однако, как правило, плохо учатся в школе. Помимо трудностей в обучении, СДВГ проявляется двигательной гиперактивностью, дефектами концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях со сверстниками, окружающими. СДВГ – дисфункция центральной нервной системы (ЦНС, проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти. Термин «синдром дефицита внимания» был выделен в начале 80-х годов из более широкого понятия «минимальной мозговой дисфункции». ММД-это множество микроповреждений мозговых структур при этом грубые очаговые повреждения мозга отсутствуют. В зависимости от поражения возникают более или менее выраженные проявления двигательной расторможенности. Причиной нарушения поведения выступаюет дисбаланс процессов возбуждения и торможения в ЦНС. СДВГ может быть как первичным, так и возникать в результате других заболеваний, то есть иметь вторичный или симптоматический характер (психические заболевания, последствия пренатальных (заболеваний во время беременности)и инфекционных заболеваний и поражений центральной нервной системы.
Большинство исследователей предполагают генетическую природу синдрома. В семьях детей с СДВГ нередко имеются близкие родственники, имевшие в школьном возрасте аналогичные нарушения. Наряду с генетическими, выделяют семейные, пренатальные факторы риска развития СДВГ. К семейным относятся низкое социальное положение семьи, наличие криминального окружения, тяжелые разногласия между родителями. Особенно значимыми считаются психиатрические нарушения, алкоголизация и отклонения в сексуальном поведении матерей.
Так же причиной гиперактивности детей может быть из-за дефецита в организме питательных элементов. У многих гиперактивных детей в организме не хватает таких микроэлементов, как цинка, магния, витамина В12, йода. Всевозможные добавки, пищевые красители, консерванты, шоколад, сахар, нитраты при употреблении в большом количестве могут быть причиной СДВГ. На развитие СДВГ может влиять экологическая обстановка. В организме гиперактивных детей содержится большое количество свинца и очень часто алюминия.
Первые проявления СДВГ иногда можно наблюдать уже на первом году жизни. Дети с этим расстройством чрезмерно чувствительны к различным раздражителям, отличаются громким плачем, нарушением сна, могут немного отставать в двигательном развитии, а так же, в речевом. В 14-16 месяцев все, что попадает в руки детей, разбирается на части, бросается, раскидывается. Созидательная, конструктивная игра у таких детей практически отсутствует. Ребенок чрезмерно активен, подвергает себя опасности. При поступлении в дошкольное учреждение такому ребенку очень трудно усидеть на месте во время занятий и выполнять определенные предъявляемые требования. Ухудшение течения заболевания происходит с началом систематического обучения (в возрасте 5-6 лет).В это время возможна постановка диагноза СДВГ медиками.
Что бы обнаружить гиперактивного ребенка в группе детского сада, необходимо долговременно за ним наблюдать, проводить беседы с родителями. Если у ребенка проявляются признаки гиперактивности, то воспитатель может предположить, что ребенок гиперактивен.
Особенности гиперактивного поведения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
В старшем дошкольном возрасте у детей формируется произвольность внимания, увеличивается время, отведенное на занятия, что требует от детей усидчивости, саморегуляции. Эмоциональное развитие детей с СДВГ как правило задерживается, что проявляется неуравновешенностью, вспыльчивостью, заниженной самооценкой. Данные признаки зачастую сочетаются с тиками, головными болями, страхами. Несмотря на то, что дети с СДВГ обладают хорошим интеллектом, тем не менее, им сложно справляться на занятиях с предлагаемыми заданиями, так как они испытывают трудности в организации и окончании работы. Такие дети очень быстро отвлекаются и даже могут отказываться от выполнения задания. Их работы выглядят неопрятно, они четко не выполняют инструкции воспитателя. Ответы на поставленные вопросы они просто угадывают не задумываясь о причинно-следственных связях. Дети с СДВГ не в состоянии ответственно относиться к выполнению обыденных поручений, оказывать элементарную помощь в организационных моментах. Замечания и наказания не приводят к желаемым последствиям. В силу своей нетерпеливости и легкой возбудимости дети с гиперактивностью вступают довольно часто в конфликты с ровесниками и взрослыми. Следует отметить, что дети с СДВГ не признают авторитетов, не способны предугадать результаты своего поведения. Если у ребенка могут складываться отношения с одним- двумя партнерами, то в большой группе детей, например, во время коллективной игры, выполнять правила ему не под силу. Он часто является источником конфликтных отношений.
Как помочь гиперактивному ребенку.
Наибольший эффект в работе с детьми, имеющими СДВГ достигается при сочетании различных методик психологической работы как с самим ребенком, так и с его родителями и медикаментозной терапии. Психологи центра предлагают для работы с гиперактивными детьми следующие услуги:-Индивидуальную работу с ребенком методом песочной терапии,-консультации для родителей по вопросам воспитания гиперактивных детей. - Групповые занятия для детей.