Инна Козлова
Консультация для музыкальных работников ДОУ
Консультация для музыкальных работников ДОУ
Педагог-универсал. Не солидно? Кто сказал?
Двадцать стульчиков у стенки - это Ваш Колонный зал.
Тут и "барыня" и Бах, ликование и страх,
И движение, и слово и улыбка на губах!
Мир меняется вокруг музыкальных Ваших рук
Такт, другой, и на паркете расцветает летний луг.
За окошком холод лют, в детском садике уют,
Двадцать "птиц" танцуют польку, машут "крыльями", поют!
Двадцать преданных «пичуг»-это самый ближний круг
Публикация «Консультация для музыкальных работников ДОУ» размещена в разделах
Добрых, нежных, как у мамы, терпеливых Ваших рук.
Смастерить костюм лисы, показать полёт осы,
Успокоить недовольных, вытирая им носы,
-Бездна нужных добрых дел! Это Ваших рук удел!
Дай им Бог Любви и Силы, чтобы мир не оскудел!
(автор неизвестен)
Всё когда- то бывает в первый раз и человек,впервые придя на рабочее место, может не знать многих нюансов своей должности,поэтому сегодня данная публикация будет посвящена именно таким людям.
Сегодня мы поговорим о том,кто такой музыкальный руководитель ДОУ и что он должен делать в детском саду.
Музыка – это самая приятная, прекрасная и доступная форма общения взрослого и ребёнка.
Мы вместе с детьми мечтаем, фантазируем, уносимся в мир сказок, в мир музыки. Мы вводим маленького человека в этот мир, воспитываем у него на основе музыки добрые и высокие чувства.
Музыка - становится для детей доступным средством выражения настроений, мыслей, чувств. Велика сила эмоционального и нравственного воздействия музыки, и важно переживать её в движении.
Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя, с помощью которого осуществляется и общее развитие.
Итак,музыкальные руководители несут музыкальную культуру подрастающему поколению, создают колыбель искусств, в которой творят сами и учат ребенка творить свободно и красиво. По характеру труда профессия музыкального руководителя относится к классу эвристических (творческих, она связана с планированием, анализом, организацией, управлением, принятием нестандартных решений.
Обязанности музыкального руководителя ДОУ :
1. Осуществляет развитие музыкальных способностей воспитанников с учетом их психолого-физиологических особенностей, специфики предмета и требований ФГОС начального и основного общего образования к преподаванию музыки.
2. Формирует их эстетический вкус, используя разные виды и формы организации музыкальной деятельности.
3. Координирует работу педагогического персонала и родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам музыкального воспитания детей, определяет направления их участия в развитии музыкальных способностей с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, а также их творческих способностей.
4. Определяет содержание образовательной деятельности музыкального характера с учетом возраста, подготовленности, индивидуальных и психофизических особенностей воспитанников, используя современные формы и методы развития, образовательные, музыкальные технологии, достижения мировой и отечественной музыкальной культуры, современные методы оценивания достижений воспитанников.
5. Музыкальный руководитель участвует:
• в разработке образовательной программы дошкольного образовательного учреждения;
• в организации и проведении массовых мероприятий с воспитанниками в рамках образовательной программы детского сада (музыкальные вечера, развлечения, пение, хороводы, танцы, показ кукольного и теневого театра и другие мероприятия);
• в организации и проведении спортивных мероприятий с воспитанниками, обеспечивая их музыкальное сопровождение;
• в проведении утренней гимнастики с воспитанниками;
• в организации и проведении интегрированных, итоговых и других видов занятий совместно с педагогами, воспитателями и специалистами дошкольного образовательного учреждения;
• в организации игровой деятельности во второй половине дня, проведение музыкально-дидактических игр с пением, театрализованных игр, музыкально-ритмических игр;
• в оснащении развивающей предметно-пространственной среды для реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в музыкальном и театральном зале, в групповых помещениях детского сада и способствующей развитию инициативы и самовыражения воспитанников;
• в проведении родительских собраний и других форм взаимодействия с семьей;
• в педсоветах и других формах методической работы в ДОУ, методических объединениях, семинарах и других мероприятиях;
• в процедуре мониторинга в начале учебного года — для определения зоны образовательных потребностей каждого воспитанника и в конце учебного года — в выявлении уровня достижений каждым воспитанником промежуточных и итоговых показателей освоения образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», динамики формирования интегративного качества «Овладевший необходимыми умениями и навыками музыкальной деятельности».
6. Изучает индивидуальные особенности, способности, интересы и склонности воспитанников с целью создания условий для обеспечения их развития в соответствии с возрастной нормой, роста их познавательной мотивации и становления учебной самостоятельности, формирования компетентностей, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы, обеспечивая уровень подготовки воспитанников;
7. Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса.
8. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
9. Обеспечивает выполнение программы музыкального воспитания детей с учетом индивидуальных особенностей воспитанников.
10. Отвечает за оснащение музыкального зала разнообразными пособиями и разработками непосредственно образовательной деятельности по музыкальному воспитанию, развлечений, инсценировок.
11. Проводит работу среди воспитателей ДОУ по вопросам музыкального развития :
• обучает исполнительским навыкам и умениям (играть на детских музыкальных инструментах, петь, красиво двигаться);
• консультирует по вопросам методики музыкального воспитания;
• помогает при планировании мероприятий музыкально-эстетического цикла и создании условий для самостоятельной музыкальной деятельности;
• с целью расширения музыкального кругозора проводит семинары-практикумы, консультации, лекции-концерты, выставки для детей, родителей и педагогов;
• помогает в подборе музыкального репертуара для сопровождения режимных процессов.
12. Не менее двух раз в год изучает уровень музыкального развития каждого воспитанника (используя диагностическую методику, определенную образовательной программой ДОУ, на основе результатов которой составляет перспективные планы непосредственно образовательной деятельности и индивидуальной работы.
13. Ведет индивидуальную работу с детьми по развитию певческих навыков, движений, обучению игре на детских музыкальных инструментах.
14. Осуществляет дифференцированный подход к музыкальному воспитанию на основе совместного перспективного планирования с учителем-логопедом, педагогом-психологом и воспитателями, с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей, имеющих отклонения в развитии и в соответствии с программно-методическими указаниями.
15. Осуществляет взаимосвязь со всеми специалистами ДОУ.
16. Представляет опыт своей работы на окружных, городских, краевых мероприятиях и в рамках своего учреждения.
17. Постоянно совершенствует свое профессиональное мастерство, методические приемы работы с детьми через самообразование и посещение городских методических мероприятий.
Музыкальный руководитель – это не должность, это призвание! Невозможно научить любить и понимать то, чего не любишь и не понимаешь сам. Всё это требует огромной подготовки, каждодневного эмоционального настроя и постоянного повышения самообразования.
P.S : Из своего опыта ещё добавлю,что в современном мире техники музыкальный руководитель конечно же должен владеть всеми средствами ТСО - это и компьютер,и синтезатор,и проектор,и цифровое пианино,и различные программы для нарезки музыки и её транспортирования. Кстати,говоря о последнем,т. е о транспорте детских песенок. Очень часто бывают песни в неудобных для детского голоса тональностях и тогда музыкальный руководитель в целях охраны и здоровья детского голоса должен уметь сыграть детям песни в удобных для них тональностях. Если нет навыка транспорта - опять же можно воспользоваться специальной программой транспонирования нот на компьютере.
Ну и конечно из-за сокращения в ДОУ многих должностей музыкальный руководитель в экстренных ситуациях должен постирать костюмы и даже их сшить,должен уметь рисовать и делать атрибуты к праздникам и многое многое другое. ЧЕЛОВЕК-ОРКЕСТР!ЧЕЛОВЕК-ПРАЗДНИК!
Как сказала мне моя бывшая коллега по музыкальной школе :" Я в садике выдержала работу музыкальным руководителем только полгода и уволилась поскорее,потому что надо постоянно фантазировать,что- то придумывать,создавать,творить,нет. уж лучше я ровно и спокойно урок фортепиано 45 минут проведу" Так что каждому своё в этом мире!