Валентина Вильчинская
Консультация «Её величество загадка»
▼ Скачать + Заказать документы
«Загадка, несмотря на миниатюрность жанра, обладает многими ценными качествами, так необходимыми в образовательной и воспитательной работе с детьми. Нужно только, обращаясь к загадке, уметь видеть её мудрую глубину и эстетическую привлекательность».
Илларионова Ю.
Возникновение загадок уходит в далёкое прошлое. Они создавались самим народом и отражали мудрость народа. Народ создавал загадки обо всём на свете – о человеке, о зверях, о птицах, о растениях, о земле и многом другом. Загадки входили в обряды, ритуалы, включались в праздники. Они использовались для проверки знаний, находчивости.
Публикация «Консультация „Её величество загадка“» размещена в разделах
- Загадки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Содержанием загадок является окружающая действительность: социальные и природные явления, предметы труда и быта, растительный и животный мир. С развитием общества существенно меняется содержание и тематика загадок. В них отражается достижения науки, техники, культуры. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как умного развлечения.
Загадки часто используются в работе с детьми при разных обстоятельствах: на занятиях, при ознакомлении с природными явлениями, но особенно часто – как особый вид игр, развлечений. Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать); описание это лаконично и нередко оформляется в виде опроса или заканчивается им. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребёнка. Необходимость сравнивать, припоминать, думать - доставляет радость умственного труда.
Существует несколько видов загадок.
1. Прямая загадка. Чаще всего используется в виде вопроса и указывает на приметы того предмета, которого нужно отгадать.
2. Математическая загадка. Она всегда решается с помощью математических действий.
3. Загадка-сюжет. Такая загадка похожа на отдельную историю. В ней определённое количество условий, которые косвенно указывают на ответ. Чтобы её отгадать необходимо, задавать наводящие вопросы, которые помогут найти разгадку
4. Юмористическая загадка. Ответ может быть неожиданным, потому что основная задача такой загадки рассмешить человека.
Дети любят сами сочинять загадки. Сочинять загадки не менее интересно и полезно, чем их отгадывать. Важно выделить какую-нибудь характерную особенность того предмета, о котором вы придумываете загадку. Можно также выделить основные признаки, а потом подумать, с чем их можно сравнить.
При отборе загадок необходимо, прежде всего, определить доступность их содержания, учесть возраст ребёнка. Начинать нужно с самых простых загадок, постепенно усложняя их.
Загадки обогащают словарь детей за счёт многозначности слов, помогают увидеть вторичные, переносные значения слов. И конечно, они учат детей образному мышлению. Отгадывая загадки, дети учатся думать и излагать свои мысли, строить рассуждения, делать выводы. Загадки развивают смекалку, сообразительность, расширяют кругозор, обогащают речь. Загадывайте детям загадки!