Гамалян Раиса
Консультация на тему «Развивающая предметная среда дома для детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Дом- это универсальная развивающая среда для ребенка. Ничто так не влияет на формирование личности ребенка как домашний уклад жизни, традиции семьи, интересы родителей, а также уникальная предметная среда дома, которая формируется в рамках каждой семьи.
Публикация «Консультация на тему „Развивающая предметная среда дома для детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Что же такое развивающая среда для ребенка? Это система условий, которые обеспечивают полноценное физическое, эстетическое, познавательное и социальное становление личности ребенка в различных видах деятельности, это «совокупность материальных объектов, средств и условий их применения, предназначенная для всестороннего развития ребенка в его доме».
Рекомендации по построению развивающей среды в семье.
• В семье игры и игрушки можно разместить, создав «центры». Содержание «центров» нужно периодически менять. Это не значит, что игрушки нужно выбрасывать. Создайте дома «камеру хранения», из которой доставайте те игрушки, которые немного подзабыты ребёнком.
• Учитывайте возрастные особенности и потребности ребёнка.
• Включите не только стационарную, но и мобильную мебель.
• Сделайте «сундучок», в котором будут храниться предметы, материалы, куски ткани, платки, старые платья, сумки и прочие детали разных костюмов.
• Не концентрируйте весь игровой материал в одном месте, создавайте для ребёнка ситуацию активного поиска.
• Помните, что мальчики осваивают «дальнее пространство», а девочки – «ближнее» пространство.
• Предметы – заместители и полифункциональное игровое оборудование (ширмы) обладают наибольшим развивающим эффектом.
• Интересно создать в комнате подиум с мягкими подушками, на которых можно отдохнуть.
• Создайте «детское зеркальце». В идеале зеркало помещают в прихожей. Уходя из квартиры, ребёнок учится приводить себя в порядок и, вернувшись, осматривать себя и менять, в случае необходимости, что – либо в своей внешности. У ребёнка начинает формироваться культура внешнего вида, качества трудолюбия, самостоятельности. Не храните одежду на стульчиках. Хорошо, если вы приобретете, детские плечики и ребёнок будет приучаться к порядку.
• Можно организовать «Картинную мини – галерею». Важно приучить глаза ребёнка к живописи, графике, к скульптуре. Размещайте произведения одного или нескольких авторов портретную живопись, рассматривайте и обсуждайте вместе с ребёнком. Там же размещайте детские работы.
• Организуйте «мешочек добрых дел». За каждое сделанное доброе дело в мешочек помещайте мелкий предмет. Итоги подводите в субботу, но не используйте «мешочек» в качестве поведения на показ.
• «Детская лаборатория – это серьёзно». Создайте элементарную детскую лабораторию. Соберите в коробочку магниты, бинокли, лупы, микрофоны, компасы и т. д. Организуя лабораторию, постепенно вводите новые предметы, рассказывая о них, показывая способ действия.
• В зависимости от пола ребёнка, организуйте уголок «умелых ручек» или «уголок мастериц». Сделайте подборку из бросового материала: пробки, пластиковые бутылки, катушки, подборку из природного материала: шишки, мох, семечки…
• «Книжки в вашем доме». Создайте полочку или стол, где будут храниться любимые книги, магнитофон. Рассматривайте, слушайте вместе, а потом ребёнок сам начнёт читать.
• «Альбомы по интересам». Собирайте в них фантики, открытки, наклейки, создавайте коллекции.
• «Лента моей жизни». Очень хорошо, когда у ребёнка на виду имеются семейные фотографии, ещё лучше, когда рядом есть фотографии всей семейной родословной.
• Организуйте уголок спорта. Пусть там находятся любимые спортивные игрушки, и будет возможность поиграть в любой момент.
• Создайте уголок «тишины», где будут предметы и игрушки, дающие возможность успокоиться, отдохнуть.
• При создании среды учитывайте гендерную специфику и наполните среду, как общим, так и специфичным материалом для девочек и для мальчиков. Специфичный материал, мы знаем, для девочек – куклы, коляски, для мальчиков – машины, пистолеты…. Что же может быть общим? Это конструкторы, обучающие игры.
• Покупая игрушку, обращайте внимание на сертификат, безопасность материалов, развивающий потенциал игрушки.
• Если ребёнок проявляет интерес к цифрам, буквам, добавьте магнитную доску, наборы цифр, букв, линейки.
Помните, создание среды - это творческий процесс. В нём принимают участие две стороны – родители и дети. Дерзайте и у вас получится!