Получи документы

Развивающая предметно-пространственная среда речевого развития детей раннего и дошкольного возраста

Надежда Гусарова
Развивающая предметно-пространственная среда речевого развития детей раннего и дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Методическая разработка

«Компоненты развития речевой деятельности детей раннего возраста»

Гусарова Н. А., воспитатель МБДОУ д/с №16

Правильная, хорошо развитая речь – важнейшее условие гармоничного, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так актуально заботиться о своевременном формировании речи детей, начиная с раннего детства.

Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда речевого развития детей раннего и дошкольного возраста» размещена в разделах

Развитие речи детей раннего возраста обусловлено определенными закономерностями. Ребенок рождается с готовым аппаратом речи, но не говорит. Обусловлено это не только недоразвитием всей нервной системы и центра речи, но и рядом других причин:

- новорожденный не владеет навыком пользования своим аппаратом речи, ему надо этот навык приобрести;

- у него нет содержания для речи, ему надо это содержание накопить;

- ему незнакомы словесные формы речи, он должен с ними познакомиться;

- речь связана с проявлением мышления и обусловлена им;

- язык развивается в условиях социального общения между людьми; между новорожденным и окружающими его людьми социальные связи еще не установились, их надо установить.

Целью речевого развития детей является удовлетворение и дальнейшее развитие потребности ребенка во внимании, сотрудничестве, общении, развитии речи.

Основные задачи речевого развития детей :

- Содействовать становлению и дальнейшему развитию личностно-делового и ситуативно-делового общения ребенка со взрослым;

- Создавать благоприятные условия для общения детей между собой;

- Приобщать детей к богатству литературного наследия народа, высокохудожественным и доступным им литературным произведениям, формировать интерес к ним;

- Развивать художественное восприятие детей, способность слушать художественный текст; смотреть кукольные представления, проявлять эмоциональную отзывчивость на воспринятое, сопереживать героям художественного произведения;

- Обогащать пассивную речь ребенка, формировать собственную активную речь малыша; стимулировать и поддерживать интерес к ориентированной деятельности в языковой среде;

- Стимулировать желание выполнять игровые действия, соответствующие содержанию их знакомых произведений;

- Содействовать накоплению и развитию игрового опыта, проявлению самостоятельности при разыгрывании потешек, прибауток, сказок;

- Воспитывать интерес к книге, обучать умению пользоваться ею, рассматривать иллюстрации (в книгах, предназначенных для малышей);

- Стимулировать детей к воспроизведению коротких стихов, отдельных слов, выражений из воспринимаемых художественных литературных произведений.

Принципы речевого развития

- Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития.

- Принцип коммуникативно-деятельностного информационного подхода к развитию речи.

- Принцип развития языкового чутья и элементарного осознания явления языка.

- Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи.

- Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.

- Принцип обеспечения активной языковой практики.

- Принцип тесной взаимосвязи национального и общечеловеческого в речевом развитии малышей.

- Принцип тесного взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.

- Принцип насыщенной предметно-игровой среды по речевому развитию малышей.

Методы речевого развития детей раннего возраста

Наглядные методы:

- Наблюдение за живыми объектами: кошкой, собакой, птицей и т. д.

- Наблюдения в природе; экскурсии на участок старшей группы, на огород, спортивную площадку дошкольного учреждения и т. д.

- Рассматривание игрушек, предметов и картин.

- Изобразительная наглядность.

Практические методы:

- Дидактические игры;

- Дидактические упражнения;

- Хороводные игры;

- Игры – драматизации; инсценировки;

- Игры – сюрпризы;

- Игры с правилами.

Словесные методы:

- Чтение потешек, забавлянок, стихов, сказок с использованием наглядности;

- Чтение и рассказывание рассказов, заучивание стихотворений с использованием наглядности.

Создание условий для речевого развития детей раннего возраста

Речевая деятельность ребенка зависит от того, как устроена игровая, предметно-развивающая среда его жизни, из каких игрушек, иллюстративного материала, оборудования и пособий она состоит, каков их развивающий потенциал, как они расположены, доступны ли для самостоятельной деятельности. Желательно, чтобы вся мебель в групповой комнате была единой по стилю, простой по форме и имела современный силуэт. Оборудование в группе следует размещать так, чтобы воспитателю удобно было подойти к каждому ребенку во время игр и занятий. Размещая мебель, надо стараться максимально освободить площадь пола для игр и подвижной деятельности детей.

Дети раннего возраста познают мир, исследуя его с помощью органов чувств. Поэтому для малышей и создается пространство для речевого, игрового и сенсорного развития, которое включает в себя:

- Игровое пособие «Волшебный коврик» для развития моторных, сенсорных, речевых и мыслительных способностей детей. Функции данного пособия: развивающая, диагностическая, коммуникативная, игротерапевтическая, развлекательная.

- Различные виды дидактических игр: лото, домино, мозаика, складные кубики с разрезными картинками.

- Наборы картинок для группировки по 3-4 в каждой группе (реалистические изображения) : животные, животные с детенышами, птицы, овощи, фрукты, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода, игрушки.

- Наборы парных картинок (предметные) для сравнения, той же тематики.

- Наборы парных картинок типа «лото» (из 2-3 частей, той же тематики.

- Разрезные (складные) кубики с предметными картинками, разделенными на 2-4 части.

- Разрезные картинки, разделенные на 2 части по прямой.

- Серии из 2-3 картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые, игровые ситуации)

- Сюжетные картинки (с различной тематикой, близкой ребенку – сказочной, социобытовой, крупного формата.

- Звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, барабан, резиновые пищалки, погремушки); уголок ряжения с зеркалом – необходимый атрибут речевого развития детей. Ребята смотрятся в зеркало и наряжаются с помощью взрослого в платки, накидки, юбки, которые любовно сшили для детей их мамы. Уголок ряжения пополняется за счет внесения новых атрибутов: бус, шапочек, лент, бантов и т. д.

- Книжная зона в групповой комнате особенно нравится малышам и способствует развитию речи детей. Дети раннего возраста очень серьезно относятся к «чтению» книг. В нем должно находиться 3-4 экземпляра одинаковых по содержанию книг в толстом переплете, к ним по содержанию сюжета могут подключаться игрушки для обыгрывания, например: читаем про мишку, к книжкам ставим игрушку мишку и т. д. Интимность и теплоту обстановки создает светильник. Под включенным «солнышком» малышам очень нравится рассматривать иллюстрации, слушать любимые сказки, перелистывать страницы фотоальбома с фотографиями членов семьи.

- Театральная зона включает: театр игрушки, настольный театр, плоскостной, бибабо, театр на фланелеграфе, пальчиковый театр, театр «на кеглях», «на палочках», «на перчатке», театр «заводных игрушек».

Организация образовательного процесса по речевому развитию малышей

Интерес к окружающему в раннем детстве является непроизвольным и в значительной степени обусловлен социально. Заставить малыша смотреть или слушать невозможно, однако заинтересовать его можно многим, если учитывать следующие моменты:

- Предложения ребенку идти играть, спать, есть, заниматься и др. должны совпадать с его потребностью. Это возможно, когда точно выполняется распорядок дня, осуществляется наблюдение за поведением малыша с целью определения его состояния.

- Педагогу важно создавать условия, исключающие неприятные ощущения ребенка. Условные связи у маленьких детей образуются легко и быстро. Если однажды малыш был чем-то огорчен, то он в дальнейшем будет к этому относиться негативно.

- Начинать проведение режимных процессов следует тогда, когда нервная система ребенка находится в спокойном состоянии, ничего нельзя делать в момент плача, возбуждения малыша.

- Осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывая особенности поведения и уровень речевого развития каждого ребенка.

- Взрослый должен сопровождать все действия словами. Это настраивает малыша на предстоящее действие, вызывает к нему интерес, развивает речь.

- Педагог стремится расширять словарный запас детей и помогать усваивать им новые речевые конструкции, для чего необходимо читать и рассматривать вместе с ними книги с иллюстрациями; стремиться побуждать повторять прочитанное или рассказанное. Давать ребенку время договорить то, что он хочет сказать. Воспитатель не должен перебивать ребенка, поправляя произношение и порядок слов. Ведь малыш сам на слух сможет в итоге воспринять правильную речь. Нужно смотреть на малыша, когда он разговаривает, показывать, что внимательно слушаете его и что его слова для Вас не безразличны. Взрослым следует обращать внимание не только на свои слова, но и на звук голоса, мимику, жесты, позу. Лицо педагога должно быть приветливым, улыбающимся во время общения с ребенком. Исправлять речевые ошибки ребенка нужно тактично и косвенно от лица игрушки, любого литературного персонажа. Целесообразно создать ситуацию, чтобы ошибка выглядела легко исправимой, а дело, которым бы вы хотели увлечь малыша, – доступным и выполнимым.

При организации образовательного процесса с детьми необходимо следовать требованиям дидактики. Предусмотреть время проведения игр-занятий по речевому развитию.

Установлено, что лучшим временем для занятий с ребенком является первая часть бодрствования, когда малыш находится в состоянии оптимальной возбудимости и не сразу после еды, а спустя минут 30. Не рекомендуется проводить с детьми занятия в неблагоприятное для этого время: сразу после сна, когда ребенок еще находится в несколько заторможенном состоянии, сразу после прогулки, когда ребенок уже несколько утомлен, или непосредственно перед едой и перед сном, что снижает качество проведения следующего процесса.

Игры-занятия с детьми проводятся небольшими подгруппами (7-8 человек) или индивидуально.

Воспитатель обязан точно определить программное содержание, куда включаются воспитательные, образовательные, оздоровительные и развивающие задачи. Продумать, какой материал давать детям, как эффективней его преподносить. Предусмотреть варианты и способы размещения детей, чтобы им было удобно: все видно и слышно, и каждый ребенок принимал активное участие в меру своих сил и возможностей.

Игры-занятия с детьми проводятся в занимательной, интересной форме. Наглядно-дидактический материал должен быть динамичным, ярким, звучащим. Для того, чтобы дети качественно воспринимали информацию, прочно овладевали речевыми умениями и навыками, необходимо придерживаться следующих интервалов при повторении занятий:

После первого проведения занятия следует вернуться к нему через 2-3 дня; но с изменением программных задач и содержания.

После второго проведения занятия обратиться к нему через 5-7 дней;

После третьего проведения занятия сделать интервал в 7-10 дней и провести его в усложненном варианте.

Усложнение игр-занятий может заключаться в следующем:

- в постепенном преподнесении новой информации;

- в смене игрового и дидактического материала;

- в использовании новых методических приемов;

- например, рассказывание сказки с использованием настольного театра, иллюстраций или картины либо без использования наглядности.

Приложение 1

Пальчиковая гимнастика для развития речи детей

1. «Моя семья»

Вот дедушка,

Вот бабушка,

Вот папочка,

Вот мамочка,

Вот деточка моя,

А вот и вся семья.

Ф. Фребель Поочередно пригибают пальчики к ладошке, начиная с большого, а после слов: «А вот и вся семья» второй рукой охватывают кулачок

2. «Наш малыш»

Этот пальчик – наш малыш.

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка. Согнуть пальчик в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого

3. «Встали пальчики»

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик - прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул

Этот пальчик уж заснул

Встали пальчики – «Ура!»

В детский сад идти пора!

М. Кольцова Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных – «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны

4. «Пальчики здороваются»

Я здороваюсь везде -

Дома и на улице.

Даже «здравствуй» говорю

Я соседской улице. Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.

5. «Здравствуй!»

Здравствуй, солнце Золотое

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок;

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю –

Всех я Вас приветствую!

Т. Сикачева Пальцами правой руки по очереди «здороваются» с пальцами левой руки, похлопывая по кончикам

6. «Погладим котенка»

Позвала котенка Поля.

- Киса, кисонька, кисуля!

- Не спеши домой, постой!

И погладила рукой. Одной, затем другой рукой сделать расслабляющие упражнения для пальцев

7. «Цепочка»

Пальчики перебираем

И цепочку получаем Большой и указательный пальцы левой руки образуют кольцо. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой – указательный, большой – средний и т. д. Это упражнение можно варьировать, меняя положение пальцев

8. «Лошадка»

У лошадки вьется грива,

По ветру летит игриво. Правая ладонь на ребре, направление от себя. Большой палец поднят. Сверху на правую накладывается левая ладонь под углом. Пальчики изображают гриву. Поднятые вверх два больших пальца образуют уши

9. «Коза»

У козы торчат рога,

Забодать может она Кисть руки обращена ладонью вниз. Указательный и мизинец выставлены вперед. Средний и безымянный пальцы прижаты к ладони и охвачены большим пальцем.

10. «Зайка и ушки»

Ушки длинные у зайки

Из кустов они торчат

Он и прыгает и скачет

Веселит своих зайчат Кисть сжата в кулачок. Указательный и средний пальцы вставлены вверх. Они шевелятся – то разводятся в стороны, то сгибаются по очереди или вместе. Ушки зайчика шевелятся.

Литература

• Бердянская М. Э. Критерии развития детей раннего возраста / М. Э. Бердянская, О. Е. Громова // Управление дошкольным учреждением. – 2003. – № 3.

• Сотникова, В. М. Контроль за организацией педагогического процесса в группах раннего возраста ДУ / В. М. Сотникова, Т. Е. Ильина. – М, Издательство «Скрипторий», 2003.

• Волосова, Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели) / Е. Б. Волосова. – М. Линка-Пресс, 1999

• Павлова, Л. Н. Раннее детство : Развитие речи и мышления / Л. Н. Павлова. – М., Мозаика-Синтез, 2000.

• Павлова, Л. Н. Знакомим малыша с окружающим миром / Л. Н. Павлова. – М., «Просвещение», 1987.

• Швайко, Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Г. С. Швайко. – М. «Просвещение», 1983.

• Педагогические условия психофизического благополучия детей раннего возраста : под редакцией Л. Н. Павловой. – М., 1994.

• Новотворцева, Н. В. Развитие речи детей 2 лет. Популярное пособие для родителей и педагогов / Н. В. Новотворцева. – Ярославль. «Академия развития», 1997.

• Дубинина Д. Н. Мир вокруг меня / Д. Н. Дубинина. – Мн. Национальный институт образования. 2006.

• Белая, К. Ю. Занятия с малышами в детском саду. Модель воспитания детей раннего возраста / К. Ю. Белая. – М. Линка-Пресс, 2002.

• Любина, Г. А. Рука развивает мозг / Г. А. Любина. – Мн. Научно-методический центр учебной книги и средств обучения, 2002.

Источник: Организационный и содержательный компоненты речевой деятельности в группах раннего возраста детей : практический материал – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2007. – 30 с.

Составитель: Н. А. Сердюкова, методист отдела дошкольного образования УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО»

Рецензенты: Н. А. Куксова, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии и частных методик УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО»; Е. В. Царькова, заместитель заведующей по основной деятельности ДУ № 15 Первомайского района г. Витебска

Публикации по теме:

Презентация «Развивающая предметно-пространственная среда группы старшего дошкольного возраста» Вопрос организации предметно-развивающей среды в ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. А. В. Запорожец сказал, что «среда – это.

Презентация на тему «Предметно-развивающая среда для развития речи у детей раннего возраста» .

Развивающая предметно-пространственная среда группы детей раннего возрастаРазвивающая предметно-пространственная среда группы детей раннего возраста Развивающая предметная среда – совокупность природных и социальных культурных предметных средств, ближайшего и перспективного развития.

Презентация «Развивающая предметно-пространственная среда в группе раннего возраста» Предметно - пространственная среда в группе раннего возраста несет в себе огромные возможности педагогического воздействия на ребенка- она.

Проект «Развивающая предметно-пространственная среда как средство развития речи детей в младшей группе» Вид проекта: Практико-ориентированный Продолжительность проекта: Долгосрочный Цель проекта: Разработка модели предметно-развивающей среды,.

Развивающая предметно-пространственная среда для детей раннего возраста и детей первой младшей группыРазвивающая предметно-пространственная среда для детей раннего возраста и детей первой младшей группы Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально, что связано с введением нового Федерального.

Развивающая предметно-пространственная среда для детей раннего возрастаРазвивающая предметно-пространственная среда для детей раннего возраста редметно-пространственная среда группы организована в соответствии с принципами ФГОС ДО: насыщенная, трансформируемая, полифункциональная,.

Развивающая предметно-пространственная среда как важнейшее условие развития детей дошкольного возраста Дошкольный возраст является фундаментом развития базовых качеств личности. В связи с этим Федеральный закон «Об образовании в Российской.

Развивающая предметно-пространственная среда по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста в ДОУРазвивающая предметно-пространственная среда по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста в ДОУ ИГРУШКИ И ИГРЫ ДЛЯ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Развивающая образовательная среда - та, которая «способна.

Презентация «Развивающая предметно пространственная среда в группе раннего возраста» группе раннего возраста «Лучики» организована с учетом ФГОС, где четко прослеживаются все пять областей развития: социально-коммуникативное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развивающая предметно-пространственная среда речевого развития детей раннего и дошкольного возраста
Опубликовано: 28 декабря 2018 в 10:59
+26Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развивающая предметно-пространственная среда речевого развития детей раннего и дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Гусарова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД