Юлия Саплина
Консультация «Развивающая предметная среда дома»
▼ Скачать + Заказать документы
Современные дошкольные учреждения имеют богатую предметно-развивающую среду. Все игровое пространство групп поделено на зоны или уголки, в которых ребенок с удовольствием может заниматься своим любимым делом, педагоги прикладывают все усилия, чтобы эта среда была многофункциональной, интересной по наполняемости и соответствовала возрастным особенностям детей. Но как обстоят дела дома? Возможно ли дома, создать зоны и уголки, в которых ребенок будет совершенствовать свои знания умения и навыки? Данный вопрос волнует многих родителей, стремящихся активно участвовать в воспитании своих деток, по этому специально для них, спешу подкинуть несколько идей, которыми можно воспользоваться дома.
Публикация «Консультация „Развивающая предметная среда дома“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Семьи разные, и живут в разных условиях, а значит, имеют различные возможности для организации детских уголков или зон в домашних условиях. Просто отлично, когда есть отдельная детская, но что если нет? Как же возможно создать детскую развивающую среду, так сказать обстановку, в которой ребенок мог более активно познавать окружающий мир во всем его взаимодействии и лишь при косвенном руководстве взрослых?
Не смотря ни на что, взрослые должны понимать, что у ребенка должен быть свой отдельный уголок, свое пространство, оборудованное с учетом его психофизиологических особенностей и возможностей. И так, приступим.
В наш стремительный век инноваций и новейших технологий, время резких контрастов окружающей нас в жизни, боязни как бы не опоздать сделать самое главное – важно заложить в сердца наших деток семена доброты, поскольку добрые чувства у дошкольников становятся все более дефицитными. Для этого замечательно подойдет «Мешочек добрых дел». Родителям потребуется совсем не много, необходимо изготовить яркий, не большой мешочек из ткани, его можно украсить аппликацией или вышивкой. Так же можно сделать коробочку, не менее симпатичную, наполненную различными не большими предметами. За каждое доброе дело, сделанное Вашей крохой, родители помещают в мешочек маленький сюрприз. Итоги о добрых делах всем вместе, можно подвести в выходной день, обсуждая каждое доброе дело. Важным моментом в данном деле является умелое руководство взрослого всем процессом. Не стоит использовать мешочек как средство поведения ребенка на показ. Добрых дел дошкольник может совершить огромное множество: поделиться со сверстником конфетой или игрушкой, помочь маме или бабушке, пожалеть котенка и т. д. главное – вовремя заметить эти добрые дела, поддержать и похвалить ребенка, пожать ему руку в выходной день, когда вы вместе подсчитываете его добрые дела.
На виду в детском уголке обязательно должно быть панно с меняющимися фото ребенка и его семьи. Это уголок «Моя родословная или ленточка моей жизни».
Замечательно когда ребенок перед собой может видеть фотографию своей семьи, когда мама и папа рядом, улыбаются и обнимают свое счастье. Наедине с этим фото у ребенка открываются новые возможности в общении с родителями – еще раз улыбнуться им, в то же время играя, посмотреть на всех вместе со стороны – как это чудесно! Так же в этом месте можно разместить фотографии бабушек и дедушек, братьев и сестер. Это должно быть доступное место, где хорошо видно всех, кого захочет видеть ребенок. Так же важно показывать на своем личном примере отношение мамы и папы к своим родителям.
«Важность детских плечиков и стульчика». Обычно вся одежда хранится в шкафу, но есть и одежда, которую надевают каждый день. Очень хорошо, когда ребенок имеет свой стульчик и маленькие плечики для своей одежды. Количество таких плечиков сообразуется с количеством одежды, развешенной по сезонам. Это воспитывает внешнюю культуру поведения, бережливость и аккуратность – далеко не последние нравственные качества, нужные каждому человеку. Родителям стоит помнить о том. Что именно в дошкольном возрасте формируется привычка складывать аккуратно свою одежду.
Как же узнать интересы Вашего ребенка? Самый верный путь – это путь методом проб и ошибок, когда у ребенка нет выраженных интересов. С этой целью можно создать уголок «Альбомы по интересам». Можно сделать несколько альбомов для создания коллекций на различные темы. Например: фантики от конфет, открытки с изображением цветов или чего-то другого, изображения животных или рыб и т. д. Это очень кропотливый труд. Родителям стоит ненавязчиво, не обязательно проводить эту работу. Возможно, со временем ребенок и перестанет вести коллекцию, но интерес в данном направлении останется и сменится книгами и энциклопедиями. Знайте, что собирание по теме – значит систематизировать, обобщать, углублять детские познания.
В период дошкольного возраста необходимо развивать интерес к книге, вначале рассматривание иллюстраций, за тем слушание содержания, ну а уж потом и чтение. Для этого необходимо создать уголок «Любимых книжек». На этой не большой полочке ребенок самостоятельно может расставить книжки, с которыми он, совместно с родителями был уже ознакомлен. Уголок должен пополняться книгами, связанными с интересами ребенка, а так же возрастными особенностями. Книг не должно быть много, что бы ребенок в них так сказать не потерялся, ценил их наличие, умел беречь их, что тоже не мало важно. Родителям не стоит недооценивать наличие такого уголочка, поскольку для просмотра фильмов или мультфильмов не нужны ни какие усилия – все видно, а для слушания и тем более чтения нужны волевые усилия. Будет очень хорошо, если ребенок совместно с родителями даст название своей библиотеке.
Каждый родитель должен помнить о том, что ребенок сам по себе исследователь. Часто ломаются и разбираются игрушки только по тому, что интересно – а что же там внутри? Для такого случая подойдет правильно организованный уголок «Детская лаборатория». В отдельной коробке, или на полочке можно собрать магнитики, микрокалькуляторы, увеличительные стекла, бинокли, компасы и много других предметов, которые могут вызвать интерес у юного исследователя. Организуя такую лабораторию, нужно постепенно вводить новые предметы, и не просто вводить, а совместно с ребенком рассматривать их, рассказывать, для чего они нужны, где и как используются. Вводить новое необходимо не часто, 1 предмет в 2 и более недели.
Стоит помнить, что именно в семье ребенок получает то самое важное и полезное, что в дальнейшем перерастет в большое увлечение, которое может быть определит дальнейшие интересы в более зрелом возрасте, а возможно и определит выбор будущей профессии. Эти уголки не займут много места, а при правильно продуманном расположении могут быть многофункциональными.
Желаю Вам удачи и приятных открытий вместе с вашими детками.