Гладких Наталья Николаевна
Опыт работы «Развивающая среда как условие успешной социализации детей дошкольного возраста»
Слайд №1
Уважаемые руководители, разрешите представить вашему вниманию опыт работы на тему: «Развивающая среда как условие успешной социализации детей дошкольного возраста»
Слайд №2
Публикация «Опыт работы „Развивающая среда как условие успешной социализации детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Дошкольный возраст - важнейший период становления личности ребенка. В этом возрасте дети получают базовый комплекс знаний, которые им будут необходимы во взрослой жизни. И во многом от того, как проживут они свои семь лет до школы, зависит в будущем их способность быть успешными и мобильными в любых социально-экономических условиях.
Слайд №3
В Законе «Об образовании в Российской Федерации» (п. 2, ст. 2) и в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте (ч. 2, п. 2.3, 2.4) особо выделяется образовательная область «Социализация детей дошкольного возраста», как деятельность, которая направлена на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений.
Слайд №4
Одним из основных педагогических условий для социализации детей дошкольного возраста выступает организация такой развивающей предметно-пространственной среды, которая обеспечивает чувство психологической защищенности, создает атмосферу эмоционального комфорта, помогает формированию личности, дает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, способствует двигательной активности детей, предоставляет возможность выбора различных материалов для совместной деятельности и общения.
Грамотно созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к образовательному учреждению, а также желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию.
Слайд №5
Для развития творческих способностей детей, стимулирования к исследовательской деятельности мы придаем большое значение созданию условий на территории детского сада. Ежегодное участие в районном конкурсе по благоустройству территории стимулирует весь коллектив к созданию творческих проектов на игровых площадках, подготовка к конкурсу объединяет педагогов, обслуживающий персонал, воспитанников и родителей. В результате в 2017,2018 году учреждение занимает первое место в районном конкурсе «Двор детства».
Слайд №6-16
Детский сад функционирует с 2012 года, на момент открытия игровые площадки не были оборудованы, на сегодняшний день проведена масштабная работа по оснащению территории учреждения. Совместными усилиями администрации, педагогов и родителей на всех групповых площадках построены теневые навесы,
Слайд установлены малые игровые формы, Слайд спортивное оборудование, Слайд создана познавательно – исследовательская площадка, метеостанция,Слайд огород, Слайд автогородок по профилактике дорожно-транспортного травматизма, Слайд тропа здоровья, Слайд зоны отдыха и игр для детей, Слайд цветники, Слайд поляна сказок и многое другое. Слайд В оформление территории детского сада внесены образцы декоративно- прикладного творчества.
Принимая во внимание интегративные качества образовательных областей, игрушки, оборудование и прочие материалы для реализации содержания одной образовательной области используются в ходе реализации содержания других областей, каждая из которых соответствует детским видам деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, конструирования, восприятия художественной литературы и фольклора, музыкальной и др.).
Слайд 17
В соответствии с требованиями ФГОС ДО организация пространства РППС (в здании и на участке) обладает многофункциональными качествами гибкого зонирования и оперативного изменения в зависимости от образовательной ситуации, а также обеспечивает возможность для различных видов активности детей, их самовыражения и эмоционального благополучия.
Слайд №18-27
Гибкое зонирование пространства во всех возрастных группах предполагает наличие различных пространств (зон, уголков, секторов, центров и т. п.) для осуществления свободного выбора детьми разных видов деятельности. Зоны трансформируемы: в зависимости от воспитательно-образовательных задач, индивидуальных особенностей и состояния здоровья детей могут меняться, дополняться и объединяться.
Слайд №28
Особую роль в социализации личности ребенка – дошкольника играет игровая деятельность. В процессе игры дети усваивают различные социальные роли, нормы и правила поведения в обществе. Они проигрывают схемы, функции тех ролей, которые пригодятся им во взрослой жизни. Причем осваивают даже те социальные роли, которые могут и не пригодиться в дальнейшем. Открытая, доступная и привлекательная для детей игровая развивающая среда является основой для сотрудничества, взаимоотношений, бережного отношения друг к другу.
Слайд 29
Подводя итог, хочется подчеркнуть, что социализация детей дошкольного возраста является одним из компонентов, влияющих на формирования личности. Личность ребенка, безусловно, требует особого внимания со стороны родителей, воспитателей, педагогов и прочих участников образовательных отношений. Одна из задач для педагогов - облегчить и оптимизировать процесс социализации. Здесь особенно важен индивидуально – дифференцированный подход. Мы стремимся создать такие условия, при которых каждый ребенок может стать не только активной творческой личностью, способной к самореализации, но и умеющей устанавливать гармоничные отношения с другими людьми, достигать общих интересов, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других. Тем самым ребенок, Личность, начинает выстраивать концепцию своей жизни и свое место в ней, что мы рассматриваем как компоненты самосознания и мировоззрения.