Чайковская Наталья Александровна
Консультация «Развитие творческих способностей детей средствами музыкальной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей первой младшей группы
Тема:
«Развитие творческих способностей детей средствами музыкальной деятельности»
Подготовила музыкальный руководитель:Чайковская Наталья Александровна
Публикация «Консультация „Развитие творческих способностей детей средствами музыкальной деятельности“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства, а через него и окружающей жизни, и самого себя, с помощью которого осуществляется и общее развитие:
Согласно учебной программе дошкольного образования Республики Беларусь от 2019 года по реализации образовательного процесса по образовательной области: «Музыкальное искусство» с воспитанниками первой младшей группы предусмотрены следующие виды музыкальной
деятельности:
• Слушание музыки:
- восприятие музыки, специально созданной для слушания;
- восприятие музыки в связи с ее исполнением;
- музыкально-дидактические игры;
• Пение:
- пение;
- музыкально-ритмические движения;
- игра на музыкальных инструментах;
• Музыкально-ритмические движения
-упражнения;
- танцы, пляски;
- музыкальные игры.
• Элементарное музицирование.
Каждый вид деятельности служит средством развития какой-либо музыкальной способности. С помощью восприятия музыки, различения эмоциональной окраски формируется ладовое чувство, звуковысотный слух (музыкально-слуховые представления) развивается с помощью тех видов деятельности, в которых эта способность проявляется, а именно в двух видах исполнительства - пении и игре на музыкальных инструментах по слуху. Ритмическое чувство находит выражение в первую очередь в музыкально-ритмических движениях, воспроизведении ритмического рисунка в хлопках, на музыкальных инструментах, в пении. Эмоциональная отзывчивость на музыку развивается в процессе слушания классических произведений и музыки разного характера (грустная, веселая, волнующая, пугающая) и во всех видах музыкальной деятельности. Таким образом, все виды музыкальной деятельности являются средствами музыкального развития детей творческих способностей детей.
Формирование гармоничной личности ребенка происходит через восприятие музыки, умение ее слушать и анализировать, а также через активность ребенка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности. Такое направление в области музыкального воспитания является приоритетным, так как размышления и анализ способствуют развитию логического и ассоциативного мышления, формируют навыки самостоятельной работы. При формировании мышления формируется зрелая личность, способная творить и созидать.
Детское музыкальное творчество предполагает наличие у детей музыкальных способностей, знаний и умений, которые они получают на музыкальных занятиях.
Освоение программных умений дает возможность ребенку свободно, уверенно действовать не только при исполнении музыкальной игры, пляски, песни, но и при выполнении творческих заданий. С другой стороны, творческие задания активизируют музыкальные способности детей, что помогает им более успешно усваивать умения. В процессе работы по развитию творческих способностей детей необходимо взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя. Для развития творческой деятельности детей требуется большое количество наглядных пособий, атрибутов и оборудования.
Слушание музыки предшествует и сопутствует всем видам музыкальной деятельности. Опора на слушание в других видах деятельности обеспечивает взаимосвязь внешних и внутренних действий, способствует музыкальному и творческому развитию детей. Для того, чтобы детское творчество могло успешно развиваться, ребенку нужно накопить музыкальные впечатления (через слушание музыки).
В пении дети вначале импровизируют простейшие звукоподражания, интонации («баю-бай», «ку-ку», ау!», связанные с различными жизненными образами. Это лишь первая ориентировка в творчестве. Чтобы стимулировать детей к новой для них деятельности, можно использовать песни, в которых поется о каком-либо жизненном явлении и дается образец, как, например, гудит пароход, жужжит пчела и т. д.
Музыкально-ритмические движения (игры, пляски, хороводы) также побуждают детей к творческому самовыражению.
Необходимо направлять деятельность детей, на творческие задания с постепенным усложнением. Сначала у детей формируются способы передачи однотипных, однородных характерных движений отдельных персонажей.
Затем у детей формируются способы передачи действий отдельных персонажей в определенном развитии. Далее у детей формируются способы выражения отношений между персонажами в музыкальной игре. И, наконец, у детей формируются способы творческих действий, направленных на самостоятельное построение ими композиции игры, композиции ее эпизодов, развитие музыкально-игровых образов.
Очень действенным методом в развитии творческих способностей детей является элементарное музицирование. Оно предполагает комплексный, интегративный подход к построению различных занятий с детьми.
Можно предложить детям следующие творческие задания:
• озвучивание стихотворений, сказок;
• озвучивание рассказов о явлениях природы, животных и птицах.
Возможно применение музыкально-дидактических игр. Те или иные способы озвучивания должны соответствовать возможностям детей, их интересам, времени года и т. д.
Творчески развиваться ребенок может только в атмосфере доверия, доброжелательности и взаимного уважения. Все упражнения, которые будут предложены детям для овладения определенными знаниями, умениями и навыками должны носить игровую форму.