Ольга Цуцаева
Консультация «Педагогический такт»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический такт
Известное изречение К. Маркса: «Воспитатель сам должен быть воспитан»- подчеркивает огромную ответственность педагога перед самим собой. Он всегда образец для подражания. Ребенок постигает не только то, чему его учат, а еще и как учат. На него оказывает воздействие личность педагога, его стиль работы, манера себя держать, способы обращения с детьми, родителями, окружающими людьми.
Детям нужен воспитатель, который все знает, все умеет, все объяснит и покажет.
Публикация «Консультация „Педагогический такт“» размещена в разделах
Сердцевиной педагогического такта выступает уважение к личности воспитанника. Необходимым качеством для воспитателя является педагогический такт - интуитивное чувство меры, помогающее дозировать воздействия и уравновешивать одно средство другим. Тактика поведения воспитателя состоит в выборе стиля и тона в зависимости от времени и места педагогического действия, а также от возможных последствий применения тех или иных методов.
Педагогический такт — это умение педагога держать себя с достоинством и выдержкой в педагогическом коллективе, с обучающимися и их родителями, а также способность соблюсти меру своего влияния на детей, умение найти подход к ним и построить оптимальные воспитательные отношения с учетом признанных принципов воспитания.
Признаки и элементы педагогического такта.
Главным признаком педагогического такта является его принадлежность к нравственной культуре личности воспитателя, нахождение меры в отношениях воспитателя и обучающихся в процессе общения. Основные элементы педагогического такта :
- требовательность и уважительность к воспитаннику;
- умение видеть и слышать обучающегося, сопереживать ему. Профессиональный такт проявляется : во внешнем облике педагога; в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников; в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации; в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к обучающимся; в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся; в самокритичной оценке своего труда.
Найти ключ к сердцу каждого воспитанника не всегда просто, ведь ребенок- неповторимая индивидуальность, со своим темпераментом, эмоциональными реакциями, способами контактов с внешним миром. Поэтому один и тот же подход к разным детям никогда не даст одинаковых результатов. Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства. Он является той основой, на которой вырастает духовная близость между педагогами и воспитанниками, зарождается доверие.
Педагогический такт – это, показатель культуры и профессионального мастерства воспитателя. Это важнейшая черта его поведения, проявляющаяся в выдержке, самообладании, гуманности, оптимизма, доброжелательности, уважения к детям, культуре общения с ними, умении ориентироваться в быстроменяющихся педагогических ситуациях и принимать правильное решение. Педагогический такт характеризует стиль работы воспитателя как мастера своего дела. Он умеет регулировать поведение детей, воздействуя на них так, что они всегда уверены в его доброжелательности и справедливости. Отсутствие педагогического такта обычно нарушает нормальные отношения воспитателя с детьми. Тот, кто не обладает чувством такта, не имеет должного авторитета, ибо способен сорваться, отчитать, наказать, сказать резкое слово, и дети обычно внутренне сопротивляются требованиям такого воспитателя. Воспитатель, обладающий педагогическим тактом, никогда не повышает голоса, а дети слушают его. Воспитатель, не выработавший этого в себе качества, то и дело покрикивает, а толку мало; себя взвинчивает, а дети будто и не слышат его. Всегда надо помнить: чем меньше замечаний, тем значительнее вес воспитательского слова. Постепенно находясь с детьми, вы управляете ими в целом и каждым из них в отдельности. Ясно, что обращения ко всем детям сразу и к каждому в отдельности имеют свои отличия. Если, к примеру, вы обращаетесь ко всей группе сразу, то вполне возможен официальный тон, мобилизующий и не допускающий возражений. В нем стремление собрать детей на безоговорочное выполнение распоряжения. А вот в отношении к одному из воспитанников такой тон далеко не всегда уместен. Общение воспитателя с кем-либо из детей осуществляется на более близких дистанциях, чем со всей группой сразу. Контакт с одним всегда требует глубокого понимания ребенка, его настроения в данную минуту, побудительных мотивов его действий. Эффективность педагогического воздействия слова во многом зависит от умения воспитателя предвидеть, какое оно окажет влияние на эмоциональную сферу ребенка. Если в группе спокойная обстановка, то дети более уравновешены, жизнерадостны. Личность самого воспитателя имеет огромное значение в создании у детей эмоциональной уравновешенности. Есть воспитатели, у которых все выглядит естественно: манера держаться и разговаривать с детьми, он отдает распоряжения без нажима, не горячится, уверен в себе, немногословен, приветлив, замечания для него редкость. Это показатель такта воспитателя, его умения «видеть и чувствовать детскую душу», говорил В. А. Сухомлинский. Он советовал, прежде всего педагогам научиться понимать движение детского сердца, а «это дается с помощью высокой эмоционально-нравственной культуры педагога».
Воспитателю доверено почетное и ответственное право - формирование человека будущего. Воспитывая сегодня маленького гражданина, педагог прокладывает дорогу в завтра. Это обязывает его обладать высокой практической культурой проявляющейся в деятельном участии в строительстве нового общества.