Ольга Галактионова
Педагогический такт. Консультация для педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Цель : Поднять уровень морально-педагогической подготовки воспитателей и
вооружить их знаниями, которые могут успешно применяться в процессе их
педагогической деятельности как с воспитанниками, так и с их родителями.
Свое вступительное слово мне хотелось бы начать словами Вольтера:
«Только тот, кто владеет собой
может повелевать миром».
Говоря иными словами, только человек с высокими моральными качествами
может добиться многого. Мы должны быть более совершенными ради себя и наших
детей и к этому нас обязывает выбранная нами профессия – Педагог.
Публикация «Педагогический такт, Консультация для педагогов» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2021
Требования, предъявляемые в настоящее время современным обществом к
педагогу, весьма велики. О его профессиональных качествах судят не только по тому,
насколько он владеет различными методиками, но и по тому, насколько хорошо он
воспитан. Культурный человек, каковым мы хотим видеть педагога, должен владеть
достижениями поведенческой культуры, уметь использовать ее в профессиональной
деятельности и личной жизни.
Игра «Составь портрет» (Наиболее значимые качества воспитателя).
(Ум, благородство, культура, знания, профессионализм, любовь к детям,
дисциплинированность, склонность к творчеству, коммуникабельность,
активность, разносторонние интересы, организаторские способности,
увлеченность, интеллигентность, чувство юмора, умение слушать, доброта,
тактичность, справедливость, порядочность и т. д.)
Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий
педагогической морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно
назвать систему представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые
выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных
достоинств и поступков людей. Среди этих категорий – профессиональный
педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и
педагогический авторитет.
Воспитатель для дошкольника – первый человек после родителей, обучающий
его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его
взаимодействие в человеческом социуме. На нем лежит огромная ответственность за
сегодняшнюю и будущую жизнь воспитанника, которая требует от нас с вами
высокого профессионализма и педагогического такта.
Кстати, «такт» в переводе с греческого – «легкое прикосновение».
«Легкое прикосновение» к человеку, его мыслям, чувствам, умение понять, посочувствовать,
пожалеть. Говоря словами Г. Гуцкова «Такт – высшее развитие способности общения. Чтобы быть тактичным, мало одной сердечной доброты или природной скромности. Такт – рассудок
сердца». Педагогический такт – это всегда творчество и поиск.
Постоянное общение воспитателя с детьми требует от него «большого такта,
сочетающего в себе высокую требовательность, чуткость, справедливость,
гуманность, настойчивость, выдержку и самообладание». Все это – важнейшие
показатели его профессиональных способностей и возможностей.
Некоторые условия успеха воспитательской деятельности.
1) Личное обаяние (не сюсюканье, не заигрывание, а внимательное, искренне
доброе отношение к окружающим, умение пользоваться своими внешними и
внутренними достоинствами).
2) Устойчивый авторитет (готовность и желание воспитателя выслушать,
понять, помочь).
3) Умение заменить и поддержать любой успех ребенка (наличие интереса к
воспитаннику, к его деятельности).
4) Тактичность и корректность по отношению к ребенку. (Дети не
прощают нам наших ошибок и каждый наш срыв или демонстрация
недостатка культуры разрушают хрупкий мир взаимоотношений с ними).
5) Терпение и терпимость (если кто-то думает, что можно быстро научить
ребенка – это ошибочное суждение. Все происходит не сразу, каждый
вызревает на своем уровне и в свое время, и необходимо ангельское терпение
для того, чтобы выпестовать знание, умение, качество).
6) Умение хранить детские тайны. (Считается, что хороший воспитатель
должен знать много или все о детях, об их семьях, но вот только почему-то
забывают, что знать – да, понимать – да, а раскрывать детские тайны,
предавать их не позволено никому.
7) Способность понимать и чувствовать другого человека (необходимо
научиться слушать и слышать ребенка).
Профессиональная честь в педагогике – это понятие, выражающее не только
осознание воспитателем своей значимости, но и общественное признание,
общественное уважение его моральных заслуг и качеств. Высоко развитое осознание
индивидуальной чести и личного достоинства в профессии педагога выделяется
отчётливо. Если воспитателем в своём поведении и межличностных отношениях
нарушаются требования, предъявляемые обществом к идеалу педагога, то
соответственно им демонстрируется пренебрежение к профессиональной чести и
достоинству. Честь воспитателя – общественная оценка его реальных
профессиональных достоинств, проявляющихся в процессе выполнения им
профессионального долга.
Профессиональный такт проявляется :
– во внешнем облике педагога;
– в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не
торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;
– в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;
– в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к воспитанникам;
– в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
– в самокритичной оценке своего труда. Тактичный педагог приходит вовремя на работу, деловые встречи; своевременно
возвращает то, что одалживал у коллег, воспитанников, их родителей; не повторяет слухов,
непроверенных фактов, тем более, если они могут нанести ущерб окружающим. В общении
со своими воспитанниками и во всех остальных случаях педагог уважителен, вежлив и
корректен. Он знает и соблюдает нормы этикета, подходящие для каждой отдельно
взятой ситуации. Авторитет педагога основывается на компетенции, справедливости,
такте, умении заботиться о своих воспитанниках. Педагог не создает свой авторитет
при помощи некорректных способов и не злоупотребляет им.
Педагогический такт является важным компонентом нравственной культуры
воспитателя. Дети, находясь в д/саду весь день, видят в нас образец поведения. Педагог,
который не забывает о том, что ему доверено самое дорогое – дети, непременно
спросит себя, кем он является для своих воспитанников:
Он – старший товарищ: поговорит, посоветует, придумает что-то новое,
удивительное.
Он – арбитр: разберет по справедливости, по законам совести.
Он – защитник: оградит от обидчика.
Он – творец детской радости: с ним интересно, весело.
Он мудрец: он все знает, все умеет, все может, всему научит.
Он – близкий человек, который заменяет ребенку мать в ее отсутствие. Рядом с
ним по-домашнему тепло и уютно, и потому ребенок расцветает, раскрывается, несет
ему самое заветное, сокровенное.
Только такой педагог, радостно и активно отдающийся любимому делу, может
создать для ребенка атмосферу радости и комфорта.