Чурепкина Валентина Петровна
Этическая беседа со старшими школьниками «В такт или не в такт?»
▼ Скачать + Заказать документы
Этическая беседа со старшими школьниками «В такт или не в такт?»
Цель:
формирование гармоничной личности будущего человека, способной к сопереживанию, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней.
Задачи:
сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими;
познакомить с понятиями «такт», «тактичный человек»;
Публикация «Этическая беседа со старшими школьниками „В такт или не в такт?“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Старшая группа
- Старшая школа. 10-11 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
учить анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
научить детей всматриваться в мир, в людей, которые рядом, учить строить с ними отношения; искать путь самовоспитания, саморазвития;
воспитывать нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Материал: Памятка для детей «Секреты тактичного человека» (по количеству участников беседы); листы бумаги, карандаши или ручки (по количеству участников беседы).
Ход:
Педагог: Ребята, сегодня я пригласила вас для важного разговора. Одно из непременных условий, благодаря которому человека именуют воспитанным и культурным, - это чувство такта. Знакомое слово, не правда ли? Но что значит – быть тактичным человеком.
Педагог: Предлагаю высказаться всем по-очереди, что в вашем понятии «тактичный человек», начиная со слов «Тактичный человек…» (высказывание учащихся)
Примерные предполагаемые ответы: Тактичный человек:
• Употребляет вежливые слова.
• При разговоре уважает мнение другого человека.
• Умеет выслушивать собеседника.
• Не будет выяснять отношения в присутствии окружающих людей.
• Не поставит в неловкое положение другого человека, сделает вид,
что не заметил оплошности.
• Способен извиниться за допущенную оплошность.
• Умеет с достоинством принять замечание, совет.
• Сначала обязательно подумает, как принять просьбу или корректно
отказать в помощи.
• Не станет громко разговаривать, шуметь, мешать окружающим.
• Терпим к недостаткам и слабостям других людей.
• В разговоре с людьми, имеющими какой-либо недостаток, избегает
всего, что могло бы им об этом напомнить.
• Понимает собеседника и не допускает неприятных для других людей
ситуаций.
Педагог подводит итог: Такт – утонченное чувство. Оно указывает человеку, где и когда нужно остановиться, что прилично в данной ситуации, а что непозволительно, с учетом места, времени, возраста, положения человека в обществе.
Педагог: Предлагаю решить нравственные задачи:
Ситуация 1: Вы заметили, что у твоей одноклассницы на колготках появилась «стрелка» или платье испачкалось мелом.
Ваши действия?
Педагог подводит итог: О любых деталях, касающихся одежды, предметов туалета, тактичный человек сообщает потихоньку, «на ушко», не привлекая внимания остальных.
Ситуация 2: В обществе подружек (друзей) ты весело обсуждаешь вчерашний молодежный сериал, к вам пытается присоединиться новая собеседница. Можно отвернуться и попросту не замечать ее. А можно… Что сделаете вы? (вопрос к девочкам)
Педагог подводит итог: Будет уместно в этом случае улыбнуться и, изложив тему вашего разговора, в заключении спросить: «А ты что думаешь об этом?» Во всяком случае, будьте уверены, что твоя вежливость доставит удовольствие не только окружающим, но и тебе самой.
Педагог: Неотделимо от чувства такта и ваше умение принимать или выражать просьбу. Вы наверняка часто с этим сталкиваетесь: начиная с того, что у тебя попросили на уроке карандаш, и, заканчивая просьбой мамы вынести мусорное ведро.
Вопрос: Как ты относишься к этому, какие чувства вызывают у вас необходимость отвечать на просьбу?
Педагог: Если вы сами вынуждены обратиться к кому-нибудь с просьбой, рекомендую придерживаться следующих правил:
а) не заискивай, но и не будь невежливой. Просьба типа «Эй, ты, принеси мне то-то и то-то» никого в восторг не приведет, да вряд ли будут выполнены. Манера твоего разговора должна быть приветливой и спокойной.
б) не забывай таких простых, но действенных слов, как «пожалуйста», «спасибо» и пр., недаром их называют волшебными. Больше используй такие фразы, как «ты не мог (ла) бы…», «было бы хорошо, если бы ты…».
в) не обращайся с просьбой к людям, которые заведомо не смогут ее выполнить. Тем более не проси дважды, это можно делать только в исключительных случаях.
Педагог: Когда просьба обращена к тебе, ты всегда можешь принять её или отказаться от выполнения. Право ответить «нет» - привилегия любого свободного человека. В этом случае не стоит бояться, что тебя сочтут невежливой или невоспитанной.
Вопрос: Подумайте, как отказать в просьбе или как дать понять, что тебя не устраивает.
Ролевой тренинг: двое ребят разыгрывают сценку, как это можно было бы сделать.
Педагог: Выразите свое сожаление по поводу того, что не можете выполнить просьбу. Разумеется, форма отказа должна быть предельно корректной. Извинитесь, но скажи твердо и решительно.
Педагог: Но надеюсь, что в таких бытовых ситуациях вы сумеете правильно сориентироваться. Труднее всего проявлять тактичность, когда у твоего собеседника, действительно, большие трудности и требуется выразить свои соболезнования или сожаления по тому или иному поводу. Такие ситуации рано или поздно возникают, и важно, чтобы ваше поведение соответствовало моменту, никого не обижало, но и не выглядело навязчивым.
Вопрос: Как вы думаете, каким должно быть сочувствие? (высказывания учащихся)
Педагог подводит итог: Сочувствие должно быть искренним, немногословным и уместным. Вполне достаточно одной фразы: «Я представляю, как тебе тяжело, и искренне сочувствую». Если ваш собеседник захочет продолжить разговор, поговори с ним подробнее, если нет, ни в коем случае не навязывайте своё общество, не приставайте с расспросами.
Вопрос: Можно ли выражать свое сожаление людям, которые гораздо старше вас: учителю, близкому родственнику, друзьям семьи?.
Педагог: Вполне можете выразить свое сожаление взрослым людям.
Динамическая пауза «Здравствуй друг»
Все участники делятся на две равные группы. Одна группа образует внутренний круг, другая внешний. Стоящие во внутреннем круге поворачиваются лицом к стоящим во внешнем круге, таким образом образуя пары. И повторяют за ведущим следующие слова, сопровождая их жестами.
- Здравствуй, друг! (Жмут друг другу руки.)
- Как ты тут? (Хлопают правой рукой по левому плечу партнера.)
- Где ты был? (Осторожно треплют ухо.)
- Я скучал! (Складывают руки на груди.)
- Ты пришел! (Разводят руки в стороны.)
- Хорошо! (Обнимаются.)
Затем стоящие во внешнем кругу делают шаг в сторону, тем самым производя замену партнера. Слова и движения произносятся вновь. И так далее, пока опять не встретятся первые пары.
Блиц-опрос: Пожалуйста, продолжите фразу:
1. Главная ценность в жизни – это…
2. Я не представляю свою жизнь без…
3. Мои самые сильные качества – …
4. Я никогда не смогу…
5. Я перестану общаться с человеком, который…
6. Чтобы испортить мне настроение, нужно…
7. Самое запоминающееся событие в моей жизни – это…
8. Поступок, которым я горжусь…
9. Я не могу избавиться от…
10. Мне хотелось бы научиться…
В конце предложить ребятам памятки «Секреты тактичного человека», где есть не заполненные пункты. Предложить внести в памятку свои понятия о тактичном человеке (1 – 3 правила) и по желанию поделиться ими со сверстниками.
Памятка для детей «Секреты тактичного человека»
Ты – тактичный человек, если:
1. Уважаешь мнение других и думаешь о других. Ты не лучше всех. Уважаешь других – уважают и тебя. Умный уважает всех, глупый – только себя.
2. В общении со всеми употребляешь вежливые слова. На добрый привет добрый и ответ.
3. Не делаешь бесконечных замечаний по пустячным поводам, умеешь не переходить границу, за которой всегда стоит обида собеседника. Ворчанием наскучишь, примером научишь.
4. Умеешь принять помощь, совет и замечание другого человека. Кто не слушает советов, тому нечем помочь. И мудрому человеку совет требуется.
5. Способна прийти к людям на помощь, если тебе это не составляет труда или тебе это сделать просто приятно.
6. Внимательна к людям, умеешь посочувствовать, утешить словом. Плохо жить без работы да заботы.
7. Самокритична и способна вовремя извиниться за допущенную оплошность. Ошибся — что ушибся: вперёд наука. На ошибках учатся.
8. Никого и никогда не оскорбляешь. Ведешь себя деликатно по отношению к окружающим. Как аукнется, так и откликнется. Каков до людей, таковы и люди до тебя.
9. Не поставишь в неловкое положение другого человека, сделаешь вид, что не заметил оплошности.
10. Не будешь выяснять отношения в присутствии окружающих людей.
11.
12.
Помни!
Предъявляя к друзьям или окружающим тебе людям какие-то требования, предъявляй их прежде всего к самому себе! Желаю добра!
Итог беседы: Очень надеюсь, что всё, что вы узнали, пригодится вам в жизни, и вы станете по-настоящему культурными людьми. Стремясь понравиться окружающим, вы не должны забывать о своей индивидуальности. Такт не отменяет принципиальности, прямоты, честности. Но очень часто именно отсутствие тактичности ранит близких нам людей.