Лучший педагог года

Консультация на тему «Мнемотехника как средство связной речи детей»

Римма Салимзянова
Консультация на тему «Мнемотехника как средство связной речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация на тему : «Мнемотехника, как средство связной речи детей»

В последние несколько лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Это происходит потому, что с детьми всё меньше и меньше разговаривают. Дети больше смотрят и слушают. Кроме того, наши дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики. Это любимая мамами одежда и обувь на липучках вместо шнурков и пуговиц. Это пособия и книжки с наклейками вместо картинок для вырезания. Это бытовые приборы и предметы, управляемые с помощью пульта. Кроме того, у человека существует не только слуховая и зрительная, но тактильно-двигательная память. Она включается в работу, когда мы что-то трогаем, на что-то показываем или каким – то образом действуем. Если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребёнка.

Публикация «Консультация на тему „Мнемотехника как средство связной речи детей“» размещена в разделах

По мнению многих логопедов, для того, чтобы помочь малышам в ускоренном темпе усваивать новую информацию и развиваться, научиться логически излагать свои мысли, красочно и интересно рассказывать о себе и окружающем мире применяются специально созданные приемы и коммуникативные методики. И одним из таких приемов является использование мнемотаблиц в развитии речи детей.

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Но, к сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое.

В речи детей существуют множество проблем:

- недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение;

- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ;

- бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст;

Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток на формирование не речевых психических процессов: наблюдается недостаточное устойчивое внимание, снижается вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Дети не могут сами сосредоточить своё внимание на каком-то значительном для них событии или художественном произведении, одновременно заметить не только предметы, явления, но и связь между ними.

Мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит.

1 слайд: (Русский педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России) Константин 1Дмитриевич Ушинский писал: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным словам, и он будет напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов — и ребенок усвоит их на лету».

2 слайд: Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Мнемотаблица для развития связной речи представляет собой определенную схему, которая передает конкретную информацию и выступает в качестве очень важного наглядного материала для нормализации полноценного формирования связной речи у детей дошкольного возраста.

Таким образом, при работе с приёмами мнемотехники, улучшается память, включается ассоциативное мышление и, что касается детей, развивается речь.

3 слайд: Слово «мнемотехника» (искусство запоминания) образовано от имени греческой богини памяти Мнемозины, матери девяти муз.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна (профессор, кандидат педагогических наук). называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Татьяна Александровна (логопед) – предметно-схематическими моделями, Глухов Вадим Петрович (доцент кафедры логопедии, кандидат пед. наук) – блоками-квадратами, Большева Татьяна Васильевна (автор книги «Учимся по сказке… развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники… учебное методическое пособие) – коллажем, Ефименкова Людмила Николаевна (писатель) – схемой составления рассказа.

Мнемотехника в детском саду – система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Такие приёмы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Особенность методики - применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов.

Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному. Её можно разделить на три этапа.

1. Для начала детей знакомят с мнемоквадратами - изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение.

2. Затем занятия усложняются, демонстрируются мнемодорожки – это уже квадрат из нескольких картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения.

3. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение.

Основные приемы запоминания мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности.

Работать с «мнемотехникой» можно начинать уже с младшей группы. Самый простой вид мнемотехники - это картинка. На шкафчике у каждого ребёнка, а так же над полотенцем и на кроватке изображена картинка. Ребёнок запоминает, что его вещи – те, которые находятся под определённой картинкой.

Следующий этап использования мнемотехнических приёмов – это обычные карточки - мнемоквадраты, простейшие схемы одевания, формирования культурно-гигиенических навыков, экологических представлений т. д.

4 слайд:

Для детей среднего дошкольного возраста предлагаются цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: солнышко - жёлтое, ягодка – красная. Позже - усложняются или заменяются другой заставкой – изображение персонажа в графическом виде. Например: девочка – состоит из красных геометрических фигур (треугольника и круга, мальчик – из синих и т. д. Для детей старшего возраста используются таблицы в одном цвете (чёрно-белые, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.

5 слайд:

Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей. Их используют для:

- обогащения словарного запаса;

- при обучении составлению рассказов;

- при пересказах художественной литературы;

- при отгадывании и загадывании загадок;

- при заучивании стихов.

Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов.

1 этап: Рассмотреть с детьми таблицу и разобрать то, что на ней изображено.

2 этап: Осуществить перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы. Выяснить у детей, что означает данная картинка, если дети не могут ответить, то пояснить, что она обозначает.

3 этап: После перекодирования познакомить детей со стихотворением или осуществить пересказ сказки или рассказа по данной таблице. Детям 4-5 лет педагогу стоит помочь воспроизвести, а с детьми 5-6 лет стараться добиться самостоятельного пересказывания.

Мнемотаблицы можно использовать при составлении описательных рассказов. Глядя на схему, можно описать всё что угодно. Например….лису.

6 слайд:

На примере этой схемы я предлагаю вам поиграть. Вы загадываете любой овощ или фрукт и, опираясь на схему нам про него рассказываете. А мы попробуем его отгадать. Демонстрирую схему. (Педагоги по мнемотаблице описывают и отгадывают фрукты и овощи).

7 слайд:

На сегодняшний день мнемотехника относится к числу простых в использовании, легких, удобных и высокоэффективных приемов для развития связной детской речи, ускоренного запоминания материала, которые реализуются посредством схематических мнемотаблиц и графических изображений.

При этом, данная техника помогает сформулировать речь малыша, пополнить его словарный запас красивыми, сложными и правильно построенными словосочетаниями и предложениями. Суть всех мнемотехнических приемов заключается в перерождении текстовой, словесной информации в зрительные образы. Не смотря на то, что многие дети дошкольного возраста первые занятия воспринимают очень болезненно, полагая, что у них ничего не получится, в дальнейшем учебный процесс малышам очень нравится. Он не только чрезвычайно информативный, но еще и очень интересный, увлекательный и забавный.

С помощью мнемотаблиц и схем — моделей, алгоритмов у детей значительно возрастает познавательная активность, увеличивается запас знаний об окружающем мире; появляется уверенность и желание пересказывать тексты, составлять интересные рассказы, заучивать стихотворения. Кроме того, овладение приемами работы с мнемотаблицами сокращает время обучения, и способствует развитию основных психических процессов: ассоциативное мышление, зрительная и слуховая память, зрительное и слуховое

внимание, творческое воображение. Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Поэтому, чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя приём мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Подчеркну, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это прежде всего значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательны использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Многофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детейМногофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детей Выполнила: учитель-логопед первой квалификационной категории: Зимина Надежда Павловна. Конспект игровой методики ТРИЗ «Круги Луллия с детьми.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Под связной речью понимается развёрнутое изложение.

Консультация для воспитателей логопедических групп «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста» «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста». Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее.

Консультация для воспитателей «Развитие связной речи детей при ознакомлении с сезонными явлениями в природе» Природа окружает ребенка с ранних лет. Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К. Д. Ушинский. Он.

Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников»Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников» Мастер - класс «Мнемотехника, как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация на тему «Мнемотехника как средство связной речи детей»
Опубликовано: 29 апреля 2021 в 21:31
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация на тему «Мнемотехника как средство связной речи детей»» (включая файлы) размещена пользователем Римма Салимзянова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД