Римма Салимзянова
Консультация на тему «Мнемотехника как средство связной речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация на тему : «Мнемотехника, как средство связной речи детей»
В последние несколько лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Это происходит потому, что с детьми всё меньше и меньше разговаривают. Дети больше смотрят и слушают. Кроме того, наши дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики. Это любимая мамами одежда и обувь на липучках вместо шнурков и пуговиц. Это пособия и книжки с наклейками вместо картинок для вырезания. Это бытовые приборы и предметы, управляемые с помощью пульта. Кроме того, у человека существует не только слуховая и зрительная, но тактильно-двигательная память. Она включается в работу, когда мы что-то трогаем, на что-то показываем или каким – то образом действуем. Если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребёнка.
Публикация «Консультация на тему „Мнемотехника как средство связной речи детей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
По мнению многих логопедов, для того, чтобы помочь малышам в ускоренном темпе усваивать новую информацию и развиваться, научиться логически излагать свои мысли, красочно и интересно рассказывать о себе и окружающем мире применяются специально созданные приемы и коммуникативные методики. И одним из таких приемов является использование мнемотаблиц в развитии речи детей.
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Но, к сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое.
В речи детей существуют множество проблем:
- недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение;
- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ;
- бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст;
Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток на формирование не речевых психических процессов: наблюдается недостаточное устойчивое внимание, снижается вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Дети не могут сами сосредоточить своё внимание на каком-то значительном для них событии или художественном произведении, одновременно заметить не только предметы, явления, но и связь между ними.
Мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит.
1 слайд: (Русский педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России) Константин 1Дмитриевич Ушинский писал: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным словам, и он будет напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов — и ребенок усвоит их на лету».
2 слайд: Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Мнемотаблица для развития связной речи представляет собой определенную схему, которая передает конкретную информацию и выступает в качестве очень важного наглядного материала для нормализации полноценного формирования связной речи у детей дошкольного возраста.
Таким образом, при работе с приёмами мнемотехники, улучшается память, включается ассоциативное мышление и, что касается детей, развивается речь.
3 слайд: Слово «мнемотехника» (искусство запоминания) образовано от имени греческой богини памяти Мнемозины, матери девяти муз.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна (профессор, кандидат педагогических наук). называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Татьяна Александровна (логопед) – предметно-схематическими моделями, Глухов Вадим Петрович (доцент кафедры логопедии, кандидат пед. наук) – блоками-квадратами, Большева Татьяна Васильевна (автор книги «Учимся по сказке… развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники… учебное методическое пособие) – коллажем, Ефименкова Людмила Николаевна (писатель) – схемой составления рассказа.
Мнемотехника в детском саду – система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Такие приёмы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Особенность методики - применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов.
Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному. Её можно разделить на три этапа.
1. Для начала детей знакомят с мнемоквадратами - изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение.
2. Затем занятия усложняются, демонстрируются мнемодорожки – это уже квадрат из нескольких картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения.
3. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение.
Основные приемы запоминания мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности.
Работать с «мнемотехникой» можно начинать уже с младшей группы. Самый простой вид мнемотехники - это картинка. На шкафчике у каждого ребёнка, а так же над полотенцем и на кроватке изображена картинка. Ребёнок запоминает, что его вещи – те, которые находятся под определённой картинкой.
Следующий этап использования мнемотехнических приёмов – это обычные карточки - мнемоквадраты, простейшие схемы одевания, формирования культурно-гигиенических навыков, экологических представлений т. д.
4 слайд:
Для детей среднего дошкольного возраста предлагаются цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: солнышко - жёлтое, ягодка – красная. Позже - усложняются или заменяются другой заставкой – изображение персонажа в графическом виде. Например: девочка – состоит из красных геометрических фигур (треугольника и круга, мальчик – из синих и т. д. Для детей старшего возраста используются таблицы в одном цвете (чёрно-белые, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.
5 слайд:
Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей. Их используют для:
- обогащения словарного запаса;
- при обучении составлению рассказов;
- при пересказах художественной литературы;
- при отгадывании и загадывании загадок;
- при заучивании стихов.
Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов.
1 этап: Рассмотреть с детьми таблицу и разобрать то, что на ней изображено.
2 этап: Осуществить перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы. Выяснить у детей, что означает данная картинка, если дети не могут ответить, то пояснить, что она обозначает.
3 этап: После перекодирования познакомить детей со стихотворением или осуществить пересказ сказки или рассказа по данной таблице. Детям 4-5 лет педагогу стоит помочь воспроизвести, а с детьми 5-6 лет стараться добиться самостоятельного пересказывания.
Мнемотаблицы можно использовать при составлении описательных рассказов. Глядя на схему, можно описать всё что угодно. Например….лису.
6 слайд:
На примере этой схемы я предлагаю вам поиграть. Вы загадываете любой овощ или фрукт и, опираясь на схему нам про него рассказываете. А мы попробуем его отгадать. Демонстрирую схему. (Педагоги по мнемотаблице описывают и отгадывают фрукты и овощи).
7 слайд:
На сегодняшний день мнемотехника относится к числу простых в использовании, легких, удобных и высокоэффективных приемов для развития связной детской речи, ускоренного запоминания материала, которые реализуются посредством схематических мнемотаблиц и графических изображений.
При этом, данная техника помогает сформулировать речь малыша, пополнить его словарный запас красивыми, сложными и правильно построенными словосочетаниями и предложениями. Суть всех мнемотехнических приемов заключается в перерождении текстовой, словесной информации в зрительные образы. Не смотря на то, что многие дети дошкольного возраста первые занятия воспринимают очень болезненно, полагая, что у них ничего не получится, в дальнейшем учебный процесс малышам очень нравится. Он не только чрезвычайно информативный, но еще и очень интересный, увлекательный и забавный.
С помощью мнемотаблиц и схем — моделей, алгоритмов у детей значительно возрастает познавательная активность, увеличивается запас знаний об окружающем мире; появляется уверенность и желание пересказывать тексты, составлять интересные рассказы, заучивать стихотворения. Кроме того, овладение приемами работы с мнемотаблицами сокращает время обучения, и способствует развитию основных психических процессов: ассоциативное мышление, зрительная и слуховая память, зрительное и слуховое
внимание, творческое воображение. Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Поэтому, чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя приём мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
Подчеркну, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это прежде всего значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательны использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.