Марина Кочетова
Консультация для родителей «Играем пальчиками и развиваем речь»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Повышение профессиональной компетентности родителей по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми
Задачи:
1. Закрепить умения родителей применять полученные знания в практике.
2. Дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
Ход.
Исследователями института физиологии детей и подростков АПН установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.
Публикация «Консультация для родителей „Играем пальчиками и развиваем речь“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.
Мы используем следующие виды работы, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук :
1. Игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками, потешками.
2. Специальные упражнения без речевого сопровождения, объединенные в комплекс гимнастики для развития мелкой моторики рук, так называемая пальчиковая гимнастика.
3. Игры и действия с игрушками и предметами: раскладывание пуговиц, палочек, зерен, нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку, застегивание и расстегивание пуговиц, игры с мозаикой.
4. Изобразительную деятельность: лепку из пластилина, раскрашивание картинок, обведение контуров, штриховку, рисование карандашом и красками, разнообразную работу с ножницами.
В начале учебного года дети часто испытывают затруднения в выполнении многих упражнений для рук. Эти упражнения прорабатываются постепенно, вначале выполняются пассивно, с помощью взрослых, а по мере усвоения дети переходят к самостоятельному выполнению.
Работа по развитию кистей рук должна проводится систематически и дома.
Как правильно выполнять пальчиковую гимнастику.
- сначала упражнения выполняются медленно, надо, чтобы ребёнок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев, и правильно переключался с одного движения на другое.
-упражнения отрабатываются сначала одной рукой, после этого - двумя одновременно.
-сначала рекомендуется использовать зрительный образ (рисунок, картину) и объяснить, как должно выполняться упражнение.
Упражнения для пальчиковой гимнастики
(выполняются сидя или стоя)
1. Сжимание пальцев в кулак и разжимание (по 20 раз) :
- ладонями вверх;
- ладонями вниз;
- обеих рук попеременно;
- правой и левой поочереди.
Выполняются с силой, в сжатом положении фиксируется на 2-3 сек.
2. Вращение кистями рук (по 10 раз) :
- в правую, затем в левую сторону;
- вовнутрь (обеими кистями)
- наружу.
3. Выгибание кистей рук (по 10-15 раз) (можно выполнять упражнения из положения «руки в стороны»)
- одновременно
-правой, левой по очереди
4. Прогибание кистей рук (по 10-15 раз)
- одновременно
-правой, левой по очереди
5. Чередование выгибания и прогибания.
6. Соприкосновение подушечек пальцев – «Пальчики здороваются» (по 10-15 раз)
- пальцы правой руки – с большим пальцем правой руки;
- пальы левой руки – с большим пальцем левой руки;
- то же одновременно двумя р уками;
- пальцы правой руки- с соответствующими пальцами левой.
7. «Щелчки» (по 10раз)
8. «Коготки»- сильное полусгибание и
разгибание пальцев (по 10-20раз)
9. Сгибание и разгибание пальцев в кулак по очереди (по 10раз) :
- правой руки
- левой руки
-обеих рук одновременно.
Сначала начиная с большого, затем начиная с мизинца.
10. «Ножницы»- разведение пальцев в стороны (по 10 раз) :
- правой, затем левой руки;
- обеих рук одновременно;
-соединив ладони вместе.
11. «Замок»- ладони вместе, пальцы переплетены (по 10-20 раз) :
- сдавливание ладоней с силой;
-вращение (поворот вправо-влево);
- наклоны вправо-влево – сгибание и разгибание в лучезапястных суставах;
- разворачивание ладоней наружу и выворачивание в обратную сторону, не расцепляя переплетенных пальцев;
-«Солнечные лучи»- руки в «Замке» подняты вверх; ладони крепко сжаты, пальцы с силой разжимаются и сжимаются вновь.
12. Упражнения с сомкнутыми ладонями (по 5-10 раз)
- сомкнутые ладони перед грудью наклоняются вправо-влево, преодолевая сопротивление;
- движение сомкнутыми ладонями перед грудью вперед-назад;- сомкнутые ладони вытянуты вперед - разведение кистей в стороны, не размыкая запястий;
- «Цветок» : сомкнутые ладони подняты вверх - разведение кистей, не размыкая запястий.
13. «Фонарики»- вращение свободными кистями рук (по 10 раз)
14. Потряхивание расслабленными кистями:
-руки вверх;
-руки в стороны
-руки согнуты в локтях, кисти опущены вниз.