Кристина Куликова
Консультация «Использование мнемотехники в речевом развитии детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация
Использование Мнемотехники в
речевом развитии детей
Мнемотехника-греч.) – «искусство запоминания» - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Использование мнемотехники в обучении дошкольников позволяет решить такие задачи как:
Публикация «Консультация „Использование мнемотехники в речевом развитии детей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
2. Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);
3. Развитие мелкой моторики рук;
4. Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; помогает овладение приёмами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному
-Обучение составления рассказов, перессказов
-Обагащении словарного запаса
-Составлении и отгадываии загадок
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. На каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.
Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает следующие задачи:
1. Развитие речи и пополнение словарного запаса.
2. Преобразование образов в символы.
3. Развитие памяти, внимания и образного мышления.
4. Развитие мелкой моторики.
5. Развитие творческих способностей, фантазии.
Мнемотаблицы :
• являются дидактическим материалом по развитию речи;
• их можно использовать для пополнения словарного запаса и развития речи;
• использовать при обучении пересказу и составлению рассказов, при загадывании загадок, при заучивании пословиц, поговорок, стихотворений.
Работа с такими таблицами строится по принципу «от простого к сложному» :
1. Рассматривание таблиц и разбор, изображённых на ней символов.
2. Преобразование символов в образы.
3. Пересказ при помощи символов
Схемы и символьные таблицы – это помощники, которые помогают воспринимать слуховую информацию, перерабатывать зрительную информацию и, не боясь ошибиться, воспроизводить её.
С примерами мнемотаблиц вы можете ознакомиться на слайдах.
Далее рассмотрим :
Методику развития связной речи
В. К. Воробьевой (картографическая схема)
-Используется слуховая, зрительная, ассоциативная память.
-Из текста выбираются предметы, они становятся ориентирами рассказа.
-Составляется предметно-графическая схема или план. Стрелки обозначают действия.
-Пересказ составляется с опорой на данный предметно-графический план.
-Для обогащения пересказа признаками, в план вводятся новые обозначения: существительное -
наречие
структура занятия по формированию навыков связной
повествовательной речи по методике В. К. Воробьевой.
Тема: Пересказ рассказа «Лакомка» с использованием картинно-графического плана.
Педагог предлагает детям в процессе прослушивания рассказа запомнить, о каких предметах (о ком? или о чем) сообщается в нем:
Наша кошка Мурка всем на удивление любила мед. Запах меда шел из малинника. В малиннике стоял улей. Улей охраняли пчелы. Пчёлы и покусали нашу кошку Мурку. Теперь Мурка близко не подходит к мёду.
После чтения рассказа детям предлагается из банка предметных картинок
отобрать только те, о которых говорится в нашем рассказе
Здесь же, на этом этапе проводится словарная работа и лексикограмматические упр. и игры. В данном случае нас может интересовать слово
малинник. Во-первых, это слово сложной слоговой структуры. А еще можно
предложить детям подобрать родственные слова, или определить от какого слова
оно произошло. Можно сравнить слова малина - малинник с аналогичными
словами (осина – осинник)
Знакомство с предметно-графическим планом.
«Записать» рассказ с помощью картинок. Сначала подбираются картинки к
первому предложению (кошка – мед). Дети прочитывают это предложение, затем
переходят ко второму и т. д. Так возникает программа рассказа (показать на
практике)
V.Этап. Знакомство с правилами смысловой связи предложений в рассказе.
Дети должны сами найти правило смысловой связи в предложении.
VI. Этап. Закрепление правила смысловой связи предложений в рассказе.
Предложения, соединяясь одно с другим (как гирлянда на елку, образуют
рассказ.
VII. Этап. Пересказ с опорой на предметно-графическую схему.
Многие педагоги считают, что построение любого плана направлено только на
обучение пересказу. Но здесь иная задача. Не облегчить детям пересказ готового
текста, а показать и в дальнейшем закрепить представления о смысловой связи
предложений, активизировать образный (предметно-схемный, внутренний план,
на базе которого дети смогли бы в дальнейшем самостоятельно составлять
программу своих рассказов
Следующая методика:
Методика Т. А. Ткаченко «Использование схем в
составлении описательных рассказов».
Ткаченко разработала схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов по основным тематическим блокам: «Посуда», «Овощи», «Игрушки» и т. д С примерами этих схем вы можете ознакомиться на слайдах.
Следующая методика:
Методика Глухова В,П
Он предлагает при обучении рассказыванию использовать детский рисунок. После разбора текста Воспитатель предлагает детм зарисовать любой сюжетный фрагмент рассказа, после чего дети самостоятельно составляю рассказ используя свой рисунок. Также Глухов В. П предлагает использовать Иллюстративное Пано. С задачами и спецификой его применения вы можете ознакомиться на слайде.
Следующая методика коллаж Т. В Большева:
Методика коллаж Т. В. Большева - лист картона (плотная бумага или фланелеграф, на который наклеиваются, накладываются (рисуются) различные картинки, буквы, гео-метрические фигуры, цифры. Данное пособие используется на всех видах занятий. С их помощью у ребенка формируются экологические представления, расширяется сло-варный запас; развиваются связная речь, зрительная память и логическое мышление. Главная задача коллажа - соединить все картинки, буквы, цифры. между собой. Таким образом, происходит отработка сюжетного метода запоминания.
Виды коллажей: развивающий - способствует развитию фантазии, умения соединять в один сюжет, на первый взгляд, между собой картинки; обучающий - способствует по-лучению и закреплению информации о предмете коллажа.