Татьяна Толмачева
Использование игровой технологии в речевом развитии детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Самообразование
Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ
В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Воспитатель: Толмачева Т. В.
2018 г.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ
В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Речь - одно из важных направлений развития ребенка.
Публикация «Использование игровой технологии в речевом развитии детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Сегодня вопросы развития правильной речи у детей очень актуальны, т благодаря речи малыш познает окружающий мир, выражает свои потребности, высказывает свои чувства и переживания. В процессе развития речи ребенок овладевает языком.
Новая образовательная ситуация ориентирует на овладение речью дошкольниками как средство общения, обогащение словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи и т. д.
В речевом развитии ребенка особое значение имеет возраст 2 - 3 года, - возраст интенсивного развития активной речи, когда ребенок овладевает способами обращения с предметами и их назначением, начинает понимать обращенную к нему речь, составляет первые двух - или трехсловные предложения. Для ребенка это целое событие!
«Усваивая родной язык, ребенок усваивает не только одни слова, их сложения и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрения на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов детей, логику и философию языка, и усваивает легко и скоро, в два, три года столько, что и половины не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения» (К. Д. Ушинский)
Полностью согласна с этим и считаю, что необходимо целенаправленно проводить работу по повышению словарного запаса и развитию активной речи ребенка.
Наблюдения из практики показывают, что ежегодно увеличивается количество дошкольников с низкой речевой активностью. Речь многих детей бедна и примитивна, непонятна для окружающих, т. е. не соответствует возрастным особенностям. В связи с этим возникла необходимость создания оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития детей, через использование игровых методов обучения.
Игра дает ощущение психологического комфорта, доставляет ребенку не только радость и удовольствие, но и открывает широкие возможности для речевого развития. Именно в игре, ребенок получает впечатления об окружающем мире, усваивает названия предметов, их назначения, учиться общаться с другими людьми.
Цель игровой технологии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и
сопереживании взрослого. При этом, игровая технология выполняет ряд задач :
- дидактических (становление деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);
- развивающих (развитие речи, обогащение словаря мышления, развитие грамматического строя речи, развитие произносительной стороны речи, развитие диалогической речи как способа коммуникации);
социализирующих (развитие активности, инициативности, самостоятельности; адаптация к условиям среды и др.);
- воспитательных (дружелюбие, доброжелательности, чувства сопереживания).
Используя игровую технологию в образовательном процессе взрослому необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.
Наиболее распространенный метод игровой технологии – это игровые моменты, которые сопровождают педагогический процесс. Очень важны они в период адаптации. Их задача - формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама, интересного партнера в игре. Первые игровые ситуации организую фронтально, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Это внесение игрушек, сопровождающееся разговорами и играми с ними, игры типа «Хоровод», «Догонялки».
В дальнейшем игровые моменты проникают во все виды деятельности детей : познавательную, речевую, игровую, двигательную, продуктивную, связанную с выполнением режимных моментов.
В качестве одного из эффективных видов игротерапевтических средств использую народные игры, песенки, потешки, приговоры в совместной деятельности, которые доставляют малышам огромную радость.
Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков.
Сопровождение действий ребёнка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл.
Большинство произведений устного народного творчества создавалось с целью развития двигательной активности малыша, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Ласковое обращение к ребёнку создает эмоциональный положительный фон, снимает напряжение, успокаивает, радует ребёнка. Благодаря такому приему ребенок не только легче адаптируется к детскому саду, главное его речь начинает развиваться, ребёнок пытается повторять за воспитателем все произведения, сопровождая это всё пальчиковой игрой, а через развитие мелкой моторики рук, идёт и развитие речи.
Отбирая произведения фольклора для занятий с детьми раннего возраста, необходимо учитывать, чтобы они отражали все стороны жизни человека, развития взаимоотношений с окружающей действительностью общения со взрослым.
Произведения устного народного творчества (заклички, потешки, песенки, сказки) развивают речевой слух, умение слушать, различать звуки, развивают ритмичность и плавность речи, интонацию и выразительность, умение улавливать повышение и понижение голоса. Фольклорные произведения содержат много красочных и ярких словесных картинок, что позволяет обогащать детский словарный запас. Народные игры сопровождаются потешками, прибаутками с множеством повторов, где неоднократно произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. Всё это способствует запоминанию слов, активному их употреблению, формированию грамматического строя речи, развитию монологической и диалогической речи, развитию мелкой моторики. Постепенно дети начинают вводить народные потешки в свои игры — во время кормления куклы или укладывание ее спать.
Одна из форм игровой технологии - народная игра, которая развивает речь детей в доступной и интересной для них форме и даёт отличные результаты. Характерной особенностью народных игр является обучающее содержание, которое подаётся в игровой форме. Игры вызывают не только эмоциональный отклик, но и побуждают ребенка к активности: либо к простому наследованию действий по тексту, либо к выполнению комплекса действий в хороводе.
Речь малышей тесно связана с их практическими предметными действиями. Ребенок может говорить только о том, что видит и делает в данный момент. Поэтому связь слов с конкретными действиями очень важное условие формирования активной речи у детей, а большинство произведений устного народного творчества создавалось с целью развития двигательной активности ребёнка, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. К разновидностям народным играм относятся подвижные хороводные игры, игры – заводилки(«Ножками потопаем, ручками похлопаем, глазками помигаем, зубками постучим и немножко помолчим», звукоподражательные игры, игры с предметными и сюжетными картинками, игры с движениями кистей и пальцев рук, игры - потешки. Многие из них сопровождаются стихами, песенками, поговорками, пестушками которые отражают знакомые детям события. При организации этих игр целенаправленно создаю условия для развития у малышей разных сторон речи. («Курочка- Хохлатка», «Зайка серенький», «Раздувайся пузырь») Такие игры развивают слуховое восприятие, но и пополняют словарный запас, обогащают речь детей. Путём проговаривания вместе с педагогом словесного сопровождения подвижных игр у детей появляется желание говорить, подталкивает их к речевым контактам.
Ускорению «рождению» первых сознательных слов и увеличению запаса слов способствуют игры – потешки, в которых привлекается внимание детей к предметам, животным, людям. Например, при изучении домашних птиц и животных использую потешки : «Петя, Петя, петушок-золотой гребешок…», «Наши уточки с утра – кря–кря–кря!», «Пошел котик на торжок». Такие игры и упражнения стимулируют процесс речевого развития ребенка.
Таким образом, целенаправленное и систематическое использование игровой технологии в позволяет заложить фундамент психофизического
благополучия ребёнка, способствует повышению речевой активности, стремлению детей к общению, определяющего его успешность общего развития в дошкольный период детства.
Литература:
1. Борисенко М. Г., Датешидзе Т. А., Лукина Н. А., Учимся слушать и слышать. – СПб. : «Паритет», 2003. – 144 с.
2. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М. : МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2010. – 112 с.
3. Павлова Л. Н., Пилюгина Э. Г., Волосова Е. Б., Раннее детство : Познавательное развитие. Методическое пособие. – М. : Мозайка– Синтез, 2000. – 152 с.
4. Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 287 с.
5. Широкова Г. А. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста. Диагностика. Игры. Упражнения. – Ростов н/ Д: Феникс, 2006. – 256 с.
6. Пенькова Л. А., Коннова З. П. Развитие игровой активности дошкольников. – Издательство: Сфера. 2010. – 128 с.