Мария Бакшина
Консультация «Художественная литература как средство воспитания патриотических чувств у детей» в старшей группе возраста
▼ Скачать
Наряду с сохранением и укреплением здоровья детей и развитием всестороннее развитой личности в ДОУ, важной задачей является воспитание нравственных качеств маленького человека. А патриотическое воспитание-это часть нравственного воспитания. В основе патриотического воспитания
лежит не навязывание, а духовное самоопределение маленького человека.
Публикация «Консультация „Художественная литература как средство воспитания патриотических чувств у детей“ в старшей группе возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Старшая группа
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю на которой живешь. Поэтому детям надо знать и изучать культуру наших предков, знание истории своего народа, его культуры, поможет в дальнейшем с уважением относиться к культурным традициям своего народа.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей, является одной из основных задач дошкольного образования. Как сказал С. Михалков «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предыдущим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать полноценным патриотом».
Ребенок с момента своего рождения привыкает к окружающей его среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви к своему народу, семье, земле, воспринимаемыми в качестве родной естественной и привычной среды обитания человека, в широком смысле этого слова.
Патриотизм в современных условиях это - с одной стороны преданность своему Отечеству, а с другой - сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.
В чем проявляются чувства у детей дошкольного возраста? Как дошкольник может эти чувства выразить? Любовь маленького ребенка- дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, улице на которой живет, детскому саду, родному городу, поселку. Воспитывая простые чувства детей мы переходим к воспитанию более сложных.
В старшей группе продолжается работа, начатая с малышами, в средней группе. Ее основная задача показать детям красоту родного города, его достопримечательности, как давали названия улицам, знакомство с природой поселка, страны, с праздниками которые отмечают в нашей стране: День защитника Отечества, День космонавтики, 1 Мая, 9 мая и другие. Их основная задача – приобщить к истории и народным традициям своей страны.
Целью данной темы является – воспитание героизма, на конкретных героических примерах, исторических событиях, народных традициях и праздниках, по которым веками жила могучая Россия. Но при этом помнить о сегодняшнем дне, вместе с детьми постоянно прослеживать связь между стариной и днем настоящим, дать понять ребенку, что он хозяин своей Родины
-Я человек!
- Я живу на этой земле!
- Здесь мой дом, мои близкие и дорогие мне люди. Я люблю эту землю, мой родной край, все, что живет и радуется вместе со мной. Я хочу научиться заботиться о них.
- Я танцую, пою, слушаю музыку моего народа.
- Я учусь мастерить, рисовать у лучших мастеров моей страны
- Мне читают сказки. Легенды, былины о героях, их подвигах и отваге, о вечной победе добра над злом.
- Это все моя Родина.
Эти естественно развивающиеся чувства привязанности к Отеческим ценностям становятся предметом осмысления в процессе целенаправленного патриотического воспитания, где на их основе формируются убеждения и готовность действовать соответствующим образом.
Поэтому сильным средством воспитания любви к Родине, и формировании патриотических чувств является художественная литература.
С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему окно в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро, которое несут сказочные герои: Илья Муромец, Василиса Прекрасная и другие. Сказки волнуют, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым важным богатством трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ. Загадки, пословицы и поговорки – эти жемчужны народной мудрости воспринимаются ребенком легко и естественно. В них и юмор и грусть и глубокая любовь к человеку, к Отечеству. Сказки, пословицы и поговорки формируют начала любви к своему народу, к своей стране.
В средней группе так же продолжается работа по знакомству детей с русской культурой : чтение русских народных сказок, загадок, пословиц и поговорок, заучивание потешек, слушание и исполнение русских народных песен, хороводы, народные пляски, народные игры и забавы, встреча Масленицы, зимние забавы, проводы зимы и другие.
Важнейшей частью при формировании патриотических чувств является чтение художественной литературы :
С Михалкова «Кремлевские звезды»
В. Степанов «Наша Армия»
У нас создано для детей много высокохудожественных произведений разных жанров: стихи, рассказы, очерки.
Своеобразная энциклопедия для детей – книга С. Баруздина «Страна, где мы живем». Эта книга читается детям в течении длительного времени, не только потому, что она велика по объему, но, главное, потому, что дети должны все осознать и усвоить. Пусть они не запомнят всю информацию, содержащуюся в книге, но у них обязательно появиться представление о том, что наша страна большая, богатая, сильная и дружная.
После этой книги у детей непременно возникнет желание больше узнать и о природе страны, и о том, как работают люди, как добывают соль, нефть, растят хлеб и виноград, как живут охотники и рыбаки. Обо всем этом расскажут и другие книги: «Разноцветная земля» Н. Сладкова, «От края и до края» Н. Михаленко, «Про жаркую пустыню» Г. Ганейзера, «Прозрачный слоник» С. Гарина и многие другие.
В патриотическом воспитании детей велика роль книг о защитниках Родины. В том числе о первых воинах – богатырях, былины «Илья Муромец» и другие. Героизм волнует и притягивает к себе ребенка, рождает стремление к подражанию.
Читая детям рассказ, стихотворение, важно своими интонациями, логическими ударениями передать кульминационные моменты в произведении, заставить их волноваться и радоваться. Одна из любимых книг детей – книга Л. Кассиля «Твои защитники». Каждый рассказ в ней пример героизма.
Важно правильно определять время чтения того или иного произведения, учитывать настроения детей, предыдущую деятельность, т. е. делать все для того, что бы произведение воздействовало на ребенка в полной мере. Например воспитатель привел детей к памятнику павшим героям, ребята возложили цветы, постояли молча. Здесь можно почитать стихи М. Исаковского:
Куда б ни шел, не ехал ты
Но здесь остановись,
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись.
Кто б ни был ты – рыбак, шахтер,
Ученый иль пастух, -
Навек запомни: здесь лежит
Твой самый лучший друг.
И для тебя и для меня
Он сделал все, что мог
Себя в бою не пожалел,
А родину сберег.
Для воспитания патриотических чувств, гордости за свою страну необходимо читать детям так же произведения классиков русской литературы – А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, стихи С. А. Есенина, А. А. Блока, Ф. И. Тютчева. Нужно обязательно сказать, что произведения этих писателей известны во всем мире.
В связи с выше изложенным мы видим, что литература оказывает огромное влияние на нравственное и патриотическое воспитание дошкольника.