Елена Грачева
Консультация «Формирование временных представлений у старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин (особенно в наше время) : началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации уже с дошкольного возраста, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.
Темочки:
- Консультации для родителей
- Старшая группа
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
Время и пространство – наиболее трудные категории для усвоения дошкольниками, потому необходимо уделять им особое внимание. Время очень специфично, оно всегда в движении, оно нематериально, дети не могут его «увидеть». В связи с этим необходимо помочь дошкольникам усвоить временные характеристики (текучесть, непрерывность, необратимость, меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) и научить оперировать этими понятиями.
Пространственное ориентирование – это особый вид восприятия при помощи зрительного, слухового и кинестетического анализаторов. В дошкольном возрасте важно обеспечить действенное овладение детьми пространственной ориентацией. Они должны не только определять направления и отношения между предметами, но и уметь использовать эти знания: передвигаться в указанном направлении, располагать и перемещать предметы и др.
Неадекватное восприятие времени, неумение ориентироваться в нем, распределят его на различные дела, определять их продолжительность, текучесть и протяженность тех или иных действий, явлений и т. п., негативно скажутся не только на этапе обучения детей в школьный период, но и во всей их дальнейшей взрослой жизни. Даже к 7 годам не все дети точно определяют времена года, называют месяцы, а тем более определяют время по часам.
Сложно для детей и понимание смысла слов, обозначающих временные отношения в силу их относительности. Дошкольникам не всегда ясны, например, слова теперь сейчас или сегодня вчера завтра. Поэтому они часто спрашивают взрослых: «Сейчас уже завтра или еще сегодня?», «Сегодня это завтра?» и т. п.
Специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении – от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и «показать». Поэтому даже старшие дошкольники иногда сомневаются в существовании времени и просят : «Если время есть, покажи мне его». Поэтому в педагогической практике встает вопрос как ребенку показать время.
Можно предложить следующие упражнения, задания и вопросы детям для развития ориентировки во времени. Сутки: (утро, день, вечер, ночь) – Что наступит после ночи? Какое время суток перед днем? Между утром и вечером, какое время суток? Что раньше утро или вечер? Что позже вечер или ночь?
Неделя: – Называем дни недели по порядку. Понедельник, который по счету в неделе? Как называется пятый (третий, шестой, второй) день недели? Как называются выходные (рабочие) дни? Если сегодня вторник, то завтра будет? Если сегодня суббота то вчера была? Назови дни недели после четверга? Назови день недели между воскресеньем и вторником? Назови день недели перед средой?
Для развития пространственных ориентировок можно предложить детям такие задания :
– Покажи левую руку? Правое ухо? Левую ногу? Правый глаз? Какие предметы в комнате находятся слева от тебя? Справа? Сверху? Снизу?
Рассматривая иллюстрации в любой книге, можно задавать вопросы: что находится слева от, справа, сзади, за, над, перед, под, между, рядом, около, возле?
Можно выполнить с детьми рисуночный диктант, например: дать ребенку лист бумаги с нарисованной посередине листа елочкой и сказать ему: «Нарисуй: под елкой гриб (пауза – ребенок рисует, над елкой солнце (пауза, справа – пенек (пауза, слева – цветок (пауза, перед елкой зайца (пауза, на елке – птичку.
Большую роль в развитии пространственных ориентировок играет выполнение детьми графических упражнений на листе бумаги в клетку. Дошкольники рисуют фигуры, узоры по образцу или под диктовку взрослого. Например: одна клеточка вверх, одна клеточка направо, одна клеточка вверх, одна клеточка направо, одна клеточка вниз, одна клеточка направо, одна клеточка вниз, одна клеточка направо, и т. д. Все задания даются с паузами, оставляя время на их выполнение. Узоры могут быть различными.
В процессе разнообразных видов деятельности на детей воздействует весьма сложный комплекс раздражителей, в котором временные отношения являются лишь слабым и попутным компонентом. Время, чередование его определенных отрезков необходимо сделать предметом специального внимания детей, для чего надо организовать соответствующую деятельность, направленную на измерение времени при помощи приборов, демонстрирующих те или иные промежутки времени и их взаимосвязь. Такая деятельность создает наиболее благоприятные условия для формирования четких представлений о времени.
Таким образом, знакомство детей с категорией времени, формирование у них временных представлений должно происходить с опорой на конкретный наглядный материал, отражающий временные и сезонные изменения в природе, включать предметно – практическую деятельность, собственный опыт ребёнка, различные дидактические игры, направленные на развитие умения решать несложные бытовые или режимные задачи на время и соотносить временные понятия, как собственной деятельностью, так и занятиями сверстников, родителей и других взрослых.
Список литературы
1. Бакулина, С. Н. Формирование представлений о времени и пространстве у старших дошкольников / С. Н. Бакулина. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ped-kopilka.ru/vospitateljam/metodicheskie-rekomendaci/formirovanie-predstavlenii-o-vremeni-i-prostranstve-u-starshih-doshkolnikov.html
2. Габова, М. А. Математическое развитие детей дошкольного возраста : теория и технология: учебное пособие / М. А. Габова. - М. : Директ-Медиа, 2014. - 534 с.
3. Дополнительная общеобразовательная программапо математике «Календарный год: за зимой весна идет.» для детей старшего дошкольного возраста. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/sites/default/files/2018/03/06/programma_kalendarnyy_god_tarverdieva_k_v.pdf
4. Костикова Д. А. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста / Д. А. Костикова. – Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2010. –221 с.
5. Николаева, М. Л. Формирование временных представлений у детей / М. Л. Николаева. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2018/11/11/konsultatsiya-dlya-vospitateley-formirovanie-vremennyh