Галина Иванова
Консультация для воспитателей «Творчество художника — сказочника Ивана Билибина».
▼ Скачать + Заказать документы
Творчество художника - сказочника Ивана Билибина.
Сказку создал народ. В ней отразилась его жизнь. Но это только одна из сторон сказки. Чтобы рассказать о своей жизни, народ создал и другие жанры устного творчества : предание, сказ, песню. Мир сказки – это мир, каким он должен быть по народным представлениям, - справедливый и прекрасный.
Публикация «Консультация для воспитателей „Творчество художника — сказочника Ивана Билибина“,» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Художники. Знакомство с картинами художников
- Темочки
Именно сказка нужна была Билибину, чтобы уйти от реальности в область фантазии, чтобы обрести духовную основу. Найти свою тему ему помог художник Виктор Васнецов. «Я увидел у Васнецова то, к чему смутно рвалась и по чему тосковала моя душа», - вспоминал Билибин.
В картинах Васнецова Ивану Яковлевичу открылся новый, почти неведомый мир русской народной сказки. И мир этот настолько покорил его своей поэтичностью, что художник навсегда становится его певцом. Но чтобы эта тема стала истинно своею, необходимо было прикоснуться к первоисточнику – к народной жизни, фантазии, искусству, к природе, среди которой живёт народ. Он едет в затерявшуюся в лесах деревеньку Егну Весьегонского уезда Тверской губернии. Летом 1889 года здесь родилась полная чудес, любимая и детьми и взрослыми, знаменитая «билибинская» детская книга.
В то памятное лето Билибин рисовал первую книжку – «Сказка об Иване-царевиче и о Сером волке» и стал одним из родоначальником детской иллюстрации в нашей стране. Он нарисовал к сказке три больших, во всю книжную страницу, иллюстрации. Называют их страничными. Три рисунка в половину страницы. Рисунок-заставку, предваряющий текст, концовку, пейзажные и орнаментальные рамки, обложку. Получилась тонкая, но большая по формату книга-брошюра.
Художник сразу нашел то, что в основных чертах определит всю его дальнейшую работу. Вовремя начал иллюстрировать народные сказки – поэтичность и народность становятся одним из критериев художественности; он нашел свой стиль.
В Егнах Билибин ни на секунду не расставался с томиком русских сказок, собранных А. Н. Афанасьевым. Больше всего его привлекали в сборнике волшебные сказки. Одновременно со сказкой об Иване-царевиче художник иллюстрирует «Царевну-Лягушку», а чуть позже – «Пёрышко Финиста Ясна-Сокола», «Василису Прекрасную» и «Марью Моревну». В них воплощено ощущение опасности, которой подвергается человек перед лицом незримых могущественных сил враждебного мира. Все они полны воспоминаний о древних поверьях, магических обрядах, и художник иллюстрирует их все в едином образном и графическом ключе. Особенно удалась ему «Василиса Прекрасная» и самым впечатляющим во всей книге является образ леса. Лес – это действующее лицо. Он – олицетворение, той тёмной силы, которая неизвестно откуда угрожает человеку. Ведь именно так воспринимали его люди в те «баснословные» времена, когда складывались первые сказки.
Все иллюстрации окружены широкими орнаментальными рамками, как деревенские окна резными наличниками. Они не только декоративны, но и содержательны, вторят основному настроению иллюстрации. Крупный масштаб страничных иллюстраций делает образы героев сказки более значительными и монументальными.
Декоративно-орнаментальная и одновременно изобразительная линия, лежащая на плоскости листа и подчеркивающая её, в то же моделирующая объём и вводящая его в пространственную иллюзорную глубину, - вот то главное, что определяет графический стиль Билибина.
Становление «билибинского стиля» и его безусловный успех очень показательны. Они свидетельствуют о рождении нового вида изобразительного искусства – графики. XIX век знает рисунок, гравюру, но не знает графики. Но на рубеже XX века происходит становление рисунка нового типа, в котором сошлись приёмы гравюры и рисунка и то же время появилось нечто новое, что позволило определить его новым понятием – графика.
Современники сразу признали появление этого вида искусства. «Для Билибина фея-графика нарядилась в узорный сарафан, каким щеголяли деревенские красавицы Севера, и заговорила на языке былин и сказок», - писал критик Сергей Лукомский.
Обыкновенно Билибин расцвечивал акварелью уже обведённый тушью контур. Но были и случаи, когда он раскрашивал специально изготовленный в типографии оттиск, который после этого опять уходил в типографию для дальнейшего воспроизведения.
Сам стиль художника в большой мере сформировался под влиянием требований, которые предъявляли ему полиграфисты. Контурный рисунок, равно как и залитые однотонным цветом плоскости, почти точно воспроизводились при печати. Поэтому часто рисунок Билибина, воспроизведённый в книге, не только не проигрывал, а наоборот, становился более эффектным и декоративным.
Графика, как отдельный вид искусства, возникла, когда осознала свою неразрывность с полиграфией, когда органично вошла в книгу, став её составной частью. И Билибин был одним из первых, кто пошёл по этому пути. Недаром современники называли его «первым профессионалом книги».
Иван Яковлевич был первым из художников, кто непосредственно создал детскую книгу, в основе которой лежит народная сказка. Когда он приступил к созданию иллюстраций к народным сказкам, то почти ничего не знал о русской народной культуре. А то, что знал, было взято Виктора Васнецова, Малютина. Художник начинает всерьёз изучать русскую национальную культуру. Для сбора произведений народного искусства Билибин отправляется в экспедицию в Вологодскую губернию, знакомится и самым пристальным образом изучает обширные территории русского Севера.
Годы работы сделали Билибина признанным знатоком народного искусства. Это дало ему возможность не только достоверно передавать в акварелях каждую деталь старинного быта, но и полным знанием дела найти собственное решение проблемы национального своеобразия современного ему русского искусства.
Билибин складывался как художник в период расцвета русского пейзажа. Картины природы в полотнах К. Саврасова, И. Левитана, В. Серова и др. приобретают в то время особую лиричность. Эта лиричность свойственна и пейзажам Ивана Яковлевича. В них художник воплощает вневременное состояние природы.
В иллюстрациях к сказкам А. С. Пушкина (Сказка о царе Салтане) художник поражает точным знанием каждой подробности и каждой детали. Она (деталь) конкретна: изба маленькая, чтоб тепло держала, нарядное крыльцо с коньком, витыми колонками, вдали – распространённая на Руси шатровая церквушка, завершающаяся луковичной главкой, и роскошная, с «долгими» рукавами шуба на царских плечах, крытая парчой и бархатом, - это всё достоверные приметы Руси. Причём северной Руси. Билибин ярко и эффектно сумел воплотить в иллюстрациях зрелищность пушкинской сказки.
Для чего создаются прекрасные детские сказки и иллюстрации к ним? Чтобы растущий человек обращался к ним вновь и вновь, вычитывая и высматривая в них всё новые и новые глубины. Первое прочтение такой книги в раннем детстве – это посев семени в благодатную почву. Второе, третье, десятое – это прорастание семени в стебелёк, в деревце, в прекрасное зрелое дерево.
Прекрасные детские книги создаются для детей и взрослых. Такими представляются иллюстрации Ивана Яковлевича Билибина к ним.
Литература: Семенов О. С. Иван Билибин (Рассказ о художнике-сказочнике) : Очерк. / О. С. Семенов. – М. : Детская литература, 1986 г.