МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Творчество художника — сказочника Ивана Билибина».

Галина Иванова
Консультация для воспитателей «Творчество художника — сказочника Ивана Билибина».
▼ Скачать + Заказать документы

Творчество художника - сказочника Ивана Билибина.

Сказку создал народ. В ней отразилась его жизнь. Но это только одна из сторон сказки. Чтобы рассказать о своей жизни, народ создал и другие жанры устного творчества : предание, сказ, песню. Мир сказки – это мир, каким он должен быть по народным представлениям, - справедливый и прекрасный.

Публикация «Консультация для воспитателей „Творчество художника — сказочника Ивана Билибина“,» размещена в разделах

Именно сказка нужна была Билибину, чтобы уйти от реальности в область фантазии, чтобы обрести духовную основу. Найти свою тему ему помог художник Виктор Васнецов. «Я увидел у Васнецова то, к чему смутно рвалась и по чему тосковала моя душа», - вспоминал Билибин.

В картинах Васнецова Ивану Яковлевичу открылся новый, почти неведомый мир русской народной сказки. И мир этот настолько покорил его своей поэтичностью, что художник навсегда становится его певцом. Но чтобы эта тема стала истинно своею, необходимо было прикоснуться к первоисточнику – к народной жизни, фантазии, искусству, к природе, среди которой живёт народ. Он едет в затерявшуюся в лесах деревеньку Егну Весьегонского уезда Тверской губернии. Летом 1889 года здесь родилась полная чудес, любимая и детьми и взрослыми, знаменитая «билибинская» детская книга.

В то памятное лето Билибин рисовал первую книжку – «Сказка об Иване-царевиче и о Сером волке» и стал одним из родоначальником детской иллюстрации в нашей стране. Он нарисовал к сказке три больших, во всю книжную страницу, иллюстрации. Называют их страничными. Три рисунка в половину страницы. Рисунок-заставку, предваряющий текст, концовку, пейзажные и орнаментальные рамки, обложку. Получилась тонкая, но большая по формату книга-брошюра.

Художник сразу нашел то, что в основных чертах определит всю его дальнейшую работу. Вовремя начал иллюстрировать народные сказки – поэтичность и народность становятся одним из критериев художественности; он нашел свой стиль.

В Егнах Билибин ни на секунду не расставался с томиком русских сказок, собранных А. Н. Афанасьевым. Больше всего его привлекали в сборнике волшебные сказки. Одновременно со сказкой об Иване-царевиче художник иллюстрирует «Царевну-Лягушку», а чуть позже – «Пёрышко Финиста Ясна-Сокола», «Василису Прекрасную» и «Марью Моревну». В них воплощено ощущение опасности, которой подвергается человек перед лицом незримых могущественных сил враждебного мира. Все они полны воспоминаний о древних поверьях, магических обрядах, и художник иллюстрирует их все в едином образном и графическом ключе. Особенно удалась ему «Василиса Прекрасная» и самым впечатляющим во всей книге является образ леса. Лес – это действующее лицо. Он – олицетворение, той тёмной силы, которая неизвестно откуда угрожает человеку. Ведь именно так воспринимали его люди в те «баснословные» времена, когда складывались первые сказки.

Все иллюстрации окружены широкими орнаментальными рамками, как деревенские окна резными наличниками. Они не только декоративны, но и содержательны, вторят основному настроению иллюстрации. Крупный масштаб страничных иллюстраций делает образы героев сказки более значительными и монументальными.

Декоративно-орнаментальная и одновременно изобразительная линия, лежащая на плоскости листа и подчеркивающая её, в то же моделирующая объём и вводящая его в пространственную иллюзорную глубину, - вот то главное, что определяет графический стиль Билибина.

Становление «билибинского стиля» и его безусловный успех очень показательны. Они свидетельствуют о рождении нового вида изобразительного искусства – графики. XIX век знает рисунок, гравюру, но не знает графики. Но на рубеже XX века происходит становление рисунка нового типа, в котором сошлись приёмы гравюры и рисунка и то же время появилось нечто новое, что позволило определить его новым понятием – графика.

Современники сразу признали появление этого вида искусства. «Для Билибина фея-графика нарядилась в узорный сарафан, каким щеголяли деревенские красавицы Севера, и заговорила на языке былин и сказок», - писал критик Сергей Лукомский.

Обыкновенно Билибин расцвечивал акварелью уже обведённый тушью контур. Но были и случаи, когда он раскрашивал специально изготовленный в типографии оттиск, который после этого опять уходил в типографию для дальнейшего воспроизведения.

Сам стиль художника в большой мере сформировался под влиянием требований, которые предъявляли ему полиграфисты. Контурный рисунок, равно как и залитые однотонным цветом плоскости, почти точно воспроизводились при печати. Поэтому часто рисунок Билибина, воспроизведённый в книге, не только не проигрывал, а наоборот, становился более эффектным и декоративным.

Графика, как отдельный вид искусства, возникла, когда осознала свою неразрывность с полиграфией, когда органично вошла в книгу, став её составной частью. И Билибин был одним из первых, кто пошёл по этому пути. Недаром современники называли его «первым профессионалом книги».

Иван Яковлевич был первым из художников, кто непосредственно создал детскую книгу, в основе которой лежит народная сказка. Когда он приступил к созданию иллюстраций к народным сказкам, то почти ничего не знал о русской народной культуре. А то, что знал, было взято Виктора Васнецова, Малютина. Художник начинает всерьёз изучать русскую национальную культуру. Для сбора произведений народного искусства Билибин отправляется в экспедицию в Вологодскую губернию, знакомится и самым пристальным образом изучает обширные территории русского Севера.

Годы работы сделали Билибина признанным знатоком народного искусства. Это дало ему возможность не только достоверно передавать в акварелях каждую деталь старинного быта, но и полным знанием дела найти собственное решение проблемы национального своеобразия современного ему русского искусства.

Билибин складывался как художник в период расцвета русского пейзажа. Картины природы в полотнах К. Саврасова, И. Левитана, В. Серова и др. приобретают в то время особую лиричность. Эта лиричность свойственна и пейзажам Ивана Яковлевича. В них художник воплощает вневременное состояние природы.

В иллюстрациях к сказкам А. С. Пушкина (Сказка о царе Салтане) художник поражает точным знанием каждой подробности и каждой детали. Она (деталь) конкретна: изба маленькая, чтоб тепло держала, нарядное крыльцо с коньком, витыми колонками, вдали – распространённая на Руси шатровая церквушка, завершающаяся луковичной главкой, и роскошная, с «долгими» рукавами шуба на царских плечах, крытая парчой и бархатом, - это всё достоверные приметы Руси. Причём северной Руси. Билибин ярко и эффектно сумел воплотить в иллюстрациях зрелищность пушкинской сказки.

Для чего создаются прекрасные детские сказки и иллюстрации к ним? Чтобы растущий человек обращался к ним вновь и вновь, вычитывая и высматривая в них всё новые и новые глубины. Первое прочтение такой книги в раннем детстве – это посев семени в благодатную почву. Второе, третье, десятое – это прорастание семени в стебелёк, в деревце, в прекрасное зрелое дерево.

Прекрасные детские книги создаются для детей и взрослых. Такими представляются иллюстрации Ивана Яковлевича Билибина к ним.

Литература: Семенов О. С. Иван Билибин (Рассказ о художнике-сказочнике) : Очерк. / О. С. Семенов. – М. : Детская литература, 1986 г.

Публикации по теме:

«Методика использования произведений устного народного творчество в детском саду». Консультация для воспитателей Припевки, потешки, маленькие народные песенки дети слышат с самого раннего возраста. Взрослые используют их, чтобы успокоить ребенка, развеселить,.

Фотоотчет Мероприятия «Праздника Ивана Купала»Фотоотчет Мероприятия «Праздника Ивана Купала» Колотовичева Юлия Сергеевна Открытое мероприятие праздника "Ивана купала" Описание: Сценарий летнего праздника для детей старшего дошкольного.

Фотооотчет: «Мой дружок — Снеговичок!!!» Совместное творчество родителей, детей и воспитателей.Фотооотчет: «Мой дружок — Снеговичок!!!» Совместное творчество родителей, детей и воспитателей. В этом году мы решили устроить парад - Снеговиков!Пригласили родителей принять участие в конкурсе: «Мой дружок – Снеговичок»!Мастерили.

Фотоотчёт творческого конкурса «Пластилиновые фантазии на зимнюю тему» (совместное творчество родителей, детей, воспитателей)Фотоотчёт творческого конкурса «Пластилиновые фантазии на зимнюю тему» (совместное творчество родителей, детей, воспитателей) Лепка – один из видов изобразительной техники. Это наиболее простой и доступный способ создания художественных работ. Лепка может быть предметной,.

Консультация для родителей «Развивайте творчество у детей» Осень - чудная пора! Еще стоят теплые солнечные денечки, а деревья стоят уже в своем золотом убранстве! Постарайтесь использовать их для.

Консультация для воспитателей «Декоративно-прикладное творчество как фактор развития личности детей» МДОУ «Детский сад комбинированного вида №227» Консультация для воспитателей Тема: «Декоративно-прикладное творчество, как фактор развития.

Консультация для воспитателей «Повышение двигательной активности воспитателей» Консультация для воспитателей «Повышение двигательной активности воспитателей»«Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой.

Сценарий открытого мероприятия «Ивана Купала» Колотовичева Юлия Сценарий открытого мероприятия "Ивана Купала" Действующие лица: Купалинка (ведущая) Лесовичок Кикимора с русалками Водяной.

Конспект занятия «Письма Доброго Сказочника» Цель: развитие коммуникативной деятельности детей. Задачи: -развивать у детей навыки общения,дружеские отношения к окружающим -прививать.

Творчество воспитателей. Стихотворения Город мой любимый, Ставрополь родной! Ты такой красивый, чистый, небольшой! Улицы зелёные, площади в цветах, Ангел возвышается, освящая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Творчество художника — сказочника Ивана Билибина».
Опубликовано: 13 марта 2017 в 18:21
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Творчество художника — сказочника Ивана Билибина».» (включая файлы) размещена пользователем Галина Иванова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД