Папки-передвижки

«Методика использования произведений устного народного творчество в детском саду». Консультация для воспитателей

Ирина Пугачева
«Методика использования произведений устного народного творчество в детском саду». Консультация для воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы

Припевки, потешки, маленькие народные песенки дети слышат с самого раннего возраста. Взрослые используют их, чтобы успокоить ребенка, развеселить, просто поговорить. Такие процессы как одевание, прием пищи и рд., требуют сопровождения словом. И здесь русское народное творчество незаменимо. Оно способствует созданию положительного настроя. В. М. Фидяевская описала целую группу игр основанных на устном народном творчестве.

Публикация «„Методика использования произведений устного народного творчество в детском саду“, Консультация для воспитателей» размещена в разделах

Чтение фольклорных произведений требует от взрослого большого мастерства. В соответствии с содержанием, формой, языком, установившейся традицией, потешки, песенки произносятся просто, ласково, весело, эмоционально, близко к живой разговорной речи. Чтение малых фольклорных произведений проводится в форме теплой беседы, веселой, увлекательной игры, при сопровождении слова движением, которое должно совпадать с моментом производимого ребенком движения или действия. Так, например, чтение потешки «Сорока – белобока» проводится в виде своеобразной игры воспитателя с ребенком. Начиная рассказывать, взрослый держит ладошкой вверх ручку ребенка, а пальчиком другой водит по ней, как бы помешивая воображаемую кашу. При словах «этому дала» загибает один пальчик за другим, при словах «ты мал» покачивает мизинчиком.

В младшем дошкольном возрасте дети не могут воспринимать быстрой речи (как, например скороговорки). По этой причине потешки, народные песенки читаются неторопливо, отчетливо, чтобы ребенку был ясен смысл каждого слова. Необходимо строго соблюдать логические, психологические и ритмические паузы, четко выделяя главное слово в предложении, чтобы ребенок обратил на него внимание, и чтобы оно отложилось в его памяти.

К чтению детям фольклорных произведений следует тщательно готовиться, заранее продумывать выполняемые действия, обязательно заучивать наизусть текст и выразительно рассказывать.

Многогранность фольклористики обнаруживается также в том, что звукосочетания – наигрыши взрослый использует в сочетании с игровыми приемами: похлопывает в ладоши, выполняет «пляшущие» ритмичные движения руками, включает плясовые элементы. Более того, в такт ритмичным звукосочетаниям – наигрышам можно включить показ произведений народного прикладного творчества – расписные деревянные ложки, свистульки, матрешек.

Малые формы фольклора можно использовать при формировании навыков самообслуживания и гигиены. Показ трудового действия сопровождается потешкой, песенкой. Например, обучая мыть руки и вызывая радостное настроение, модно сопроводить процесс словами: «Чистая водичка, моет Саше личико, Анечке – ладошки, а пальчики Сережке». Все это поможет запомнить последовательность процедуры и веселую потешку. Для того чтобы дети могли наглядно представить себе жесты, мимику, позу того или иного персонажа потешки, прибаутки почувствовать свое отношение к нему, можно использовать «живые картинки». Например, при чтении потешки «Сорока – белобока» воспитатель ставит деток сороки друг за другом и раздает им кашу, а самому последнему, «который ни чего не делал», говорит: «А ты постой, вот тебе горшок пустой». Подобные «живые картинки» позволят правильно понять и эмоционально передать содержание.

Чтобы прибаутка, песенка или байка прочно вошла в жизнь ребенка, надо ему помочь осознать ее содержание. Не просто прочитать, а продумать, в какой форме преподнести, чтобы вызвать эмоциональный отклик. Так, например, разучивая потешку «Пошел котик на торжек» можно использовать шапочку кота, пирожки.

Богатейший материал для воспитания нравственных качеств содержат в себе пословицы и поговорки «Пословица не мимо молвится». Фольклор дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладевать родным языком. Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений, мелких определений. Их можно использовать в любой ситуации. Они становятся верными помощниками в формировании трудолюбия и дружелюбия. Их можно использовать в различных ситуациях. «От скуки бери дело в руки» – говорит воспитатель и предлагает выполнить посильную работу (навести порядок в кукольном уголке, дети охотно приступают к делу. После того как работа закончена, можно провести беседу, почему так говорится в пословице. Совместный труд – эффективный метод воспитания дружелюбия «Берись дружно, не будет грузно».

Загадки – полезное упражнение для детского ума. Учить детей отгадывать можно как предлагает Е. И. Тихеева. На стол выставляется несколько игрушек, для каждой подбирается загадка: «Идет мохнатый, идет бородатый, рожищами помахивает, бородищей потряхивает, копытами постукивает». Нужно обратить внимание детей на яркую, образную характеристику игрушки. Позже можно предложить детям по той или иной игрушке самим придумать загадку. Иногда можно начать занятие загадкой. Дети должны отгадать, что они будут рисовать, лепить.

Использование произведений малых фольклорных форм для детей старшего дошкольного возраста можно включить в фольклорные утренники, вечера, развлечения, инсценировки, например: «На бабушкином дворе», «Труд кормит, а лень портит» (автор Л. Исаев, «За околицей» (автор Н. Любиченко) и др.

4. НАРОДНЫЕ СКАЗКИ, ИХ РОЛЬ В ОБЩЕМ И РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ.

Гениальными произведениями народного творчества являются народные сказки. Они издавна составляют элемент народной педагогики.

Само слово «сказка» происходит от «сказывать» (говорить, рассказывать). С этим связана и простая разговорная манера ее преподнесения. Народная сказка по своей природе тяготеет к тому, чтобы ее рассказывали. Именно так родились сказки, так они живут до сих пор – в передаче рассказчиков. Читающий по книге или лучше наизусть как бы обращается к детям, желая воспроизвести историю, событие, случай свидетелем которого он был сам или необычность которого намерен передать «Я там был…», «Жили – были…» и др.

Сказки пользуются большой популярностью у детей младшего и среднего дошкольного возраста. Они прочно вошли в детский быт. По своему содержанию, народная сказка, вполне доступна маленькому ребенку, близка его мышлению, представлению.

Сказка вызывает у дошкольников любовь и интерес своей яркостью образов, необычностью, загадочностью, занимательностью событий, неограниченными возможностями для фантазии, выдумки, игры ума. Познавательные сказки о труде, о вещах, о технике, о природе интересны дошкольникам. В образной форме показывают детям сущность явлений, формируют мышление, подготавливают научное миропонимание, учат беречь вещи, созданные человеческим трудом, любить и охранять окружающую природу.

В сказках жизненная правда народа раскрывается в развернутом повествовании. Яркая наглядность художественных образов, совершенство и простота композиции, богатство языка сказок способствуют глубокому и устойчивому восприятию ребенком идей народа, отразившихся в них, его представлений о добре и зле, о правде и несправедливости, о человеческой красоте. Сказки развивают личность ребенка, они пробуждают его фантазию, учат мечтать.

«Хорошо рассказанная сказка – это уже начало культурного воспитания, - писал А. С. Макаренко. – Былобы весьма желательно, если бы на каждой книжной полке был сборник сказок… Выбор сказки имеет большое значение… Лучшими сказками для малышей всегда будут сказки о животных. В сказочном богатстве этих сказок очень много, и они очень хороши. По мере роста ребенка можно переходить к сказкам о человеческих отношениях, где уже изображается борьба между бедным и богатым.» (Макаренко А. С. Соч. в 7-ми т., т. 4. М., 1957 с 417-421)

По мнению В. А. Сухомлинского, «сказка, игра фантазии – животворный источник детского мышления…Через сказочные образы в сознание детей входит слово с его тончайшими оттенками; оно становится средством выражения мыслей и чувств. Под влиянием чувств, пробуждаемых сказочными образами, ребенок учится мыслить словами. Без сказки – живой, яркой, овладевшей сознанием и чувствами ребенка, - невозможно представить детского мышления и детской речи. Дети находят глубокое удовлетворение в том, что их мысль живет в мире сказочных образов. Несколько раз ребенок может пересказывать одну и ту же сказку и каждый раз открывает в ней что-то новое. В сказочных образах – первый шаг от яркого, живого, конкретного к абстрактному…Ребенок знает, что в мире нет ни Бабы Яги, ни Царевны – лягушки, на Кащея Бессмертного, но он воплощает эти образы добро и зло, и каждый раз, рассказывая одну и туже сказку, выражает свое отношение к плохому и хорошему.

Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, а и откликается.

Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки – в глубине ее содержания; созданные народом сказочные образы; живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она – творение народа. Сказка – это духовное богатство народной культуры, познавая которое, ребенок познает сердцем родной народ.» (Сухомлинский В. А. «Сердце отдаю детям» Изд. 2-е. Киев. 1972 с 153-154)

Особенностям восприятия сказок дошкольниками отвечает широкое использование диалогов, всякого рода песенок, юмора, а также устойчивых характеристик, которые почти не меняются при переходе из сказки в сказку. Они на всю жизнь сохраняются и служат опорой для многообразных ассоциаций при оценке личностных и социальных качеств людей. Эти особенности облегчают ребенку восприятие и запоминание текстов. В сказках дети умеют оценить и интересные словесные приемы, используемые в рассматриваемом жанре, и удивительную изобретательность, которая сказалась в многочисленных именах и прозвищах персонажей.

Самыми любимыми у дошкольников становятся волшебные русские народные сказки с их чудесным вымыслом, фантастичностью, развитым сюжетным действием, полным конфликтов, препятствий, драматических ситуаций, разнообразных мотивов (коварство, чудесная помощь, противодействие сил и др.). Русские народные сказки, такие, как «Василиса прекрасная», «Хаврошечка», «Царевна – лягушка» и многие другие, открывают простор для чувств и мыслей ребенка о сложном мире, непримиримой борьбе добра и зла, где дети утверждаются в неизбежной победе добра над злом, удивляются чудесам и тайнам.

Через художественные образы народных сказок у детей вырабатывается умение осмысливать содержание произведений. Через сказку взрослый может научить детей замечать художественную форму, выражающую содержание, богатство языка, осваивать его, обогащать речь образными выражениями, оборотами; наряду с этим развивать у детей понимание красоты родного языка, его выразительности, меткости. Сказки вводят ребенка в мир животных, наделенных чертами, свойственными человеку: они умеют говорить, думать.

Освоение в детстве этого художественного материала поможет в дальнейшем от народных сказок легко перейти к замечательным сказкам А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, С. Т. Аксакова и многих других авторов.

Богатейшая сокровищница языка – народная сказка может быть полностью использована в воспитании детей дошкольников только в том случае, если они будут слышать рассказывание сказок, наслаждаться музыкой народной речи.

Литература:

1. Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая, В. И. Логинова «Ребенок и книга», М. «Просвещение» 1992г.

2. А. П. Усова «Русское народное творчество детскому саду», М. «Просвещение» 1972г.

3. «Художественное творчество в детском саду» Под редакцией Н. А. Ветлугиной, М. «Просвещение» 1974г.

4. Г. Шинкарь, И. Новикова «Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста», «Д\В» – 1990 № 10

5. Л. Павлова «Роль фольклора и художественной литературы в ознакомлении с окружающим детей дошкольного возраста», «Д\В» – 1987 № 11

6. Н. Орлова «Использование пословиц и поговорок в работе с детьми» «Д\В» – 1984 № 4

7. Л. Павлова «Фольклор для маленьких» «Д\В» – 1990 № 4, 1990 № 7, 1990 № 12

8. Е. Дмитриева «Как читать детям народные сказки» «Д\В» – 1984 № 6

1988 № 9

9. М. М. Алексеева, В. И. Яшина «Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста», М. «Академия» 2000г.

Публикации по теме:

Социально-половое воспитание в детском саду. Консультация для родителей и воспитателей Гендерное воспитание в детском саду. Биологический и социальный пол — гендер. Миллиарды людей живут на планете Земля. Мы относимся к разным.

Консультация для родителей. Тема: Влияние устного народного творчества на интеллектуальное и речевое развитие детей. Методическая разработка: консультация для родителей. Тема: Влияние устного народного творчества на интеллектуальное и речевое развитие детей.

Консультация для воспитателей «Дыхательные упражнения на музыкальных занятиях в детском саду» Для взрослых не секрет, что ребёнок-дошколёнок любит петь и танцевать, что счастливые моменты его жизни всегда сопровождает музыка. Музыкальные.

Консультация для воспитателей «Особенности общения детей в Вальдорфском детском саду» Слово «вальдорфская» происходит от названия немецкой табачной фабрики «Вальдорф-Астория». Именно перед рабочими этой фабрики в начале прошлого.

Консультация для воспитателей «Оздоровительная работа в детском саду» Одной из задач нашей работы является обеспечение полноценного физического развития детей, а также охрана жизни и здоровья наших воспитанников.

Консультация для воспитателей «Летняя оздоровительная работа в детском саду и её планирование» В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Полноценное физическое развитие и здоровье.

Консультация для воспитателей «Утренняя гимнастика в детском саду» Консультация для воспитателей. Утренняя гимнастика в детском саду. Утренняя гимнастика - комплекс специально подобранных упражнений, нацеленных,.

Консультация для воспитателей «Влияние устного народного творчества на развитие речи дошкольников» Устное народное творчество- это история народа, его духовное богатство. Народное поэтическое слово помогает обогащать среду, в которой растут.

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание в детском саду». Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание в детском саду». «Мир, окружающий ребёнка,- это прежде всего мир природы с бесконечным.

Консультация-практикум для воспитателей «Организация досуговой деятельности в детском саду» Все мы любим наблюдать за детьми во время праздника. Видеть, как меняются их напряжённые лица, как хмурятся их маленькие брови. Как тревожно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Методика использования произведений устного народного творчество в детском саду». Консультация для воспитателей
Опубликовано: 27 декабря 2016 в 16:12
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Методика использования произведений устного народного творчество в детском саду». Консультация для воспитателей» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Пугачева (УИ 548796) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД