Светлана Храмцова
Консультация для воспитателей «Технология проектного обучения»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей «Технология проектного обучения».
Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Публикация «Консультация для воспитателей „Технология проектного обучения“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.
Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией
Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.
Типы проектов в ДОУ
(по Л. В. Киселевой)
1. По количеству участников: индивидуальный;
парный;
групповой (от 3 до 10-12 человек);
фронтальный (вся группа).
2. По продолжительности: краткосрочный (1-4 недели);
среднесрочный (от 1 месяца до 5);
долгосрочный (от 6 месяцев до 9).
3. По содержанию: монопроект (одна образовательная область); чаще применяются в школе (биология, история).
интегративный (две и более образовательных обл).
4. По доминирующему виду деятельности: В разных источниках виды проектной деятельности называются по-разному,
Исследовательско-познавательный - полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием; дети совместно с взрослыми формулируют проблему исследования, обозначают задачи, определяют методы, источники информации, изучают, обсуждают полученные результаты, выводы, оформляют результаты исследования.
Исследовательские проекты могут носить индивидуальный характер и способствуют вовлечению ближайшего окружения ребенка (родителей, друзей, братьев и сестер) в сферу его интересов.
Например: Миша не пользовался популярностью у детей: его редко принимали в игру. Когда в группе была организована проектная деятельность, Миша предложил исследовательский проект, посвященный устройству автомобиля. Он разобрался в устройстве основных блоков автомобиля, научился различать марки и описывать их преимущества и недостатки. После презентации своего проекта Миша стал своеобразным экспертом по автомобилям и приобрел авторитет у мальчиков. Исследовательский проект «Почему кусаются собаки?»
Творческие - предполагают соответствующее оформление результатов в виде детского праздника, детского дизайна. Дети договариваются о планируемых результатах и форме их представления (совместная газета, видеофильм, праздник). (со второй младшей группы) Пример: проект создания уголка по конструированию или проект «Зимние забавы»
Игровые - участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы. (со второй младшей группы).
Информационно-практико-ориентированный - дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы. (оформление папки, выставки, (со средней группы). Пример: «Здоровье ребенка в наших руках»
Комбинированные (универсальные) – представления с использованием предварительно изготовленных изделий (показы моделей одежды, кукольный спектакль и т. д.).
Нормативная проектная деятельность – это проекты по созданию норм. Такие проекты всегда инициируются воспитателем, который должен четко понимать необходимость введения той или иной нормы. Пример: «Как вести себя в ходе игры» или «Правила пользования ножницами».
Более подробно о проектной деятельности можно узнать в пособии для педагогов дошкольного учреждения «Проектная деятельность дошкольников» Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса.
Обязательные составляющие проекта :
- детская самостоятельность (при поддержке педагога);
- сотворчество детей и взрослых;
- развитие коммуникативных способностей детей;
- познавательных и творческих навыков;
- применение дошкольниками полученных знаний на практике.
Этапы разработки и проведения проекта
(последовательность работы воспитателя)
Последовательность работы педагога над проектом :
• постановка цели, исходя из потребностей и интересов детей;
• вовлечение дошкольников в решение проблемы;
• составление примерного плана по достижению цели (поддержка интереса детей и родителей);
• обсуждение плана с семьями обучающихся;
• обращение за рекомендациями к специалистам ДОУ;
• составление плана-схемы проведения проекта (совместно с детьми и родителями);
• сбор информации, материала;
• распределение домашних заданий для родителей и детей;
• проведение занятия, игры, наблюдений, экскурсий (мероприятия основной части проекта);
• поощрение самостоятельной творческой работы детей и родителей (поиск материалов, изготовление поделок, рисунков и т. д.);
• организация презентации проекта (праздник, акция, театрализованное представление и т. д.);
• подведение итогов (выступление на педсовете, обобщение опыта, методическая разработка)
Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П» :
1 - Проблема;
2 - Проектирование или планирование;
3 - Поиск информации;
4 – Продукт;
5 - Презентация.
Запомнить просто – пять пальцев руки. Шестое «П»- портфолио, в котором собраны наработанные материалы (фото, рисунки, альбомы, макеты и др.).
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка чувство гордости за полученный результат.
План-схема реализации проекта
Автор проекта.
Группа.
Тема проекта.
Участники проекта.
Сроки проведения.
Алгоритм описания проекта.
Актуальность.
Вид проекта
Цель.
Задачи.
План реализации.
1. Постановка проблемы.
2. Продукт (конкретный замысел). Продуктами проекта могут быть фото и видео материалы, описание опытов, макеты, выставки, альбомы, праздники, игры, книга, сделанная в совместной деятельности со взрослым, проектная папка и другое.
3. Планирование. (какие виды деятельности, в какой последовательности, задачи)
4. Презентация. (праздник, фотоальбом, выставка и т. д.).
5. Анализ результатов.